ООО "СОЛНА-ТУР" 491-65-44; 491-51-57; 123362 Москва ул. Циолковского д.3
E-mail: info@solna-tour.ru О нас | Наши партнеры | Лагеря:
> Банистро> Тарпан> Темарун Мальчишкам и девчонкам:
> Чем вы будете заниматься во время тура А также их родителям:
> О туре> График заездов> Методика работы> Материальное обеспечение> Медицинское обеспечение> Охрана и безопасность> Страхование Литературные школы xx века.
Константин кедров, "новые известия".
Наше столетие оказалось самым богатым по многообразию литературных манифестов и направлений. Иногда манифесты были интереснее, чем стихи.
Читаешь, скажем, у игоря северянина: "человек - дробь бога", и удивляешься, что таких глубоких идей в стихах его не найдешь.
В россии все началось с новомодного философско-мистического учения, именуемого "символизмом". Символисты унаследовали от владимира соловьева культ прекрасной дамы, которая могла быть и потусторонним видением, и обычной земной женщиной. Владимир соловьев увидел ее в своем поэтическом видении во время путешествия по египту. Александр блок и андрей белый считали прекрасной дамой жену блока л.Менделееву в жизни ничего хорошего из этого не получилось. Образовался привычный любовный треугольник. Зато в поэзии блока возник образ прекрасной незнакомки. Символисты стремились возродить средневековый мистериальный обряд, когда рыцарь-трубадур, уходя в крестовый поход, посвящал свои подвиги и свою поэзию даме. Для блока и белого прекрасная дама была символом софии - премудрости божией и мировой душой, знающей тайну вечной жизни.
"Символ только тогда есть символ, когда он темен и многолик",-писал вяч. Иванов. Тайные символы блока: фиолетовый луч, лазурь, роза зари. Оно (именно так, с большой буквы). Блок утверждал, что символы не выдумка, а реальные всполохи из потустороннего мира, которые видит поэт. Символисты утверждали, что за пределами слуха, мысли, чувства и зрения таится запредельный мир, открытый поэзии.
Со временем читателю наскучила литература, где все что-либо символизировало, и он снова потянулся к материальному миру. Так возник акмеизм гумилева и городецкого. Акмеисты считали, что поэт подобно адаму должен сам дать новые имена всем вещам, и чем этих вещей будет больше, тем лучше. "Треуголка и растрепанный томик парни" у ахматовой одновременно и символы, и очень реальные вещи пушкинской эпохи. Если бы от всего xx века осталась одна строка ахматовой: "я на правую руку надела перчатку с левой руки", то и по ней можно было бы восстановить нервное время серебряного века.
А в италии - колыбели всей мировой культуры- вдруг взорвалась бомба футуризма маринетти. Манифесты этого поэта - восторженный гимн техногенной цивилизации нового века. Многое из того, что декларировал маринетти, осуществили русские футуристы. Стремительный ритм больших скоростей (тогда пределом был мотоцикл) ворвался в поэзию маяковского.
"Дней бык пег! / медленна лет арба. / Наш бог бег. / Сердце наш барабан". В италии, где статичная мраморная скульптура или колонна всегда олицетворяла вечность, маринетти провозглашает культ взрыва. Образ должен быть стремителен и энергичен, как взорвавшаяся бомба. К сожалению, в россии призыв маринетти стал буквальным. Здесь взрывали старинные усадьбы, дворцы и храмы, но справедливости ради следует признать, что это делали не футуристы, а невежественные толпы во главе с революционными комиссарами, и к искусству это уже не имеет никакого отношения. Революция в жизни и революция в искусстве - две вещи несовместные.
В жизни революция - разрушение, а в искусстве - созидание новых форм. Футуризм оказался весьма плодотворным. Из него вышли целых три поэтических гения: маяковский, хлебников, пастернак. А были еще северянин, крученых, кирсанов и много других ярких поэтических личностей: терентьев, зданевич, игнатьев (их только сегодня открывают и понимают заново).
Соцреализм в германии и в россии -придворное искусство диктаторов. Футуризм несовместим с несвободой, и трагическая судьба всех футуристов - яркое тому подтверждение. В беседах с диегой риверой, приехавшим в советский союз, чтобы заступиться за футуристов, сталин очень точно определил, что такое соцреализм. Он сказал, что победившему пролетариату ближе формы позднего классицизма эпохи абсолютизма. То, что маяковский резко высмеял в "бане": "стили, как известно, бывают разных луев".
Соцреализм вообще не может рассматриваться как литературная школа, поскольку это идеологическая игрушка литературных надзирателей. Что-то вроде распорядка литературной тюрьмы, сочиненного с помощью весьма талантливых зеков, коим за это полагалась лишняя пайка. Футуристам за их открытия никаких коврижек не полагалось. Их гонорар - пуля или тюрьма.
