Но в этот час, когда крыло над ним,
Сближаем мы грядущее с былым.
Когда внизу плывет земля
Как будто детства дым...
В. Леонтьев, "Дельтаплан"
До сих пор смешанные какие-то чувства по поводу этого полета. С одной стороны, просто по-человечески жаль Сашу и Дарину, которые с колоссальным трудом и ценой жестокой нервотрепки это все пробивали. Разрешение на наш полет в АЗО подписали в 21 час 19-ого августа. Представьте себе эту ситуацию -- техника подготовлена, материалы для крепления видеокамер к вертолету закуплены, народ уже в поездах на пути к Киеву... Как всегда, в последний момент обнаружилась куча непредвиденных сложностей (вроде того, что Зона -- это приграничная область, и для полета над ней неукраинцам нужны специальные разрешения) и непонимания со стороны местных властей. С другой стороны, полет все же состоялся, и все запланированное было выполнена на 100%. Огромное спасибо нашим организаторам за их настойчивость, долготерпение и фантастическую "пробивную способность".
Микроавтобусом-"маршруткой" мы прибыли на
вертолетную площадку под Чернобылем, где в пожароопасное время года дежурит вертолет для наблюдения за территорией Зоны и пожаротушения в особо тяжелых случаях. Сначала тоже было не очень ясно, выпустят ли нас, поскольку в Киевской области полным ходом шла подготовка к параду в честь дня Независимости, и существовал временный запрет полетов.
![](http://i001.radikal.ru/0809/7f/154aab9b7591t.jpg)
![](http://s53.radikal.ru/i139/0809/dc/87879df66d57t.jpg)
[Вот на таком МИ-2 мы и летали]
Когда все-таки стало понятно, что полет состоится, ребята закрепили на вертолете две видеокамеры, "смотрящих" вертикально вниз и под углом 45 градусов к горизонту. Вообще, подготовились они замечательно, поскольку ясно было, что полет этот, скорее всего, первый и последний в обозримое время, настолько сложной была его организация. Летчик и его помощник сняли стекло в левой дверце, чтобы можно было сделать качественные снимки из кабины, с места пассажира.
![](http://s53.radikal.ru/i141/0809/ea/9a0198f07341t.jpg)
[Ребята прикручивают одну из двух наружных камер -- армированным скотчем]
С погодой нам в этот день повезло -- день стоял очень теплый, небо было практически безоблачным, редкие порывы освежающего ветерка сменялись полным безветрием, над бетонными плитами вертолетной площадки чуть заметно колебалось летнее марево.
"Пассажиров" набралось больше, чем мог взять на борт вертолет, поэтому мы методом "сейчас я назначу добровольцев" разбились на две группы. Некоторые немного побаивались -- первый вертолетный полет и все такое, очень много, с отличным юмором парашютистов-перворазников шутили на эту тему. Пока вертолет заправляли, со станции, специально выделив для нас время, подъехал МОНСТР -- пообщаться. "Первая смена" улетела, а мы засняли их отлет, минут пятнадцать поговорили с МОНСТРом и, проводив его, стали ждать возвращения вертолета. Полет занял ровно час, МИ-2 приземлился на площадку, и из него высыпались переполненные впечатлениями припятькомовцы, прося пить и вопя что-то восторженное, вроде "Как приятно снова ощутить твердую землю под ногами!!!" :)
После этого вертолет снова заправили (оказалось, за час полета он "сжирает" 400 л бензина!) и наступила наша очередь. Мы разместились в машине -- рядом с пилотом сел Антон с видеотехникой, за ними на более-менее удобных сиденьях -- еще два человека, еще трое кое-как устроились в салоне (если коротко, там тесно и неудобно -- сидеть некогда и, можно сказать, не на чем, стекла мутновато-поцарапанные, и снимать через них проблемно, к тому же очень душно). Заработал мотор, раскрутились винты, прошли спиральные волны ветра по траве вокруг, вертолет незаметно оторвался от земли и начал набирать высоту. Знакомые пейзажи, увиденные с нового ракурса, сразу стали какими-то необычными, как бывает, когда смотришь фильм, который снимали в твоем городе.
Внизу медленно поплыли лесостепные пейзажи, ленты просек и дорог, по которым, искажаясь, стремительно неслась миниатюрная тень нашего вертолета. Впереди замаячили знакомые и вместе с тем очень непривычные с воздуха очертания станции, слева вдалеке среди густых сосен в атмосферной дымке вырисовывались ажурные антенны Чернобыля-2.
![](http://i001.radikal.ru/0809/95/b7e21691e8a6t.jpg)
![](http://s49.radikal.ru/i126/0809/8d/96a7b60a82d0t.jpg)
[ЧАЭС с воздуха]
Увлекшись съемкой ЧАЭС, я от восторга прозевала тот момент, когда под нами проплыли железнодорожные пути и крошечные локомотивы и вагончики на станции Янов, а потом совсем рядом, плавно поворачиваясь, потянулись здания Припяти в непривычном ракурссе.
