Миф о Чубайсе - великом менеджере - только миф

Jun 08, 2007 00:53


До середины будущего года завершится реформа энергохозяйства страны и тогда же прекратит своё существование как организация ОАО РАО «ЕЭС России». Функции этого крупного энергетического монополиста перейдут к Министерству промышленности и энергетики, а все 52 энергосбытовые компании планируется продать на аукционах в течение ближайших полутора лет

БЕЗ ЧУБАЙСА БЫЛ БЫ МРАК?

(Неужели он не враг?)

Он вошёл в конференц-зал Клуба региональной журналистики стремительно, как Пётр Первый на корабельные верфи. Крупный и рыжий. Впереди него почти осязаемо двигалась мощная харизма, а позади - дюжие телохранители. Окинув нас, журналистов из российских регионов, хитроумным взглядом (то есть умным и хитрым одновременно), Чубайс заявил: «Прежде чем вы забросаете меня вопросами про демократию и свободу слова, расскажу о реформе энергетики, которую мы проводим вот уже семь лет». И рассказал, как песню спел. Я постаралась при пересказе сохранить динамичную лексику председателя правления РАО ЕЭС. А свои комментарии обособила курсивом.

РАСЧЛЕНЁНКА ЭНЕРГЕТИКИ ПО ЧУБАЙСУ...
       Суть реформы в том, что мы предложили разделить всю энергетику на две части: монопольную часть - сети, диспетчирование, некоторые другие компоненты, и конкурентную часть - то есть, собственно выработку электроэнергии (генерацию). Для этого пришлось в 67 акционерных обществах электроэнергетики провести «расчленёнку», отделив генерацию от сетей, а потом генерацию стали соединять с генерацией, а сети - с сетями. Так мы за 4 года создали в российской электроэнергетике либерализованный рынок. Лучший из аналогичных в мире, он свободен от каких бы то ни было государственных вмешательств, не имеет ни ценового потолка, ни иных дурацких методов госрегулирования цен.       Рынок - это самое величайшее изобретение человечества за последние две тысячи лет. На своей практической работе в электроэнергетике я просто увидел это воочию.

... И ЧТО ИЗ ЭТОГО ВЫШЛО

Рынок произвел на нас самих неизгладимое впечатление, дав целый ряд эффектов, о которых мы мечтали и даже о которых не мечтали.       Рынку не нужен начальник. Поэтому РАО ЕЭС ликвидируется.       Против реформы энергетики на старте были все - губернаторы, политические партии (кроме СПС), Совет Федерации, Госдума (кроме одной фракции), большая часть моих генеральных директоров, которые в результате реформы теряли свои должности, отраслевые аналитики, классические энергетики, все наши спецслужбы, значительная часть правительства, бизнесмены, большая часть олигархов... Одна олигархическая группа потратила колоссальные финансовые ресурсы на то, чтобы нас остановить.       В общем, люди, которые кое-что понимают в том, как делаются деньги, в один голос говорили мне: «Зачем ты режешь-клеишь сети и генерацию? Ты можешь с этим развлекаться долго, но никакой здравомыслящий инвестор никогда к тебе не придёт, потому что инвестировать в нашу энергетику - это безумие! Ты нарежешь, наклеишь, а потом всё равно придёшь с протянутой рукой за инвестициями к государству или просто повысишь тариф - других способов нет».       Все ошиблись, а мы оказались правы: страна получила фантастический инвестиционный ресурс в энергетике - примерно в 2,5 раза больше, чем предполагалось в наших самых оптимистических расчетах! Если в 2005 году все инвестпрограммы РАО ЕЭС составляли 2 млрд. долларов, в 2006 году - 7, а в 2007 году будет 20 млрд. долларов! Рост в 10 раз всего за три года!       В результате, до 2010 года, то есть за 5 лет, мы сможем ввести 41 гигаватт. Для сравнения масштабов: за всю советскую историю объём годовых вводов - всего 9 гигаватт.      Вот, что такое настоящая реформа. Реформа - это основа развития. И, в то же время, реформа - это всегда очень болезненно, жестоко, жестко. Безболезненная реформа - это не реформа, это болтовня для избирателя.       Пока ты пробиваешь реформу, ты получаешь все противостояния, все виды обвинений и претензий, начиная от агента ЦРУ и «Моссада». Но когда реформа завершается, слышишь: «Ну, ясно, что это надо было давно сделать. Можно было, конечно, сделать лучше, но уж ладно. Будем исходить из того, что сделано».