Сквозь "железный занавес" в советский союз так и не прорвался из европы сюрреализм, несмотря на то, что бретон и поль элюар были крайне левыми в своих политических установках. Манифесты сюрреалистов не так талантливы, как "пощечина общественному вкусу", но драматургия кокто, поэзия элюара и гарсия лорки, абсурдизм пьес ионеско - все это роскошные плоды с древа сюрреализма. Слово "сюр" ныне стало синонимом свободного, ничем не скованного полета фантазии. Сюр давно растиражирован в видеоклипах и стал, как ни странно, достоянием массовой культуры. Сюрреализм можно назвать реализмом подсознания. В русской литературе сюрреализм вкупе с абсурдизмом нашел наиболее полное воплощение в эстетике обэриу, пришедшей на смену футуризму это молодые ленинградские поэты хармс, введенский, олейников, вагонов. Обэриу-ты не разделяли радости футуристов перед индустриально-космическим раем будущего. Они не собирались сеять хлеб с облаков,летать с подвесными моторчиками на спинах и хлебать озера из щей. "Значимы только абсурдные действия",- говорил хармс. Обэриуты ответвились от того направления в футуризме, которое хлебников в положительном смысле называл словом "заумь". Стихи хармса и раннего заболоцкого часто напоминали детские считалочки. Поэзия должна достичь детской непосредственности и яркости. Усложненным конструкциям футуристов и конструктивистов обэриуты противопоставили первозданность, внешнюю простоту и смех. Несмотря на сверхтрагическую судьбу (обэриуты были либо убиты, либо заточены в тюрьмы), эти поэты становятся сегодня все более популярными. Имя "хармс" стало уже не собственным, а нарицательным. Им обозначают нечто, выходящее за грани рассудка.
Манифесты обэриутов - это глубокие философские трактаты, смысл которых еще предстоит понять в грядущем столетии.
Имажинизм мариенгофа, есенина и клюева - движение, возникшее в русле футуризма, хотя и противостояло ему. "Имажинизм - это я", - восклицал есенин. При этом следует помнить, что речь идет о есенине не очень-то популярном, авторе строк "небо, как колокол, месяц - язык". Самое имажинистское стихотворение поэта - "черный человек", где голова "машет ушами, как крыльями птица". Метафоричности маяковского имажинисты придали сюрреальный оттенок. В статье "ключи марии" есенин как верный ученик клюева говорит о "заставочных", "корабельных" и "ангелических образах". Образ заставочный - это яркое, красивое, неожиданное высказывание, напоминающее заглавную букву - заставку в древнерусских летописях, где в причудливый орнамент сливаются рыбы, птицы, растения, люди, звери и звезды. Образ корабельный -это уже философская метафора, вобравшая в себя главные мысли автора. Кораблями назывались хлыстовские общины с их тайными запретными радениями. Клюев был правоверным хлыстом, как блок был правоверным масоном и в поэзии, и в жизни.
Ангелические образы - это то, что приходит свыше и соединяет поэта с небом в двуединое тело. Не человек и космос, а космосочеловек. Манифест "ключи марии" написан в 1919 году и можно только удивляться, насколько далека поэзия есенина, ставшая популярной, от этих идей, которые сами по себе чистейшая поэзия.
После полувекового запрета на литературные школы русская литература вдруг вышла из подполья и выяснилось, что в подвалах московских тусовок вызрело три крупных литературных направления, противостоявших союзписательскому официозу это лианозовская школа, концептуализм и метаметафора. Лианозовцы - генрих сапгир, игорь холин, всеволод некрасов и прозаики от мамлеева до виктора ерофеева. В поэзии они возрождали традиции шутливо-балаганного раешного стиха и частушки. Из этого направления отпочковался набравший силу в конце 70-х концептуализм пригова и рубинштейна. "Я бегу от поэзии", - говорил мне генрих сапгир. В этом суть концептуализма - поэзия, но не поэтическими средствами.
Манифесты концептуалистов - такой же прикол и самопородия. Они называют свои творения не стихами, а текстами, и в этом есть определенная честность. "Я человек простой. Я буду говорить стихами". Так может сказать о себе каждый концептуалист.
Метаметафора поэзии не боится. Это метафора в квадрате и метафора метафизическая - та самая, о которой мечтал есенин в "ключах марии". Очень близки к метаметафоре ранний маяковский, поздний бродский, почти весь вознесенский. К ней явно тяготеет поэзия алексея парщикова и ивана жданова.
Одно из последних господствующих направлений xx века - постмодернизм. В россии это прежде всего прозаики сорокин и пелевин. На западе - дерида, цюйс и другие не то философы, не то культурологи - великие пересмешники всей культуры и прежде всего самих себя. У нас постмодернизм чрезвычайно близок к соцарту и неотделим от соцреализма, соками которого он питается.
Постмодернизм - соцреализм сегодня. Постмодернизм - смешной соцреализм. Не случайно гройс с такой нежностью пишет о достоинствах сталинской архитектуры. Духовно он в ней живет. Запад совершенно не понимает современной русской литературы именно потому, что ищет в ней пятиконечные звезды, серпы и молоты. Подобным же образом наш интерес, скажем, к культуре африки ограничивается магическими танцами, ритуальным людоедством или татуировками.
Символизм, футуризм, сюрреализм - вот три главных победивших направления xx века. Символизм научил нас видеть за пределом видимого. Футуризм раскрепостил ритм и музыку стиха, безгранично раздвинул горизонты видимого мира. Сюрреализм вывернул наизнанку душу и окончательно раскрепостил для творчества подсознание, ранее томившееся в подполье. Все три направления сделали литературу xx века умнее и свободнее.
пластиковый водосток.
туры на Кубу Paradisus Varadero