День победобесия

May 09, 2017 13:03


Подавляющее большинство россиян настроено воинственно. Этому способствует и то обстоятельство, что 9 мая вместо сожаления о погибших на войне ежегодно устраиваются песни, пляски и пьяные гульбища с непонятными символами и ВОЕННОЙ, агрессивной риторикой.

По свежим данным "Левада-Центра":
- 52% одобряют бомбардировки Сирии;
- 76% заявили о желании ПРАЗДНОВАТЬ 9 мая и 76% нравится смотреть военный парад (2% не нравится);
- 55% цепляют колорадскую ленту;
- 91% (!) одобряют акцию "Бессмертный полк" (5% не одобряют);
- 40% уверены, что Россия может победить в ядерной войне;
- только 6% (!) считают 9 мая Днём памяти погибших на войне родственников и друзей!!!

Лев Гудков, директор Аналитического центра Юрия Левады: ГЕРОИКА - ЭТО ВАРВАРСКИЙ ЭПОС

"В дневниках Александра Твардовского есть интересное место, когда открывается могила Неизвестного Солдата… Это очень горькие дневники, он был мыслящим, сомневающимся человеком, он пишет: “А как же те, кто в это время был в ГУЛАГе? Как быть с ними?”.
Я могу сказать, что это действительно проблема. Мой младший ребенок в первом классе, у них “Бессмертный полк”, всех обязали - это официоз. Дети, которые, естественно, совершенно не понимают, что и откуда, должны нести портреты дедушек или бабушек. А если нет таких родственников? У нас возникла дилемма: один дедушка работал председателем дивизионного трибунала, а другой сидел в Коми АССР. Сын его, мой дядя, воевал, был убит в 1943 году на Курской Дуге. В результате мы несем моего дядю, который погиб в 1943 году. Но дети все равно не понимают, о чем это, как и мы не очень понимали, будучи первоклассниками при советской власти, что это такое.


Все эти вещилегитимизируют войны. У нас эта война - справедливая, она практически без жертв, никто о них не вспоминает. Эта война самозащитная, как и Великая Отечественная. Это признаки одной большой войны, которая длится, она все время справедливая: на нас все время нападают, а мы все время защищаемся.

Генштабовская, агитпроповская, официальная версия войны, которая, с одной стороны, действительно - некоторый триумф системы, с другой стороны - оправдание террора, ошибок и преступлений власти, которые были до этого. Сам террор и преследования, необходимость форсированной милитаристской модернизации послужили оправданию и ошибок, и преступлений советской власти.

Здесь работают примерно те же механизмы легитимации режима за счет былых побед: “Это наша победа, мы победили, поэтому наш режим морально оправдан”. Все должны быть в этом мейнстриме, все должны поддерживать соответствующие акции.
Есть маркировка георгиевской ленточкой: если ты не носишь георгиевскую ленточку, то ты не в мейнстриме, ты не поддерживаешь победу, а соответственно, и власть. Это все идентификационные знаки: кто хороший, кто плохой, - такой моральный кодекс. Те, кто не разделяет это, те, кто выступает с критикой таких действий власти, являются отщепенцами. Соответственно, им противопоставляются не аргументы, не позиция, а церемониалы, вроде “Бессмертного полка”, который действительно очень нравится населению, поскольку тут двойственность - это и о павших, и о величии. Это довольно лицемерная и бессовестная игра на подмене таких вещей, чрезвычайно важная для манипуляции общественным мнением.


Берется сама идея страдания, но полностью снимается ответственность власти за страдания, жертвы, гибель людей. Они указывают как бы на экстраординарный статус событий или символов, а дальше это превращается просто в оправдание: “Мы за ценой не постоим”.

Структура массового сознания очень стабильна и мало изменяется. Опорный символ - это победа в войне. Еще россияне гордятся успехами в космосе и размерами территорий, на которых есть некие немыслимые природные богатства, а также история, культура - в меньшей степени. Не то, что сделано руками, а нечто онтологическое…

В этом празднике очень важные несколько моментов. Во-первых, мы победили фашизм, а это значит, что мы не фашисты, снимается сама проблематика тоталитарного режима. Мы оказываемся демократами, потому что мы антифашисты. Соответственно, закрывается вся проблематика террора, репрессий, природы этого режима. Это чрезвычайно важная вещь - потому, собственно, Путин и воспользовался этим ресурсом. Полностью закрыта вся возможность понимания прошлого системы.

Победа в этом смысле сакрализует всю систему власти, связывая это с героическим имперским прошлым, с идеей великого. Это не просто наша победа, это победа великой России. В этом смысле она укладывается в череду таких имперских побед (уже Сталин это делал).
Это разделяет подавляющее большинство россиян, снимая или резко снижая тем самым претензии к власти.

Гордость за прошлое для человека становится главным основанием для самоуважения. Не уровень жизни, не личные достижения, не признание окружающих, а слава предков, которая всегда с тобой. Все это означает, что ни у людей, ни у страны нет образа будущего.

Как и всякий государственный церемониал, культ 9 мая умрет своей собственной смертью, как только его перестанут поддерживать власти.


Нынешний культ Победы принципиально отличается от празднования окончания Второй мировой войны в странах Европы - там это день скорби, и он вписан в практику осмысления прошлого. У нас все наоборот: прославление Победы - способ коллективного самоутверждения и забвения жертв.
Через этот процесс идет изживание комплекса национальной неполноценности, потому что других крупных национальных достижений нет.

День Победы становится частью воспитания граждан в духе героического милитаризма".
(https://www.svoboda.org/a/27716179.html и https://lenta.ru/articles/2016/05/07/9may/ )

безмозговые, война, Россия-дикая страна

Previous post Next post
Up