![](http://s46.radikal.ru/i113/0809/5f/43c57498e229t.jpg)
![](http://s51.radikal.ru/i133/0809/e3/9d0f7e11445et.jpg)
[Ул. Леси Украинки]
Вертолет прошел вдоль ул. Леси Украинки, повернул "в проеме" между двумя крайними шестнадцатиэтажками и пошел низко над пр. Строителей. Я пыталась одновременно снимать видео и жать на кнопку фотоаппарата, забыв поставить его в режим серии, при этом металась по салону от окна к окну, периодически сталкиваясь с ребятами и теряя шумозащитные наушники. Наушиники мне в конце концов надоели, и я вообще сняла их, чтобы не мешали. Подумаешь, вертолет, ерунда какая, я на концертах "Арии" под порталами, как правило, стою, и ничего :) ("Спасибо, мамочка, я уже пообедал" :)
![](http://s46.radikal.ru/i113/0809/e5/09e1e8338f43t.jpg)
![](http://i014.radikal.ru/0809/16/520f3eecbb5dt.jpg)
![](http://s40.radikal.ru/i090/0809/00/0c90c70a51aat.jpg)
[Первый микрорайон]
Облетев город по периметру, летчик пошел на второй круг, и в результате намотал над Припятью круга 4-5, причем каждый раз немного разных (запись GPS-трека нашего полета над городом получилась внушительно запутанной).
![](http://s60.radikal.ru/i169/0809/87/bf2aeab9d687t.jpg)
![](http://s54.radikal.ru/i146/0809/fd/ea634026b799t.jpg)
![](http://s55.radikal.ru/i150/0809/43/a7790917517at.jpg)
[Пр. Ленина]
![](http://s48.radikal.ru/i119/0809/5b/ae81003c2b9ct.jpg)
![](http://s41.radikal.ru/i093/0809/f4/b0ab38e53249t.jpg)
![](http://s55.radikal.ru/i150/0809/6d/fef095fcc1b4t.jpg)
[Ул. Курчатова]
![](http://i043.radikal.ru/0809/0d/8709a41f7967t.jpg)
![](http://s61.radikal.ru/i172/0809/9b/f69888bd83d0t.jpg)
![](http://i068.radikal.ru/0809/cc/d151ffbd2eb2t.jpg)
![](http://s40.radikal.ru/i090/0809/17/9feed36659e8t.jpg)
[Центр. На второй фотографии ракурс очень похож на стандартный ракурс "с крыши дома с гербом"]
![](http://s59.radikal.ru/i164/0809/29/60e4603d2e12t.jpg)
![](http://s60.radikal.ru/i168/0809/b9/2404c13ffe43t.jpg)
[Третий и четвертый микрорайоны]
![](http://s59.radikal.ru/i164/0809/44/cc1523cc4bfat.jpg)
![](http://s61.radikal.ru/i172/0809/89/659698df2a63t.jpg)
[Город и река]
![](http://i067.radikal.ru/0809/18/b84233cea285t.jpg)
[Стадион]
![](http://i081.radikal.ru/0809/4e/75a472e965e9t.jpg)
[Завод "Юпитер/Маяк"]
![](http://s50.radikal.ru/i130/0809/10/76480e2c85cbt.jpg)
[Теплицы]
На всякий случай мы захватили на борт радиометр (как -- быть почти в Припяти, и фон не замерить?!), а у меня на руке были многофункциональные часики. Оба прибора над городом показывали в районе 0,5 - 0,6 мкЗв/ч.
Накружившись над городом, мы снова пролетели мимо станции и прошли совсем рядом с антеннами Чернобыля-2 -- хорошо были видны даже дома военного городка.
![](http://s46.radikal.ru/i111/0809/c3/a99af52b49a8t.jpg)
![](http://i075.radikal.ru/0809/0a/1463fcd6e222t.jpg)
[Чернобыль-2 вблизи. Хорошо видно текущее состояние полотна обеих антенн]
Потом совершили "круг почета" над Чернобылем -- но тут я уже практически не фотографировала, полностью переключившись на видеокамеру. Сейчас себя виню, что не выставила вовремя фотоаппарат на максимальное разрешение, что не настроила режим съемки очередями и вообще оказалась не готова. Большие надежды возлагала на видео, но вчера просмотрела его и убедилась, что материал получился позорный -- и через стекло я снимать нормально не умею, и неудобно было, и руки недостаточно прямые. Думала смонтировать короткий ролик, но, посмотрев видеоматериалы Планки и Улиса, выложенные на форуме PrC, пришла к выводу, что, пожалуй, не стоит. Так что -- что получилось, то получилось.
Уже в самом конце нашего пути, на подлете к вертолетной площадке, летчик неожиданно решил нас "повеселить" и проделал подряд несколько почти что "горок" -- быстрый крутой взлет и потом "нырок" вниз. Ощущается почти настоящая кратковременная невесомость. Когда ты при этом и так почти висишь посреди салона, пытаясь поймать в объектив прыгающую деталь пейзажа -- ощущения незабываемые. Особенно когда с тобой это проделывают несколько раз подряд :) Я, честно говоря, в тот момент вообще не врубилась, что это специально, и все еще пыталась что-то снимать, стараясь не обращась внимания на "болтанку".
В общем, после приземления мы вывалилсь из машины серьезные и слегка зеленоватые, а Планка радостно сообщил, что успел заснять наши маневры на видео :) Ну, у меня особенно неприятных ощущений не было, слишком сильным был восторг от Припяти с воздуха. В видеоролике Улисса я даже вполне бодро выпрыгиваю из вертолета, что трудно было предположить :)
Если подвести итог и описать Припять с вертолета двумя словами -- это ожившая гугловская карта, которую можно покрутить и рассмотреть под разными углами. По-прежнему очень красивый город, но какой-то "не тот", не такой, к которому привык, как будто не совсем реальный, хотя и места знакомые узнаешь и понимаешь, что "вот здесь мы ходили", и, зная, где искать какие-то интересные детали, можешь нажать кнопку зума видеокамеры и, действительно, их рассмотреть ... Совсем по-другому смотрится и воспринимается Припять с воздуха -- немного отстраненно, отчужденно. Мир, на который можно только смотреть, но ничего нельзя изменить. В сущности, какая-то доля правды в этом есть -- "но не забудь, что нить тонка, не оборви, не оборви".