Наталия Новожилова
14 мая 2008 г., conference «Spotlight on Russia»
Royal United Services Institute, Whitehall, London, SW1A 2ET
Представьте, что все вы здесь - телезрители канала российского телевидения NAN. А я показываю и комментирую программу «Обзор событий в стране за последний месяц».
В России принято начинать новости с первого лица государства.
Итак, смотрим первый телесюжет.
Владимир Путин сидит в своём кремлёвском кабинете и обдумывает ответ министру иностранных дел Великобритании Дэвиду Милибэнду. Милибэнд намекнул на необходимость изменить российскую конституцию.
Фоном с экрана звучит песня Revolution в исполнении Джона Леннона из «Белого альбома» Битлз:
- You say you'll change the constitution. Well, you know we all want to change your head.
- Спасибо за подсказку! - радуется Путин и пишет в свой блокнот: «Мозги им надо поменять, а не конституцию!».
Это, конечно, шутка, анекдот. Наш прежний президент Путин не нуждается в подсказках и всё придумывает сам. Даже за нового президента. А новый президент Медведев пока ещё вслушивается в тексты любимой группы Deep Purple. Пока неизвестно, что он там может расслышать.
Впрочем, шутки в сторону, переходим к суровой российской действительности.
Сюжет второй. Новости законодательства.
Президент Путин подписал изменения в закон о референдуме. Теперь провести референдум по инициативе снизу, из народа, стало практически невозможно. Известные российские правозащитники говорят в нашу телекамеру:
- У нас фактически отобрали свободу слова.
Отменили выборы в Совет Федерации и выборы губернаторов.
Путинский закон превратил акт выборов в спектакль с заранее известной концовкой.
Мы не можем выразить своё мнение на митингах и демонстрациях - власть их запрещает под надуманными предлогами.
И вот теперь у народа отняли последнее гражданское право - на проведение референдумов!
Ещё о законодательных нововведениях.
За последние годы со стороны душителей свободы слова было предпринято 46 попыток ужесточить Закон о Средствах Массовой Информации. Благодаря сопротивлению общественности все 46 попыток не прошли.
Но на днях депутат от партии Путина «Единая Россия» предложил 47-ю по счёту поправку. Эта поправка даёт право закрыть любое масс-медиа, если в нём хотя бы два раза имела место диффамация. И на этот раз Государственная Дума успешно изменила закон (пока в первом чтении).
Журналисты очень встревожились. По моему же мнению, встревожились напрасно: это всего лишь ещё один проект Кремля по созданию либерального имиджа Медведеву. Вот увидите, Медведев «прислушается к голосу общественности» и выступит против поправки к закону. И тогда весь мир будет рукоплескать ему как защитнику свободы слова.
В России сегодня достаточно законов, чтобы легко уничтожить любое неугодное власти СМИ.
Есть несколько способов.
Например, привлечь к суду за диффамацию. Зависимый от власти суд за пару часов присудит редакции и журналистам огромные денежные компенсации за моральный вред. Таким образом, СМИ разоряется и прекращает своё существование.
Кроме того, российское законодательство унаследовало от Советского Союза криминальную статью «Клевета». Клеветой в нашей юриспруденции называется распространение заведомо ложных сведений. В Советском Союзе эта статья не работала. Так как трудно доказать факт, что виновный знал о том, что распространяет ложь.
Но в годы путинского правления за клевету осудили сотни журналистов. По приговору суда с них также взыскивали денежную компенсацию, а нередко сажали в тюрьму.
Свежий пример: редактора маленькой, но колючей газеты в Калининградской области по фамилии Рожков осудили за клевету сразу по двум делам. По одному делу суд взыскал с него 40 тысяч фунтов стерлингов (здесь и далее специально для английских слушателей рубли переведены в фунты). Для выплаты этой суммы газету пришлось закрыть. По другому делу суд обязал Рожкова с целью исправления принудительно отработать 280 часов.
