Ну, что, -- хорошо, мне нравится.
Только знаешь, Игорек, на самом деле это гораздо страшнее:
"Я злой и страшный серый волк, я в поросятах знаю толк!
Р-р-р-р!!!"
х/ф "Джентельмены удачи"
Я посмотрела «Мы из будущего». Вот прямо так пошла в наш местный кинотеатр «Подвиг», в народе ласково именуемый «крематорием» из-за характерного профиля с «трубой» и облицовки цвета старого кирпича, на утренний сеанс, и посмотрела. Это, прошу заметить, с моей стороны серьезный шаг, поскольку в кино я не была со времен второй «Матрицы», т. е. с 2003-его года.
Сразу - фильм мне понравился, с удовольствием схожу еще пару раз, если получится, с удовольствием куплю на диске.
Это несмотря на то, что от финального варианта сценария практически ничего не осталось, кроме общей сюжетной линии. Буквально по пальцам можно было пересчитать «знакомые места». Но в общем - молодцы. Нестандартная такая «молодежная комедия», типа, получилась. Для компьютерщиков был «Хоттабыч», где они узнавали и не узнавали себя, аналогично, для «копарей» и сочувствующих теперь есть «Мы из будущего».
Герои получились абсолютно не такие, как в сценарии. Борман и Череп прорисованы, мне кажется, очень хорошо. Борман меня с самого начала фильма просто покорил своей просьбой: «Сядь, пожалуйста. Сядь, пожалуйста. Спасибо большое» в том месте, где, по логике вещей, полагалось бы заорать что-то типа: «Да сядешь ты или нет, урод долбаный?!» В общем, стало ясно, что это никакой не растиражированный журналистами «черный следопыт», а вполне себе неординарно мыслящая личность. Спасибо большое, конец цитаты ;).
Череп тоже довольно правдоподобно смотрится и тоже, к чести сценариста и режиссера, не имеет ничего общего с не менее любимым широкими массами образом злобно-тупого дебила-скинхэда. Достаточно интеллектуальный молодой человек со своей сформировавшейся системой убеждений, что сразу же внушает определенное уважение. И мотивация его, зачем он подался копать вместе с Борманом, вполне понятна: «Я «железный крест» хочу».
На этом, по-моему, комплименты героям полностью исчерпываются. Какого хрена поперлись копать остальные двое - Спирт и Чуха, эти, которые рэппер и геймер, я не могу понять ну никак. Деньги, как нам объясняют в начале фильма? Вот это уже настоящие журналистские байки - «черные» не копают исключительно ради денег, неприбыльный это бизнес, как ни крути. Должна быть своя мотивация, установка на это, ощущение романтики, ощущение связи с историей, увлеченность тематикой. Для двух «непрофилирующих» героев коп - совершенно не их тема, она их абсолютно, извините, не вставляет, так что делать им даже за озвученную в начале фантастическую сумму там нечего, это раз. Два - будь вы на месте Бормана, вы бы взяли в команду этих двух раздолбаев-слабаков, чтобы потом с ними «всю дорогу» мучиться? Вот то-то и оно, что нет. В сценарии это все было как-то более продумано и логически выстроено, ну да ладно. В общем, режиссеру нужен был «срез разных социальных слоев» современной молодежи, который он с успехом нам и продемонстрировал, не став особенно вникать в цели и задачи этой самой современной молодежи.
