Инвестиции в сферу ЖКХ
Целью инвестиций является выполнение следующих задач:
1. Снижение социального напряжения в обществе (тарифы, обеспеченность)
2. Развитие самоуправления в жилищной сфере, борьба с коррупцией
3. Удовлетворение потребности общества в комфортном и доступном жилье
Для реализации указанных задач необходимо решить следующие вопросы в жилищной и коммунальных сферах.
В жилищной сфере
1. В связи с допущенной системной ошибкой, в части отсутствия ограничения во времени приватизации государственного жилья, прекращением его строительства с 1991 г. государство потеряло контроль над социальным жильём. Большая часть населения (преимущественно стареющая - не молодежь) потеряло надежду на улучшение жилищных условий. Необходимо провести анализ очередников зарегистрированных в муниципальных образованиях республики и начать строить социальное жильё на условиях доходных домов (без права приватизации).
2. Износ жилья построенного в период массового строительства малогабаритного жилья (хрущевки) превысил все нормативные сроки. Состоятельные регионы (Москва, С.Петербург) давно разработали и приступили к сносу такого жилья. Анализ плотности застройки позволит провести снос и отселение подобного (часто малоэтажного) жилья и строительство нового жилья.
3. К сожалению, в отличие от столичных регионов (Москва, С.Петербург) республика даже не рассматривала вопрос отселения коммунальных квартир и бывших общежитий. Общая площадь таких помещений не превышает 4% от бывшего муниципального жилищного фонда. В таких квартирах проживают граждане преимущественно преклонного возраста, активно принимавшие участие в становлении промышленной индустрии нашей республики и были заселены именно в тот период. Реализация программы отселения коммунальных квартир (общежитий) реально улучшило бы социальную атмосферу в обществе. Необходимо разработать и принять программу отселения из коммунальных квартир (общежитий).
4. Принятие Жилищного Кодекса РФ (2005г.) предусматривает развитие самоуправления в жилищной сфере. Собственники впервые самостоятельно получили право определять тарифы на жилищные услуги. За последние 7 лет о развитии самоуправления в жилищной сфере не приходится говорить. На основе Закона о самоуправлении и ЖК РФ необходимо организации обслуживающие жилищный фонд (УК, ЖЭУ, ЕРЦ, подрядные организации) вовлечь в органы самоуправления территорий - ТОСы. Обслуживающие организации в тесном контакте с собственниками жилья (налогоплательщиками территорий) фактическими потребителями коммунальных и жилищных услуг должны объединиться и сформировать собственные органы самоуправления жилых комплексов.
5. Многоэтажное ранее муниципальное жилье, переданное в собственность граждан, имеет определённый износ. Принятый федеральный закон модернизации жилищного фонда ограничен в сроках и объёмах финансирования. Необходимо выделить замену сложных технических устройств - лифтов, насосов (вентиляционных, отопительных, водопроводных), котлов (при самостоятельном подогреве теплоносителя). Необходимо разработать и принять программу страхования и модернизации технически сложных устройств в жилье.
6. Вовлечение большого количества собственников жилья в сферу повлекло за собой потерю контроля над безопасностью жилья и общедолевого имущества. Платежи за неосуществлённый капитальный ремонт вызывают раздражение в обществе. Необходимо платежи за капитальный ремонт жилья трансформировать в платежи обязательного страхования жилья.
7. В период с 2003 г. (момента перехода на обоснованные тарифы без субсидий) формировались частные УК. Если в начальный период количество их было единичным, сегодня частный бизнес глубоко вошёл в жилищную сферу и создал предпосылки монополизации. Созданы крупные УК в управлении которых более 2 млн. м2 жилья. Необходимы процедуры демонополизации, разукрупнения УК. Объём управляемой жилой площади не должен превышать жилого микрорайона (ТОС) и должен быть экономически обоснован целесообразностью.