Некоторых журналистов насильственно помещают в психиатрическую больницу, где их лечат от «неправильного мнения по отношению к власти».
Журналиста можно выслать из страны как опасного государственного преступника. Так путинское ФСБ поступило с Натальей Морарь из журнала «THE NEW TIMES». Девушка описывала финансовые махинации Кремля, а была признана опасной для всей мощной российской державы, словно она террорист из Аль-Кайеды.
Но самый действенный способ для уничтожения СМИ в путинской России - это применить закон об экстремизме.
В тюрьме Нижнего Новгорода отбывает наказание журналист Стомахин. Он был арестован весной 2006 года и осуждён за экстремизм. Экстремизм обнаружили в его текстах в виде, цитирую, «неуважения к Российской Федерации, критики властей и сочувствии к сепаратистскому движению в Чечне». За это сидеть Стомахину в тюрьме до весны 2011 года. Целых 5 лет.
Всё чаще возникают уголовные дела против пользователей Интернета за высказывание своего мнения о каком-то событии. Блогер Терентьев нелестно написал в Интернете о работе милиции. Конкретных имён он не назвал.
Терентьева обвинили в разжигании социальной розни по отношению к милиции как к социальной группе. Ему грозит 2 года лишения свободы.
А самый короткий и простой путь к уничтожению свободы слова - это убийство редактора или журналиста. Опыт показывает, что убийц и их заказчиков никогда не найдут.
Закон об экстремизме объявлялся как инструмент для борьбы с террористами. Но в подавляющем большинстве случаев он используется для подавления инакомыслия, для уничтожения политической оппозиции и для разгона «маршей несогласных».
Поэтому мой следующий телесюжет с майских демонстраций трудящихся.
В Москве, Петербурге, Владивостоке и других крупных городах С РАЗРЕШЕНИЯ ГОРОДСКИХ ВЛАСТЕЙ в конце апреля и начале мая прошли массовые демонстрации и митинги членов профашистских организаций.
На московском митинге выступил гость из США - известный расист Престон Виджинтон.
На улицах толпы националистов скандировали: «Зиг хайль!», «Слава русскому народу! Нет чеченскому уроду!», «Россия для русских, Москва - для москвичей!», «Смерть чуркам!» («чурка» - оскорбительное название южных этносов).
Они декламировали:
«Разноцветная страна
русским больше не нужна!
Это наш город! Это наша страна!
Русский порядок или война!»
За первые четыре месяца этого года у нас зарегистрировано уже 180 нападений на почве расовой ненависти. Фашисты нападают группой на одного и наносят более десятка ножевых ранений. Убито 65 человек. Но правоохранительные органы упорно твердят об отсутствии организованных преступных группировок фашистского толка.
Вот здесь власть не видит никакого экстремизма!
В то же время власти в очередной раз безосновательно запретили проведение «Марша несогласных», который оппозиция планировала провести 6 мая.
Вести из-за рубежа.
По последним опросам общественного мнения в сознании граждан России наибольшим их недругом является США, затем Грузия, Украина и на четвёртом месте Великобритания.
Журнал TIME недавно обозначил Путина как самого влиятельного человека мира после Далай-Ламы.
Он, действительно, всемогущ, наш Путин, замечает народ:
- Америку и Буша у нас ругают со всех высоких трибун, а Буш, тем не менее, пригласил Путина в своё поместье на рыбалку и вообще при встречах демонстрирует свою дружбу и нежность;
- посол в России Энтони Брентон рассердил Кремль своим визитом на конференцию оппозиции - и Великобритания заменила Брентона на другого посла.
Ай да Путин!
Одновременно российская демократия тонет в нефти и задыхается от газа.
ЛЮДИ В РОССИИ ГОВОРЯТ, ЧТО ЗАПАД ПРОДАЛ ДЕМОКРАТИЮ ЗА НЕФТЬ И ГАЗ.
А сейчас поговорим о головокружительном росте экономики.
