Немцов тоже из меньшинства

Jun 09, 2009 17:21


Борис Немцов в Сыктывкаре (7 июня)

дал интервью местному журналисту Борису Суранову. Интервью пока нигде не опубликовано (и вряд будет опубликовано по понятным причинам).Здесь фрагмент (полностью интервью см. suranov.livejournal.com/154801.html  или  www.nemtsov.ru/)
............................................................. 
- В свое время лично меня потрясла история из вашей книги «Исповедь бунтаря»: когда в конце 90-х шахтеры стучали касками в Москве, вы, будучи первым вице-премьером, собрали экстренное совещание, но тогдашний глава ФСБ Путин на него не явился - из-за болезни своей собаки... 
- Это чистейшая правда. Когда книга вышла, в Кремле, насколько я знаю, была истеричная реакция. 
Впрочем, этот фактор позволил мне продать больше 130 тысяч экземпляров. Я ни копейки на раскрутку этой книги не потратил. То, что мемуарная литература разошлась таким тиражом, - большая редкость для России, но это факт. Власть приложила массу усилий, чтобы дискредитировать меня как автора книги, но при этом никаких исков в суд или даже публичных претензий по фактуре не последовало. Когда я писал книгу, я отчетливо понимал, что любое слово может быть использовано против меня, поэтому все, что там написано, является 100-процентной правдой, и именно это власть и бесит. И не только история с шахтерами, но и история назначения Путина, история с Ходорковским, история с «Норд-Остом»... 
- Кстати, вот Ходорковский тоже выступал против режима, финансировал оппозицию, теперь сидит. А вы не боитесь, что вас посадят?
- Дело в том, что Путин - человек с понятийно-криминальным мышлением. У него есть представление, что по понятиям, а что - не по понятиям. В этом смысле я для него реальный идеологический враг. Я никакой не предатель, не вор, не жулик, не коррупционер, я - враг. Я считаю, что Россия должна освободиться от рабства и крепостничества и стать свободной демократической европейской страной. А Путин считает, что Россия должна быть страной с имперскими традициями, где главный принцип: «Я начальник, ты дурак», что народ у нас тупой, что им надо повелевать. Кстати, у Путина сознание очень близко к массовому, поэтому он так популярен. Ведь многие люди думают так же, как и он. А меньшинство думает так, как я: что каждый человек рожден свободным, защищенным и счастливым. Вот эта логика для Путина глубоко омерзительна. Он считает, что Россия - это Азия, в то время как я считаю, что Россия - это Европа. 
    Что же касается Ходорковского, то у Путина вызвало возмущение, что Ходорковский, когда были залоговые аукционы, стал миллиардером, а потом посмел выступать на политические темы. То есть, воровать, по путинским понятиям, можно, но в политической жизни тогда участвовать нельзя. Грубо говоря, ты либо пИ*дишь, либо пи*дИшь. Я не знаю, правда, как вы это опубликуете...
- С точками...
- Ясно. Только ударение правильно поставьте, это главное... А поскольку в первом меня упрекнуть сложно, то на второе я имею право. По понятийному мышлению Путина, есть оппозиция в законе, а есть - вне закона. В законе - это те, кто не был у него в подчинении, ничего не воровал и не прихватывал госсобственность. Это просто враги. Таких людей немного: Немцов, Явлинский, Хакамада, Зюганов, Каспаров, отчасти Лимонов. С ними надо бороться, но их нельзя сажать. А есть оппозиция, по понятиям, вне закона - те, кто были под путинским началом, а потом предали его, либо бывшие олигархи, ставшие оппозиционерами. Это Ходорковский, Касьянов, Илларионов, Рыжков, Рогозин. И вот в отношении этих людей принимаются иные методы. То есть, даже снять меня с выборов мэра Сочи для Путина было бы не по понятиям. Я враг, которого надо победить, но не уничтожить. 
- Возможна ли с вами такая комбинация, как с Никитой Белых, при которой вас назначат руководить каким-нибудь регионом? 
- А я у них ничего просить не буду. 
- А разве Никита Юрьевич что-то просил? 