Совершенно также не поняла, зачем в сюжет введена команда еще одного копаря, конкурента Бормана, Ашота? Типа, продемонстрировать, что ли, межнациональную рознь и неприязнь у «местных» к «лицам кавказской национальности»? Так неприязнь-то на почве конкуренции в «бизнесе», товарищ режиссер. Или это вы в показаниях запутались, или это я глубину вашей мысли не постигла. Вот если бы потом на войне кого-нибудь из ребят кавказец спас или, наоборот, они кому-нибудь из нацменов помогли, как это, в сущности, сплошь и рядом происходило, это было бы доступно широкой аудитории. А так получилось ружье, которое весь фильм провисело на стенке, так и не выстрелив, хотя подготовленный зритель этого и ждал
Цепляться к пляжно-туристическому антуражу лагеря копарей, цветным палаткам и шезлонгам, я особенно не буду - компьютещик в шортах и гавайской рубахе и рэппер с дрэдами в раскопе уже сами по себе выглядят смешно. (Еще смешнее, наверное, смотрелся бы рэппер с дредами в сельском магазине, если бы дошел. Прямо-таки сочувствую местным бабулькам, которых Череп лишил такого зрелища!) Так что просто согласимся с тем, что «бывает и так». Зато копают они укороченными «фискарями», зачОт! :)
Пара слов о военном антураже - мне понравилось. Думаю, что здесь сказался опыт режиссера «старой закалки», который снял на своем веку не один военный фильм, ставший уже классикой. Т. е. там «все красиво» - у командира бляха на ремне с «вырезанной» звездой - форма образца начала войны, гранаты мелькают как «РГД-33», так и «эфки», а вражеский дот они вообще выносят двумя вполне узнаваемыми «РГ-42», ну и другие приятные мелочи, показывающие работу режиссерской мысли, мелькают. Ничего такого особо резанувшего глаз не заметила. Про немцев ничего сказать не могу - не разбираюсь. Вообще война правдоподобно и достаточно натуралистично выглядит, насколько я могу судить. Единственное -- танковым атакам масштабности не хватает, imho. Немного неубедительно смотрятся они как-то после классики советского военного кинематографа. И еще на немецких танках хотелось бы наблюдать летнюю пятнистую раскраску, но это уже придирки.
Про «загубленные» сюжетные хитросплетения. Не раскрыта тема города. Если в начале фильма красиво и крупным, так сказать, планом, показывают современный Санкт-Петербург, то и в развитии сюжета ожидаешь какие-то темы насчет обороны Ленинграда, насчет родных, оставшихся в блокаде, насчет «нам бы только кольцо разорвать». А фиг. Дальше короткого диалога между двумя ленинградцами, встретившимися на Ленинградском фронте летом 42-ого, насчет школы на Петроградской дело не идет. Более того, несколько раз упоминается Москва - «небоскребы в Москве построят», «по Москве будут ходить бритоголовые молодые люди и, вскидывая руку, кричать «Хайль, Гитлер!» Ленинград не упоминается ни разу. Бойцы, судя по всему, о доме не вспоминают и даже не голодают особо - герои в одном эпизоде довольно-таки небрежно чистят картошку и жалуются на то, что им хочется чипсов. (Это август, представьте! Картошка должна быть большим лакомством и дефицитом. Ведь до сих пор была, в основном, одна крупа, и то очень мало - в кольце все ж-таки. Вы с молодой картошки с учетом того, что голод только-только закончился, да и неизвестно еще, закончился ли, будете полсантиметра кожуры снимать? Я думаю, и так-то не будете. И как их свои за такое разбазаривание «социалистической собственности» не отлупили, я не понимаю. По-моему, в этом фильме про блокадный Ленинград за спиной все уже счастливо забыли. Правильнее даже сказать - с самого начала не вспоминали). В сценарии четко определены время и место - Синявинские болота, канун Синявинской наступательной операции, на привязке же к конкретным историческим событиям строится весь сюжет. В фильме же ничего так явно не просматривается. Ну, обмолвился Борман своим недотепам-товарищам по несчастью, куда они попали, дык, по-моему, на них это и впечатления особого не произвело, по неграмотности или там от избытка чувств, не знаю уж, - Синявино, так Синявино. Ну, значит, и зрителя такие тонкости волновать, по идее, не должны. А если волнуют - то это его, зрителя, личные проблемы и комплексы. Тем более, что холмистую местность с быстрыми каменистыми речками и лесными озерами, где разворачивается действие, можно признать похожей на Синявинские болота весьма и весьма условно.
Не раскрыта тема бабки с молоком и портсигара. В сценарии ребята еще как-то доперли, что не мог у нее сын здесь погибнуть - иначе сколько ей сейчас лет должно быть? И какие-то нехорошие мысли по поводу глюков у них еще тогда зародились. А когда они в 42-ом с ней же встретились - совсем, вроде, все ясно стало, что эта бабка во всем и виновата. И не выберутся они отсюда, пока свою вину перед ней не искупят. А в фильме вдруг оказывается, что бабка, вроде, и не та совсем, но, тем не менее, сына они ее (даже не ее, а той, первой, бабки) все же бросаются разыскивать, даже не столько сына, сколько портсигар, о котором она упоминала. Непоследовательно как-то совершенно. Так вот, самое интересное, - можно понять, что как только портсигар этот несчастный они нашли, так домой-то и вернулись. Сына, которого бабка в современности просила найти, нашли в 42-ом, но даже не попытались спасти из фашистского плена, откровенно бросили на произвол судьбы, хотя он им помог. А портсигар добыли, и, вроде бы, миссию свою выполнили. Якобы в этом глубинный смысл сохранения памяти о войне. Если бы я сценарий не читала, я бы совсем ничего не поняла, так умудрились запутать очевидные вещи.
