История одного дома.

Aug 13, 2007 11:02

Есть у нас в Колпино всенародно любимый «дом со шпилем у вокзала». Построили его в годы послевоенного восстановления города в составе ансамбля привокзальной площади. По стилю он смахивает на бывшие в то время в фаворе монументальные сталинские высотки, которых полно в Москве и есть одна в Ленинграде на Московском проспекте. Это, безусловно, чуть ли не главный символ Колпина. После здания заводоуправления, пожалуй что и главный.
Посвящен он, понятное дело, боевым подвигам колпинцев и победе над фашизмом. Фасад у него развернут в не совсем очевидном направлении, однако местные знают - в сторону позиций врага.
Этот дом - одна из главных высотных доминант нашего города и его «силуетообразующее» здание. Примерно как «многоэтажки с гербами» в Припяти.






Фотография из книжки 1962 г. издания.Картинка из сборника «Ижорский завод», 1972 г.Иллюстрация с обложки брошюры о Колпино, 1976 г.

Это первый узнаваемый дом, привлекающий внимание пассажиров проносящихся мимо поездов из теплых краев... Колпино с железной дороги узнается только благодаря ему. Да и Ленинград начинается с него, можно сказать, - Ленобласть закончилась, дальше и до Московского вокзала поезд идет в городской черте. Я, когда уезжаю с Московского или, наоборот, возвращаюсь откуда-то издалека, всегда мысленно прощаюсь и здороваюсь с этим домом - и с родным городом.
Приведу кусочек с описанием этого дома из книжки О. Познякова «Колпино. Города Ленинградской области» 62-ого года издания. «Недалеко от площади, на углу Железнодорожной улицы и набережной Комсомольского канала высится большой жилой дом с башней. Его архитектура решена в монументальном плане. И это не случайно: в нескольких сотнях метров отсюда проходила в дни войны линия фронта [вероятно, имеется в виду часть кладбища на той стороне речки, занятая немцами. Та линия фронта, которая официально известна как передний край обороны Ленинграда, где были остановлены фашисты, проходит в трех километрах в сторону Москвы, по второму противотанковому рву]. Здесь в августовские дни 1941 года грудью защищали колпинцы свой город. Здесь они задержали рвавшиеся к Ленинграду немецко-фашистские части. Высокая башня со шпилем доминирует над всем западным районом. Углы башни увенчаны двумя многометровыми фигурами. Фигура рабочего-мужчины олицетворяет созидателя и строителя, защитника и творца нового мира. Фигура женщины - символ матери-Родины. На стенах башни расположены барельефы, изображающие революционные, трудовые и ратные подвиги прославленных колпинских пролетариев. Автор скульптур и барельефов - архитектор В. Г. Беляев. В целом дом построен по проекту архитектора М. Я. Клементова».
Я этот дом помню примерно с того же времени, что и себя -- лет с трех. С такого возраста мои идейные беспартийные родители начали таскать меня с собой по демонстрациям. Наверное, собирались воспитать меня в правильном ключе и надеялись, что из меня вырастет что-то путное ;) Потом времена изменились, и в последние лет 10-15 меня пытаются перевоспитать на предмет того, что покушать -- задача более приоритетная, чем окончательная победа коммунизма во всем мире, но у них это плохо получается, поскольку уже поздно пить "Боржоми" ;) В общем, все демонстрации заканчивались у вокзала, там на трибунах ждали партийные деятели районного пошиба, и народ, проходя, дружно кричал "Ура-а-а!!!" в ответ на их приветсвия. Дальше мы переходили канал по мостику, кидали в воду воздушные шары, которых в праздничные дни 80-х гг. по колпинским водоемам плавало очень много, и отправлялись в сторону дома через магазин "на Тверской", где мне обыкновенно в честь праздничка покупался какой-нибудь конфетный набор. С последнего моста через Комсомольский канал на этот дом -- самый выгодный ракурс. В те времена он представлялся мне олицетворением праздничной торжественности, самого центра моего города, казавшегося тогда очень большим. Правда, был еще где-то совсем уж на краю обжитых земель "волшебный город Ленинград и веселые сады на много миль без гнилья, комаров и нечисти", но это совсем уж далеко, почти на другой планете. А тут был свой реальный город, тоже очень большой и очень красивый, с героической военной историей... Возможно, именно с этого дома я начала осознавать свою любовь к родным местам и гордость за них.
У нас в семье этот дом называется «мамина Москва». Когда моей маме было лет пять, этот дом, видимо, только-только построили. Жили они тогда на окраине города в частном деревянном домике на ул. Московской (и я там родилась и прожила до шестилетнего возраста). Мама, гуляя в окрестностях (а в окрестностях были два-три соседских домишки, железная дорога, лес, поля совхоза им. Тельмана, его же теплицы с огурцами, речка и противотанковые рвы, которые счастливо здравствовали еще несколько лет назад), видела вдалеке за деревьями шпиль этого дома. И каждый день видела проносящиеся мимо поезда - откуда-то издали в какую-то другую даль, как у Айтматова в «Буранном полустанке»… И она думала, что этот дом, казавшийся ей тогда находящимся далеко-далеко - это и есть Москва. Это теперь Москва дискредитировалась до противопоставления России и ассоциируется исключительно с «понаехали». А тогда Москва - это звучало гордо. Это была «столица нашей Родины», с большой буквы, и вызывала у детей ассоциации примерно как у Чука с Геком в известном произведении. И моя мама все мечтала дойти до этой величественной и таинственной Москвы, посмотреть, как там…
Когда-нибудь я соберусь, преодолею свою благоприобретенную стеснительность, возьму бумагу, краски и кисточки, пойду в солнечную погоду на берег канала и буду целый день рисовать этот дом, а потом подарю маме. Ведь если и есть какой-то смысл что-то рисовать - то только прекрасные мечты. Все остальное можно просто сфотографировать.





Вторая половина девяностых, вид с Комсомольского канала. Статуй уже нет.Фотография с календаря на 2000-ый год. Вот такой красивущий вид на город в таком неожиданном ракурсе :) Почти как Петродворец ;)Осень 2002-ого года. «Затянулась бурой тиной гладь старинного пруда…»

Так вот, к чему я это. Как написано у Познякова, по углам дома раньше высились четыре статуи. При мне, в 80-е и в начале 90-х, они еще стояли. Правда, дом давно не ремонтировали, и бетонные фигуры постепенно разрушались, осыпались, а после развала Союза окончательно пришли в упадок вместе со всем народным хозяйством и жилым фондом. Возможно, «во избежание» - чтобы не рухнули в конце концов кому-нибудь на голову, к середине девяностых их благополучно убрали. А дом несколько позже косметически подремонтировали и размещали в нем то агентство недвижимости, то салон красоты, то вообще какую-то забегаловку.




А вот то, что я вчера увидела своими глазами :)То же самое, вид со двора.

Я даже не надеялась, что когда-нибудь увижу этот дом в его первоначальном облике. Смирилась с тем, что есть. А вчера, проезжая мимо, случайно заметила чистенькую отреставрированную статую, водруженную на одном из углов дома. Чуть с вела не свалилась от радости, не поверила даже сначала. И все-таки это правда - статуи восстановили, и возвращают на свое историческое место. Скоро знаменитый колпинский дом со шпилем снова будет выглядеть согласно замыслу архитектора. Какое это счастье, когда есть причина порадоваться за родной город! Нечасто это бывает, и поэтому дорого вдвойне.

сказка, краеведение, дом со шпилем, Колпино

Up