БИТВА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГИГАНТОВ

Дефицит электроэнергии сегодня стал просто бичом. Преодолеть его получится только через 5 лет, потому что даже после введения этих 41 гигаватт, образуется всего-навсего равенство предложения и спроса.       Одна из самых тяжелых проблем в энергетике страны - нехватка газа. Газпром отвечает категорическим отказом поставлять газ. Газ мы вынуждены замещать мазутом. Экономически это полный абсурд, потому что мазут вчетверо дороже газа. У меня есть трагичный опыт по строительству Северо-Западной ТЭЦ в Санкт-Петербурге на основании поручения правительства. Вложено полмиллиарда долларов, заказано сложнейшее оборудование, обучен персонал - ТЭЦ есть, газа нет. Поэтому я остановил строительство Калининградской ТЭЦ-2, хотя без неё неизбежна катастрофа. У меня есть официальный ответ, мне пишут: «Дорогой Анатолий Борисович, сообщаем вам, что газа нет и не будет никогда. Целую, Газпром». Сейчас для меня главная задача - не сорваться в нецензурную лексику.      Из-за дефицита газа промышленные предприятия и энергопроизводители переходят на более дорогие мазут, уголь, атомную энергию. В то же время, российский газ в огромных количествах закачивается за рубеж, более того - строятся всё новые и новые газопроводы в другие страны. Потому что газ - это политика, возможность влиять на мир. А на «своих» - наплевать? Что думает по этому поводу Чубайс? А вот что:       - Я являюсь категорическим сторонником активизации российских продаж сырья, в том числе газа, за рубеж. Это позитивно и экономически, и политически. Это первое.       Второе. Я считаю, что долю газа в потреблении топлива нужно снижать. В нашей пятилетней программе предусмотрено снижение доли газа с 61 до 57% (хотя в абсолютных цифрах потребление газа будет увеличиваться в связи с подъёмом экономики). Но в вопросе «Что приоритетнее - Россия или экспорт?» двух мнений быть не может: конечно, Россия.       Существует фундаментальная ошибка в понимании реального объема потребности страны в газе. Эта ошибка будет стоить нам чрезвычайно дорого в ближайшую холодную зиму. До сих пор нет ни одного решения по газу. Если не заниматься в стране разведкой новых месторождений, добычей, транспортом, строительством магистральных газопроводов, подземных газохранилищ, то последствия этого будут для страны катастрофическими! И уже в ближайшие годы.
СПРАВКА. В России 26% мировых запасов газа. Но эти запасы газа расположены в труднодоступных местах - в основном на севере Ямальского полуострова либо на шельфе Ледовитого океана. Сегодня у страны нет ни технологий, ни средств для добычи газа из этих месторождений. А если бы и были, стоимость добытого оттуда газа стала бы слишком высока.