Не раскрыта тема стрельбы по черепам - смазана до рядового эпизода быта «черных следопытов», а в сценарии это по праву один из наиболее острых моментов. Также совершенно непонятно, что в блиндаже они нашли патроны именно к нагану - я этот момент уже подзабыла и очень удивилась, что это они так горстке патронов обрадовались. И Борман вообще, а здесь особенно, выглядит этаким комиссаром студенческого стройотряда, ярым блюстителем чистоты морального облика вверенных ему бойцов. Противно даже. Хрен ли он тогда наградами копаными торгует, раз такой молодец? Собрал бы уж тогда кости -- то есть, простите, останки -- в полиэтиленовый пакетик и пообещался бы передать знакомым «красным» для перезахоронения. А то непоследовательно у вас как-то получается, товарищи. Типа, изменились ребята, и главная задача режиссера - именно это до зрителя донести. А в чем они изменились-то? В том, что раньше на скинхэдов на Невском внимания не обращали, а теперь, видите ли, готовы с ними бороться? Извините, но это смешно. Поймите правильно - я ни в коей мере не защищаю, не поддерживаю и не сочувствую ни фашизму вообще ни скинхэдам в частности. Даже резко наоборот. Но когда главную мысль фильма «надо, чтобы современная молодежь знала и помнила о войне» примитивизируют до стадного инстинкта «охоты на ведьм» - а вот они, вот кто во всем виноват! Ату их! - мне это кажется в корне неправильным. Зачем это? Типа, пусть эти дебилы, современная молодежь которые, поймут хоть что-то, на доступном им уровне, что ли? Тогда, получается, что режиссер не определился либо с жанром фильма, либо с целевой аудиторией, либо вообще не достаточно четко сформулировал цели и задачи, которые в начале перед собой ставил, либо не донес свою авторскую задумку до меня, зрителя из целевой аудитории. Ну, или почти из целевой.
Еще очень жаль, что в фильм не попали многие красивые знаковые эпизоды из сценария - с лосенком, новыми русскими и памятником у шоссе, фамилией Филатова в списках погибших, линия с водой в озере, которая должна потеплеть, вообще непонятно, откуда взялась, хотя в сценарии фашисты полили озеро бензином и жгли огнеметом, поэтому ребятам и приходилось нырять. Жаль, что кроме «небоскребы в Москве построят, в космос полетите» Борман не смог ничего больше рассказать о будущем. Или надо не жалеть, а делать из этого соответствующие выводы? И эта отстраненность, фраза от третьего лица, - случайность или тоже попытка заставить задуматься? Жаль, что пропали другие яркие фразы, которые можно цитировать: «- Всего-то сто метров пробежать, и мы дома! - Ты их пробеги сначала!», «Если такие, как вы в будущем, то не надо такого будущего!» и пр.
Многое, как я уже говорила, просто надергано из сценария кусками и в спешке не проработано, поэтому кажется нелогичным и запутывает, в общем-то, простые и очевидные идеи сценариста. Например, в современности герои находят засыпанный блиндаж, а в 42-ом его ясно и однозначно разносит прямым попаданием снаряда. Это что - ляп или авторская задумка? Я, лично, не поняла. Многое, возможно, недостаточно акцентировано, недостаточно четко и ясно высказано зрителю. Но актеры играли хорошо, эмоций много, и все достаточно натуральные, на мой взгляд. За счет этого фильм, мне кажется, и «вытянул».
По-крупному - все. Добавлю еще, что понравилась песенка про «это наш город, и мы здесь лучше всех» - с удовольствием бы скачала и записала на эмпетриху - слушать весной по утрам. И понравился город в начале - вот этот город похож на «мой», не то, что в «Питер-ФМ». Правда, немного чересчур яркий, солнечный и радостный - он таким редко бывает. (А то, не дай бог, это была отсылка к Стругацким -- "Из всех солнечных городов, в которых мне довелось побывать, этот был, наверное, самым солнечным", и те же параллели с якобы побежденным фашизмом, а я и не доперла?) Но, хоть и редко, а бывает! ;) И таким, как правило, и запоминается. Жаль, что не все в фильме получилось таким же созвучным моему мироощущению. Но что-то получилось, и за это спасибо съемочной группе и авторскому коллективу.