Хотя консультанты у них были мощные (один Леонов чего стоит!), и сценарий писался по воспоминаниям дочери Главного. Какой-то неистребимый налет современности лежит на всех этих последних фильмах «про старые времена». Перенос современной психологии на советскую, видимо, пытаются сделать, и не получается, что вполне понятно. Ну и под существующую идеологию прогибаются, не без этого, конечно.
Я чуть прозевала начало и включила телевизор на том моменте, когда двое НКВДшников запихивали в воронок какого-то типа с лицом современного русского супергероя. Который только по какой-то нелепой случайности не прошел кастинг на роль Антона Городецкого в «НД» и Бормана в «Мы из будущего». Короче, у меня даже мысли не возникло, что это может быть СП. Мы ж люди темные, все больше по всяким там фотокарточкам довоенным Королева представляем, ну да ладно. В общем, сцена до боли напомнила начало «Матрицы», где агенты Смиты поймали Нео и везут его на допрос. Весь дальнейший фильм тоже оказался неслабым претендентом на преквел к «Матрице». Королев, он же Избранный. Матрица, начало сопротивления - звучит? ;)
Игра актеров, по-моему, ниже всякой критики. Сценарий этому как нельзя лучше способствует. Меня просто прибила сцена суда, где Королеву выносится приговор о 10 годах с конфискацией. Там перед тем, как обвиняемого вводят, судья зевает, и в конце, когда его уводят, - тоже. Скажите, как можно заставить человека натурально зевнуть на камеру? Можно ли вообще зевок изобразить натурально? Наверное, можно, но для этого нужно обладать недюжинными артистическими способностями. Так вот, если, по сути, ясно, что натуральной сцены никак не получится, зачем вообще такое писать в сценарии, снимать? Я не понимаю, извините. И вообще, какие-то все комедийно-неестественные вышли, по-моему. Циолковский - бодрый сварливый старик, обвиняющий Королева в безграмотности (хотя и вообще эта «жизнеопределяющая» сцена встречи Королева и Циолковского, по-моему, из разряда домыслов, и ее, мне кажется, сперли из «Укрощения огня», который не является биографичным фильмом, и там она вполне допустима). Если верить общепринятым источникам, «не так все было» - Королев Циолковского, конечно же, с большим интересом читал, идеями его глубоко проникся, но увидел впервые издали, кажется, на праздновании его 75-летия в Москве. Там Циолковский был уже глубоко пожилым и совсем не здоровым человеком, но изо всех сил держался. А совсем не так, что Циолковский Королеву сказал «учи матчасть, а мне тут с тобой возиться некогда», и Королев, вдохновленный, «с тех пор и на всю жизнь» заболел космосом. В общем, какие-то все у них утрированно-примитивизированные. Про Цандера вообще промолчу.
По-моему, единственным нормальным человеком в фильме выглядит урка, солагерник Королева, передававший записку его семье. Он и говорит более-менее соответственно, и внешность его неприятия не вызывает. Вообще, меня очень повеселила сцена, когда в квартиру Королева пришли конфисковывать имущество. «Я пианино не понесу, в доме лифта нет». Елы-палы, ребята, это конец тридцатых годов!! Откуда в старом московском доме может быть лифт, и как на его наличие может всерьез рассчитывать простой московский НКВДшник? Блин, люди, вы в какой стране выросли? «В Италии учились», да? Вы в детстве не бегали в единственную в районе девятиэтажную «высотку» на лифте кататься, нет? И как в лифт, который мог бы теоретически быть в таком доме, можно рассчитывать поместить пианино? Не, ну, ей-богу, «иногда лучше жевать, чем говорить».
И еще очень порадовала в самом конце фильма дородная тетка, видимо, медсестра, которая лечила Королева, на которого «все уже рукой махнули», от цинги. Деревенская тетка откуда-то из-под Магадана, одетая в крестьянскую рубаху, говорит на таком правильном современном русском языке, что дикторы с первого канала должны рыдать от зависти. Выдает даже что-то типа «Если бог тебя так любит, значит, готовит к какой-то великой миссии» (организовать доступ широких народных масс в космос по профсоюзным путевкам, ага, мы-то теперь знаем. Если Короле в этом фильме Избранный, то эта бабка -- явно Оракул). Ну, блин! Ребята, вы бы отъехали километров на 500 за МКАД - там уже Россия, а не Москва, и люди говорят совсем по-другому, если хотите знать. Почему в «Корабле пришельцев» не только Арвид Палло говорит с отчетливым акцентом, но выговор сибиряков-метеорологов отличается от московского? Почему в фильме «Разбег» о юношеских годах Королева (этот фильм тоже не самый лучший образец для подражания, imho) достаточно колоритно и убедительно прорисована школа рабочей молодежи, не из-за местных ли черноморских словечек, в частности?
Почему, кстати, в этом же эпизоде выздоровление Королева от цинги называют третьим чудом, я тоже не очень догоняю. Цингу тогда уже лечить умели, а пешком он шел вообще среди сосен и кедров - мог бы потихоньку хвою жевать, вреда бы точно не было, тем более, что голодный был. В Блокаду (то есть, года через два-три, видимо) весь Ленинград «заваркой сосновой хвои» от цинги лечился.