КАК Я РАЗБУДИЛА ЧУБАЙСА

После бодрого отчёта Чубайса региональные журналисты стали задавать вопросы по технологии энергореформы. На них Анатолий Борисович отвечал изящно и со вкусом. Но отступления от этой темы принимал в боевой стойке. Как, например, вопрос волгоградской журналистки об управляемости империи РАО ЕЭС - она удивлялась развалу региональной РКС, руководимой местным лидером СПС (сейчас он в тюрьме), и ещё больше удивлялась тому, что пришедший ему на смену руководитель РКС собирает деньги с коммунальщиков на предвыборную кампанию... «Единой России». Глава доживающей последние месяцы энергокомпании пообещал разобраться и в случае подтверждения информации «оторвать стороннику ЕР руки».      Мой вопрос превратил пушистого домашнего мурлыку в дикого тигра. После ко мне подходили коллеги и журили: «Чубайс - Великий Менеджер. Он один в стране хоть что-то делает. Зря ты его поддела». Согласна: Великий Менеджер. И, быть может, благодаря его предприимчивости и энергии в наших домах горят лампочки. Да ведь меня не интересуют успехи главного энергетика России. Я журналист и обязана спросить о том, что больше всего волнует моих читателей. Они, читатели, плохо себе представляют гигаватты, но приходят в отчаяние, глядя на сумму в платёжке за нагоревшие в их жилище киловатты. И не верят, что масштабные преобразования в стране проводятся ради их блага, а не ради наживы авторов реформ. Говоря устоявшимися штампами, кредит доверия исчерпан. И, как мне представляется, не в последнюю очередь по вине партии «правых». Посему, преодолевая симпатию к умным и рыжеволосым, задаю раздражающий вопрос.
Мой вопрос Чубайсу:       - Я не из тех граждан России, которые называют своих рыжих котов Чубайсами. Я отношусь к либерально мыслящему меньшинству. Но я работаю в очень бедной, независимой от местных властей газете. И наши читатели в основной своей массе тоже небогатые. Вот я приеду из Клуба региональной журналистики и напишу статью о том, что один лектор нам поведал, что за время путинизма ни одной реформы в стране проведено не было. Но потом пришел Чубайс и сказал, что одна реформа - в энергетике - была проведена и проведена успешно. Что реформы жестоки и болезненны. Дальше я напишу, что реформа - это как лечение. Когда человек болен, ему дают горькие таблетки, ему делают болезненные уколы, но от этого ему потом становится лучше. А дальше, по логике, что я должна написать, чего ждут от меня читатели? - Они ждут ответов на простые вопросы:       - когда станет лучше? почему У НАС В ПРОЦЕССЕ реформ всегда плохо только бедным людям?      Ведь вслед за повышением тарифов на электричество, подскакивают цены на все продукты, на все услуги, на все товары. Вы это знаете. Так когда же всё-таки болезнь начнёт отступать? Люди устали приносить себя в жертву, устали тащить тяжесть промахов наших правителей на своих слабых плечах.       Ответ на мой второй вопрос зависит от вашей способности признавать свои ошибки. Как это делал Ельцин - публично.        Восемь лет назад вы уговорили ПАРТИЮ «СОЮЗ ПРАВЫХ СИЛ» «лечь» под нынешнего президента. Вы не жалеете об этом РЕШЕНИИ?
Ответ Чубайса:      - Спасибо за «доброжелательные» вопросы. Это позволяет проснуться.       Итак, ответ на первый вопрос. Куда двигаться? Можно двигаться в сторону снижения тарифов. Но мы не можем для одной категории населения (для бедных) снизить, а для других не снизить. (Почему нет?- Н.Н.). Если же снизить тарифы для всех, то станут невозможными инвестиции. Потому что прежде, чем инвестор пришёл и отдал миллиарды долларов, он нас изучил «до дна» - наш рынок, порядок функционирования, тарифообразование, структуру, топливный баланс и так далее. И убедился в том, что, вложив свои деньги, получит отдачу.      В этом смысле это «качели» вечные. Я говорю про энергетику, а можно и шире говорить - про любую другую отрасль и про экономику вообще. Куда двигаться: в снижение тарифов или в развитие? Инвестиции - это и есть развитие. Новые мощности, новые генерации, новые электростанции.       Когда мы в Амурской области построили Бурейскую ГЭС, тоже шли дискуссии, критика такого же характера, какую вы высказали. Но тарифы мы всё же не стали снижать, а построили всю инфраструктуру небольшого города, который до того выглядел как после Второй мировой войны, построили десятки социальных объектов, 2 спортзала, 6 школ, в том числе 4 - с бассейнами. Мы дали работу тысячам людей. Заработная плата, которую они получают, позволяет обеспечить детей. В итоге, создали ситуацию, когда до трети регионального бюджета формируется от работы ГЭС. А что такое треть регионального бюджета? Это деньги пенсионерам, учителям, врачам.       Я понимаю, что средний семейный платеж за электроэнергию 90-100 рублей (Я за себя одну ежемесячно плачу 370 рублей. - Н.Н.) для людей, которые получают пенсию 1,5-2 тыс. рублей, - это более чем ощутимо. Тем не менее, в этом плане линия была выбрана нами правильно. Иначе завтра и бедные, и не бедные, все вместе окажутся в темноте, без света. Как это получается с газом. Хотя понимаю, что такой ответ не прибавит мне популярности у читателей вашей газеты.      Второй вопрос. Насчёт «лечь» под кого-то или не «лечь». Тут вам выбирать термины. Да, это было моё предложение - разворачивать избирательную кампанию СПС в 99-м году под лозунгом «Путина - в президенты, Кириенко - в Думу». Вы спрашиваете: не изменилось ли мое мнение? Абсолютно правильное решение! Напоминаю, что в 1998 году в стране был дефолт. Авторов забыли? Напомнить списочек? Посмотрите на список лидеров СПС в 1999 году. Я не знаю ни одного аналитика, ни одного политолога, который бы мне за месяц до выборов не сказал, что я не сумасшедший. Все серьёзные люди в один голос говорили: «Ты идиот! СПС в Думу в 99-м году?! Ты улетел в другой мир!». А СПС избрали с 8%. Считаю, что именно благодаря моему решению поддержать Путина.       Больше того, если говорить не про тактику, а про стратегию. Несмотря на наше поражение в 2003 году, крайне болезненное, очень тяжёлое, считаю, что сейчас у нас есть абсолютно реальные шансы попасть в Думу. Если бы мы не были тогда в Госдуме, нам туда не попасть и сейчас. На недавних региональных выборах у СПС не триумф, но мы из «полумёртвых» перешли, по крайней мере, в «полуживые», а может быть, кое-где и в «живые».
     По пути из Москвы во Владимир читала газету «РБК daily» и наткнулась на интервью директора одного из крупнейших инвестиционных фондов (4 млрд. долларов только в России) А.Браниса. Он не мог слышать выступление А.Чубайса в КРЖ, но на каждый его тезис об успехе энергореформы обрушил своё возражение.      Чёрт их, богатых умников, разберёт, кто из них прав. Разве что жизнь покажет.
Опубликовано 8-14 июня 2007 г. в газете «ТОМИКС-Владимирская газета» №22 (2429)

экономика, Чубайс

Previous post Next post
Up