К двадцатилетию светлой памяти светлого будущего

Aug 19, 2011 10:52

У нас на работе сейчас пора отпусков, сотрудников в отделе осталось человек пять... Расслабленное летнее состояние...
Мы с Ниной Васильевной, начальником первой лаборатории, изредка пьем вместе чай... Я начальник второй лаборатории, чуть больше полугода здесь -- дорвалась, наконец, туда, куда всю жизнь мечтала. А Нина Васильевна, начальник первой, тут тридцать лет скоро. И вот она иногда, когда нет необходимости обсуждать текущие рабочие вопросы, рассказывает мне "о раньшем". Она пришла работать в ЦПК в 1984-ом году, т. е. как раз застала его расцвет. Когда еще детишки, открыв рот, ловили по телевизору репортажи с орбиты, просили в библиотеке книжки "про космонавтов", а попасть в Звездный Городок на экскурсию было чем-то из ряда вон, примерно как за границу съездить, когда на орбитальные станции высылали реанимационные бригады спасательные экспедиции, заканчивали проектировать и конструировать обалденно прогрессивный многомодульный "Мир" и вовсю работали над "Бураном". Нина Васильевна как раз в "буранную" программу и попала.





А Звездный вообще тогда был, как я могу предполагать, раем на Земле. Населен сплошь космонавтами и прочей НТИ, градообразующее предприятие -- чудо передовой научной мысли, национальная гордость и вершина технического прогресса, зарплаты у персонала соответствующие, дома улучшенной планировки по индпроектам, дворы в розах и сирени, современный ДК (дом космонавтов, а не то, что вы подумали), спорткомплекс, тогровый центр, школа, оснащенная всем, на что фантазии хватает -- от бассейна до обсерватории, вокруг хвойный лес с белками и лебеди в пруду плавают. И завал дефицитных птоваров в военторговских магазинах! :) Не знаю, как из Москвы, но из всех окрестных городков люди, всеми правдами и неправдами доставая пропуска, приезжали в Звездный отовариваться. Зато теперь тут один вшивый магазинчик, в котором цены, как в гастрономе № 1, и хлеба днем не купишь. Да и зарплаты тут теперь почему-то внезапно в 3-4 раза ниже московских. И на красно-белой стеле-символе ЦПК, с церителиевским мозаичным портретом Ленина, возле которой космонавты перед каждым полетом фотографировались, теперь почему-то молодые березки растут.
Сергей Николаевич, начальник нашего отдела, в ту благословенную пору занимался тренажерами. Вообще, в анамнезе он программист, причем пробитый такой программер старой закалки, да еще и закаленный такой работяга, умеющий делать вообще все с нуля. Ничего не было -- а вот теперь все есть. В общем, работали они вместе над тренажером кабины "Бурана" (это та самая, на которую мы с Мишей наткнулись в 2007-ом году и которая до сих пор за корпусами валяется. Она это, она).




Ну, а потом советская власть внезапно кончилась, Сергей Жуков сотоварищи просек ситуацию и оперативно организовал Российское Космическое Агентство (за что ему большое спасибо, могло развалиться совсем все), и все разворовать не успели. Но многое оказалось ненужным, в частности, и тренажер "Бурана" в связи с самоликвидацией закрытием программы по реальному объекту. И "буранщики" из ЦПК реально плакали над своим красавцем-тренажером, в один день ставшим никому не нужным. Предлагали модернизировать его и передать летчикам для тренирововок -- это можно было сделать, хоть и хлопотно, но принципиально возможно. Как вы думаете, до того ли было авиационной отрасли в тот переломный момент? Правильно. И им сказали примерно следующее: "Нафига нам ваш "Буран", когда в стране колбасы не хватает?!"
"Вот вам этой колбасы теперь -- шестьдесят сортов", -- горько заметила Нина Васильевна через двадцать лет.
Кушайте, как говорится, не обляпайтесь.


работа, космос, космонавтика, Звездный городок, Звёздный, СССР

Up