Некоторые события у них восстановлены с какой-то чрезмерной скрупулезностью, но большинство переосмыслено в угоду общему замыслу показать современному зрителю, «как все было на самом деле». Почему такой акцент сделан на противопоставлении пороховых РД и ЖРД, мне решительно непонятно. И почему этим несчастным пороховым двигателям отведено столько места. Разве что ради «подвести теорбазу» под обвинение «за разбазаривание государственных денег, выделенных на конструирование пороховых РД, которые вы тратили на жидкостные». Королев в фильме согласился, что это правда. Тогда совершенно непонятно, как его в конечном итоге могли оправдать, пересмотрев дело. Что изменилось? Реальный Королев по официальной версии событий вообще как-то на пороховых двигателях не задерживался, строил и испытывал ЖРД - и в ГИРДе и в РНИИ, а в ближайшей перспективе видел ракетоплан, который в фильме как-то совсем не заметен. И препятствий этой его деятельности никто специально не чинил.
Сцена с катастрофой на стартовой площадке, в которой пострадал Королев, тоже, похоже, придумана для красоты. Во всяком случае, нигде раньше не встречала таких данных. Надо бы все же книжку Н. С. Королевой прочитать, дочери-то виднее.
То, что он с начальством РНИИ так остро конфликтовал, тоже факт малоизвестный, но вполне допускаю, что так оно и было. Вот, кстати, в этой сцене, где он ругается с директором, Королев более-менее похож на того Главного конструктора, к которому мы привыкли. В остальном, глядя на Королева в фильме, никак невозможно подумать, что он был, в общем-то, человеком довольно замкнутым и, как он жаловался в фильме «Корабль пришельцев», «лишенным обаяния». Тут Королев изображен просто душой компании, а его обаянию вполне может позавидовать Гагарин ;)
Костюмы не понравились. Манера их ношения не понравилась отдельно. Как в одном фильме про войну Никулин, играющий фронтовика, говорит: «в касках не все время ходили». Многим коллегам-ГИРДовцам Королев запомнился в рубашке с засученными рукавами - деятельным и вечно находящимся в гуще кипящей работы. Казалось бы, незначительный, но так точно подчеркивающий главное, штрих к портрету Главного. А в фильме он не сочтен важным, не показан. Случайность или закономерность?
Реплики героев в фильме часто элементарно неграмотны. Навскидку могу вспомнить «бороться во что бы то ни было» (вместо «во что бы то ни стало») из тоста Королева в связи с назначением замом директора РНИИ и «без сучка и без задоринки» (вместо «без сучка и задоринки») в сцене с допросом жены Королева. Это не придирки к несущественному, просто меня очень раздражает небрежное отношение к языку, особенно в фильмах, которые претендуют на художественную ценность. Что, корректору нельзя было текст сценария на вычитку дать? Поставили эти сериалы «про Советский Союз» на поток, как будто по социальному заказу, и гонят план, не задумываясь. Ну что это такое - искусство, что ли? :( За державу обидно, честное слово.
Почему нельзя было подойти к делу более тщательно и вдумчиво, столько у Королева всяких шуточек, известных изречений, любимых фраз, характерных выражений было - ну почему ничего из этого в фильме не прозвучало? Что, потерял бы от этого фильм? «Жить просто нельзя, жить надо с увлечением», цитируя прообраз главного героя фильма. А вот сценарист и режиссер, видимо, этого «завета» не придерживались - наверное, и не знали просто-напросто. Вот и получился фильм такой, как получился, - ни уму, ни сердцу, типовой, невыразительный, сомнительных достоверности и художественной ценности.
Совершенно поверхностной и рассчитанной на недалекого современного зрителя выглядит пояснение типа «ракетной техникой никто не интересуется, но я, кажется, придумал, что делать, - надо попробовать заинтересовать ей военных!» Все было гораздо сложнее и комплекснее. И Королев думал не только о том, что «если завтра на Марс», и правительство молодой страны Советов заботил не только тупой рост ВПК.
Окончательный хэппи-энд случился, когда в ответ на вопрос о своей мечте Королев сказал что-то типа «прорваться к звездам», и без всякого перехода - хлоп - и на экране возникла РН «Союз», отрывающаяся от стартового стола. И дальше замелькали финальные титры. Типа - спасибо за внимание, вопросы?
Эффект неожиданности, наверное. На меня, во всяком случае, этот «Союз» подействовал, как удар обухом по голове. «Вот те раз, нельзя же так». Да Королев, ну, это, как бы помягче сказать, вообще до «Союзов» не дожил. И к звездам, да что там звезды, даже к захудалому Марсу «Союзы» пока никого не возят, как это ни прискорбно. А про профсоюзные путевки все уже и думать забыли. Можно было бы еще как-то понять и оправдать это все, если бы «Союз» был новейшим достижением науки и техники, если бы такой финал был у фильма лет сорок назад. (Да, именно такой по смыслу финал в «Укрощении огня», ну так тогда и время было другое). Так что режиссерский замысел в этом эпизоде остался совершенно непонятен. «Они б еще с чемоданом пошли», как говорится.
«Низачот», в общем, - за отсутствие научной и художественно новизны.IMHO.