- Слушайте, давайте без глупостей, ладно? Как это не просил? Не просил бы - не назначили. Я был губернатором и знаю разницу между избранным и назначенным. Назначенный - это чиновник, встроенный в вертикаль. У него есть свои взгляды, свое понимание, как надо развивать регион, но он - на крючке.
- Секундочку. Вы полагаете, что Никиту Белых в случае выборов не изберут всенародно? Его популярность в области растет. 
- Я знаю, что его изберут, только вот выборов не будет. Он действительно популярный парень и очень правильно, я считаю, ведет себя в Кирове, дай Бог, чтобы у него все получилось. Но быть на крючке и постоянно находиться в таком подвешенном состоянии - это не мое, я не так воспитан. Мне мама говорила, что главное - это независимость и чувство собственного достоинства. А пресмыкаться, ползать на коленях и просить, чтобы тебя назначили люди, которых я не уважаю, я просто физиологически не могу.
.......................................................................................
- Как вы считаете, Дмитрий Медведев уже начал самостоятельную политическую жизнь или это продолжение путинской линии? 
- Знаете, есть три отличия Медведева от Путина. Первое: Медведев - молодой парень, который закончил университет, когда началась горбачевская перестройка. То есть, он не имеет совкового мышления. Второе: он никогда не работал в КГБ, что важно, потому что ему не кажется, что все вокруг шпионы, враги. И третье: он, в отличие от Путина, был в бизнесе, работал юрисконсультом в «Илим Пайпе», крупной российской целлюлозной компании. Но при всем при этом у Медведева есть одна проблема - он слабый. Путин его, собственно, из-за этого и избрал. 
- А то, что тот же Никита Белых стал губернатором, разве не есть самостоятельный политический ход Медведева? При Путине такое себе представить было бы невозможно. 
- Да бросьте! Никита сначала был на приеме у Путина, тот одобрил его назначение, после чего Белых пошел к Медведеву. Так что это совместное решение, которое было нужно, чтобы, во-первых, показать Западу - дескать, вот какие у нас уникальные экземпляры, а во-вторых, у них же там полное банкротство по Кирову вообще. Шаклеин (Николай Шаклеин, экс-губернатор Кировской области - Авт.) довел регион до полного упадка. Я, как бывший губернатор соседней области, могу сказать, что главной моей проблемой были вятские мигранты. Не из Таджикистана там какого-нибудь, а из соседнего региона. И это была социальная проблема, ведь надо было заниматься жильем, трудоустройством и так далее. Короче говоря, поскольку регион - действительно медвежий угол, где очень сложно добиться успеха, власти, которые раньше кидали на сельское хозяйство, кинули Белых на Кировскую область: справится - молодец, а не справится - скажут: вот смотрите, какие негодяи у нас в оппозиции, пошли все в ж*пу.  
- Стало быть, если вам, допустим, предложат Республику Коми - не возьмете? 
- Я готов участвовать только в кампаниях, где у меня есть народная поддержка, то есть - в выборах. Да, если бы в Нижегородской области объявили выборы губернатора, наверное, я бы в них участвовал. И, кстати, имел бы шансы выиграть. Но быть чиновником... Никита - молодой парень, у него другая ментальность, он плохо знает тех людей, которые его назначили, он считает, что можно каким-то образом с помощью компромиссов чего-то добиться. В принципе, я к его позиции отношусь с пониманием. Но я бы так не смог. Мы разные люди, хоть он и мой преемник по СПС, я его в свое время рекомендовал на должность руководителя партии. Тем не менее, у него своя судьба, своя траектория. И потом, надо понимать, что Никита никогда не был врагом с точки зрения режима. 
- Ну, ему ведь тоже заламывали руки на «Марше несогласных»... 
- Да, мы с ним вместе ходили на «Марш», вместе сидели, правда - в разных отделениях... Белых относится к новому поколению, которое считает, что борьба за свободу - это главное, что надо делать. Но это очень короткая история. А у нас история этой борьбы, минимум, 15-летняя.
.......................................................................

Путин, Солидарность, Медведев, Белых, Немцов

Previous post Next post
Up