В ОДНОМ ОТДЕЛЬНО ВЗЯТОМ РЕГИОНЕ РОССИИ, или Владимирский Сергей Пашин
В марте прошлого года указом президента Путина во Владимирскую область был назначен новый председатель областного суда Юрий Беспалов.
До этого назначения Беспалов 6 лет работал в Мосгорсуде и преподавал в московских вузах, а ещё раньше был судьёй Владимирского облсуда. В бытность владимирским судьёй он ничем таким особенным не выделялся. Разве что, помнится, в одном громком деле применил статью Конституции напрямую, что до него у нас никто не делал, да и после, кажется, тоже.
Однако с первых дней в качестве председателя облсуда Беспалов начал судебную революцию «сверху». Словно он всерьёз воспринял призывы президента страны к независимому, справедливому и прозрачному суду.
Во-первых, резко пресёк традицию исполнительной и представительной власти влиять на судебную систему. Велел докладывать ему лично, если судьям будут поступать звонки из органов власти. Жёстко реагировал в случаях, если во время заседания судья разговаривал по мобильному телефону, пусть даже и с близким человеком.
Из своего кабинета Беспалов убрал «вертушку» - аппарат прямой связи с губернатором. Отказался посещать «банные субботники», на которых с давних времён, может быть, ещё с советских, главы ключевых структур области укрепляли взаимную дружбу в чём мама родила.
На письма из администрации губернатора типа: «Судья такого-то райсуда такая-то вынесла неадекватное решение по такому-то делу. Прошу разобраться» не реагировал. Он возмущался и говорил, что суд - не придаток исполнительной власти, и что это грубое нарушение конституционного принципа разделения властей.
В одном из недавних интервью в СМИ секретарь Союза Журналистов России Михаил Федотов сказал: «Я все жду того момента, когда судье позвонят и скажут: «Иван Петрович, вот надо такое-то решение вынести», - а Иван Петрович скажет: «Спасибо большое. Я записал наш с вами разговор и вызываю вас на завтра, к такому-то часу для предъявления вам уголовного обвинения в попытке давления на суд».
Председатель Владимирского областного суда Юрий Беспалов был очень близок к тому, чтобы стать воплощением мечты Михаила Федотова и всех честных граждан о судье Иване Петровиче. Во всяком случае, он обращался в соответствующие органы с требованием возбудить уголовные дела по фактам давления на суд и прочим безобразиям, однако дела не возбуждали. Обоим президентам отчёты отправлял - так же безрезультатно.
(Моё мнение - к мечте о честном судье следует добавить мечту о честном прокуроре, честном президенте и так далее).
Беспалов организовал систематическую учёбу судей и всех, кто по долгу службы с ними сотрудничал. Создал научно-консультативный совет при областном суде, где обсуждались вопросы взаимодействия с прокурорским сообществом, судебными приставами, ГИБДД, милицией, адвокатурой, ЗАГСом, нотариусами, адвокатами, экспертами и т.д. Это сразу положительно сказалось на качестве отправления правосудия и выполнении решений суда, а профессионализм судей ощутимо повысился.
Беспалов ездил в районные суды сам для ознакомления с обстановкой и судебным делопроизводством, а также, если поступали жалобы от граждан, посылал туда комиссии от облсуда. Особенно оперативно разбирались жалобы на хамство и волокиту. Например, одно уголовное дело рассматривалось в райсуде целых 15 лет! Порой обнаруживалось , что судья перед комиссионной проверкой, о которой его предупреждали заранее, подделывал сроки рассмотрения дел.
Судью, нарушившего процессуальные и этические нормы сначала предупреждали. Не исправлялся - вносили представление в Квалификационную коллегию судей на лишение статуса судьи. Некоторые, дабы избежать уголовного наказания (например, за продажу конфискованных наркотиков вместо их уничтожения), сами подавали в отставку или уходили на пенсию.
Примерно за год около 4-х десятков судей освободили свои кресла. Для маленького региона это много.
Мне районные судьи говорили: «В деле реформирования всегда бывают перекосы. Но в целом Беспалов идёт в правильном направлении. Мы закоснели, забронзовели. Чувствовали себя почти богами среди простых смертных. И многих уже не переделать. Наверное, две трети судей можно было бы убрать для пользы дела. А, может, и всех».
Беспалов установил, что при вынесении решений по УДО облсуд должен руководствоваться исключительно законом, а не личными пожеланиями службы исполнения наказаний, которая зачастую обосновывала необходимость освобождения осужденного тем, что камеры переполнены.
Здания судов, десятилетиями не ремонтировавшиеся, были отремонтированы или получили средства на ремонт. У судей появились современные компьютеры и другие технические средства. Новые мантии получили вместо заношенных!
И много, много чего другого, прежде невиданного в судебной системе Владимирской области, появилось благодаря приходу Юрия Беспалова. Всего за год его председательства!
И что совсем не укладывалось в привычные рамки - Беспалов постоянно публично говорил о верховенстве закона, о необходимости соблюдать Конституцию и права человека! Самым частым словечком в его лексиконе было - «люди». Он говорил: «Суд для людей, а не для судей», «Люди будут уважать судью, если он будет судить по закону», «Надо вернуть доверие людей к российскому суду»…
Естественно, активная реформаторская деятельность Беспалова не могла в нашей странной стране остаться безнаказанной. Появились недовольные и даже враги. В первую очередь, противодействие шло от губернатора. Во вторую - от руководства судебного департамента, службы судебных приставов, некоторых членов Совета Судей России.
Меньше всего недовольных оказалось - не поверите! - среди судей Владимирской области. Судьи-то как раз почувствовали вкус к работе по закону, а не по телефонному праву. Им не стыдно стало слышать обращение «Ваша Честь».
Потом приехала комиссия от Совета Судей РФ. С Беспаловым и его сторонниками комиссия не встречалась.
А в мае Беспалов был вызван на заседание Совета Судей в Сочи. Ему не показали документы, на основании которых рассматривалось его дело (а в повестке дня вообще не было вопроса по владимирскому судье), дали пять минут на выступление и открытым голосованием при 94 «за» из 95-ти (один воздержался) утвердили обращение в Высшую Квалификационную Коллегию Судей с просьбой лишить Беспалова статуса судьи.
В июле на заседании ВККС Беспалов «добровольно» написал заявление об отставке.
Какое-то время после ухода Беспалова многие судьи продолжали работать «по-новому», то есть, по закону. Но постепенно во Владимирско й области всё стало как прежде.
Тут и сказке конец.
Послесказие: фамилия теперешнего председателя Владимирского облсуда (в ранге и.о.) - Медведев.
Наталия Новожилова
(Прочитано на конференции «Суд, коррупция - больные вопросы российского общества» Всероссийской гражданской сети в Москве 28 сентября 2008 г.)
UPD. (27.02.2010) Сейчас Ю.Ф.Беспалов работает ученым секретарём Научно-консультативного совета при Московском городском суде.