Рост российской экономики - это миф.
Лишь единичные предприятия, главным образом, в Москве, Петербурге и немногих крупных городах имеют современное оборудование и выпускают качественную продукцию, которая пользуется спросом.
В стране успешно растёт лишь число миллиардеров. Восемь лет назад их не было, сейчас больше 100.
Растёт и разница в доходах богатых и бедных. Средний класс, наоборот, сокращается.
Когда попадаешь в столицу, кажется, что путинская Россия действительно процветает. Но это иллюзия.
Более 60% налогов из городов России поступает в Москву. Это ограбление регионов!
Разрыв между уровнем жизни москвичей и жителей российских регионов огромен. В Москве плата за пользование жильём и другие услуги вдвое меньше, а пенсии вдвое выше. Доход среднего столичного жителя в десятки раз превышает доход среднего горожанина из региона. Каждый десятый житель столицы - миллионер.
В то же время, по данным Совета Федерации 55 миллионов российских граждан имеют доходы ниже 120 фунтов стерлингов в месяц. На многих крупных заводах моего города Владимира рабочие получают всего 60 фунтов.
Большинство пенсионеров имеют пенсию в 60-70 фунтов. Столько же надо платить за жильё. Старики голодают.
В стране более 2 миллионов бездомных детей.
Образование и медицина формально бесплатные, а на практике стоят очень дорого и становятся всё более и более недоступными для большей части населения. Лекарства тоже не по карману людям с небольшими доходами. Мало того, в аптеках часто продают фальшивые лекарства.
В регионах растёт детская смертность и падает продолжительность жизни (в моём регионе возраст, до которого доживает средний мужчина - ниже 58 лет).
Присутствующий здесь Борис Немцов - единственный из российских политиков, кто постоянно ездит в регионы России и напрямую общается с людьми. Думаю, он может подтвердить правдивость моих слов.
И, наконец, маленькая картинка из реальной жизни российской глубинки.
Перед парламентскими выборами декабря прошлого года некие наивные люди собирали подписи под обращением к Путину с просьбой остановить рост цен на продукты и коммунальные услуги. Это обращение называлось «наказ президенту».
Народ у нас верит, что если попросить самого главного человека в стране, то он поможет.
Такое обращение принесли в дом в деревне Бараки, где живёт 9-летняя девочка Оля Петрова с бабушкой и отцом. Бабушка отработала 45 лет и сегодня получает пенсию 56 фунтов в месяц. Отец постоянной работы не имеет.
Домишко их очень ветхий и маленький. Такую мебель, как у них, принято выбрасывать. На верёвке сушатся простыни - от дыр они словно кружевные. Королевские такие простыни.
Хозяйство - 2 кошки и 3 курицы.
Оля на листе обращения к Путину приписала детским почерком свою просьбу: «Я учусь в третьем классе. Живу с папой, бабушкой и печкой. У нас нет воды. Я хочу иметь свой телевизор и свою комнату».
Прошли парламентские выборы. Потом в марте президентские. Ответа от Путина Оля не получила. Но листок с детской просьбой случайно попался на глаза добрым женщинам из Владимирского Женского Союза. Каждая из них дала немного своих денег, и вместе они купили телевизор. Привезли его в деревню к Петровым.
- Что бы ты сейчас хотела сказать, Оля? - спросили счастливую девочку.
- Чтобы Путин всегда оставался президентом! - ответила Оля.
На этом я завершаю свой обзор событий в стране за последний месяц.
Но прежде чем вы выключите воображаемый телевизор, послушайте последнее сообщение:
- Во-первых, такого ТВ-канала NAN в России не существует и при нынешнем режиме о подобном даже мечтать не приходится;
- Во-вторых, всё мной рассказанное - невыдуманные факты, но они большинству населения России неизвестны. Также, как и многое, многое другое.
Власть намеренно создала информационный вакуум. В нём и живём.
Терпения у русского народа хватит надолго. Но может не хватить самого народа.