8. Прежнее жилищное строительство опиралось на нормы социального равенства и невысокого комфорта. Необходимо при возведении нового жилья предусматривать места для большего количества индивидуального транспорта. Необходимы инвестиции для строительства (подземных и иных) парковок в шаговой доступности от жилья.
В коммунальной сфере
1. В связи с передачей с 2006 г. полномочий по контролю над формированием тарифов вновь образованным муниципалитетам республики, а также отсутствием до 2008 г. республиканского органа (Комитета по тарифам) практически до 2011 г. (момента возврата контроля над тарифами на республиканский уровень) рост тарифов имел галопирующий темп. Необходимо отметить, что к 2006 г. в республике все тарифы были обоснованы, прошли необходимый аудит и через межведомственную комиссию по обоснованности. Основанием для пересмотра могли быть - инфляция, рост тарифов на энергоносители и установленной минимальной зарплаты.
Необходимо провести ревизию тарифов с 2006г. (в том числе и на жилищные услуги).
2. Коммунальные услуги по природе своей являются монополиями. Они первыми были приватизированы (в отличие от жилищных организаций). К сожалению, новые собственники не всегда выстраивают верную инвестиционную политику. Необходимо провести анализ структуры сформированных тарифов таких организаций. Обратить внимание на инвестиционную составляющую в них. Довольно часто её перекладывают на потребителей, что не имеет правовую основу и перспективу т.к. не имеет ответственную сторону. Правильно сформированный тариф позволит привлечь инвестора.
3. Социалистическая экономика была ориентирована, прежде всего, на развитие производства. Вследствие чего развитие энергетики шло по направлению строительства крупных ТЭЦ, ГРЭС. Стоимость услуг теплоснабжения и горячего водоснабжения благодаря снижению себестоимости весьма конкурентоспособна на рынке коммунальных услуг. Однако периоды сезонных профилактических отключений (ремонт и опрессовки между отопительными периодами) снижают комфортность услуги. Необходимо развивать комфортность жилья с собственными котельными на такие периоды.
4. Крупные монополии не заинтересованы в развитии собственных сетей на новых территориях и предъявляют крупные суммы для инвестиций, что существенно сдерживает развитие жилищного строительства на свободных территорий социального жилья. На сегодня они весьма обеспечены и на существующих сетях. Необходимо привлекать инвестиции крупных фондов с последующим покрытием расходов за счёт конкурентоспособных коммунальных услуг.
5. Водопроводы и канализации крупных городов имеют износ равный своей истории. Необходимо развивать канализации в городах и поселениях на основе привлечения инвесторов. Контроль над эксплуатацией и содержанием осуществлять через формирование тарифов.
6. Учёт и контроль над предоставляемыми коммунальными услугами. За небольшой промежуток времени (до 1 июля 2012г.) необходимо завершить установку индивидуальных счётчиков. На сегодняшний день у управляющих организаций достаточно средств граждан оплаченных на текущее содержание. Мобилизовать оплаченные ранее средства граждан на установку индивидуальных счетчиков.
7. Республика имеет прекрасные природные условия для развития малой энергетики (солнечные батареи, ветряные генераторы энергии), а следовательно снижения стоимости и увеличения доступности к коммунальным услугам. Особенно малая энергетика актуальна для районов удалённых от центральных магистралей. Необходимо развивать малую энергетику.
8. Для юго-восточных областей республики очень важен вопрос стоимости питьевой воды. Необходимо развивать инновационные технологии по добыче недорогой питьевой воды взамен транспортируемой Челныводоканал.
9. Необходимы срочно новые технологии по очистке питьевой воды.
10. Развивать раздельную утилизацию отходов (мусора).
11. Введение аккредитивного метода оплаты с персонального счёта за предоставленные услуги. Снятие средств с лицевого счёта потребителя одновременно с оплатой за потреблённую услугу всего многоквартирного дома. В перспективе и жилищных.