десять рас

Oct 20, 2009 11:23

Всегда думала, что эстетика дхвани закончилась на ДД Сэлинджере. Однако ошиблась. staroverov1 опять спутал мои планы. Его две сказки ( http://staroverov1.livejournal.com/128312.html, http://staroverov1.livejournal.com/134263.html), кроме того, что замечательны, интересны еще и подтекстом. Как написано в анонимном (к сожалению) комментарии к "Новой сказке для ведьмы", "связь Вашего текста с "Девятью рассказами" Сэлинджера и эстетикой дхвани очевидна, причем не стилистически, а глубинно. Предположу, что дхвани Вы использовали неосозннно и даже бессознательно, иногда, правда, слишком прямо, без особого суггестивного подтекста, что, конечно, нисколько не умаляет эстетическую привлекательность Вашего рассказа".

Как написано  здесь, "в традиционной индийской поэтике существовала концепция, по которой скрыто проявляемое значение художественных произведений - «дхвани» - понятно лишь тем избранным ценителям, в чьих душах сохранились воспоминания о предыдущих воплощениях. Только благодаря этому они и обладают той эстетической сверхчувствительностью, сверхинтуицией, которые позволяют им постигать сокровенный смысл произведений искусства, получать от них истинное удовольствие, в полной мере воспринимать их поэтические настроения - «раса». Только к таким ценителям, по мысли теоретиков древнеиндийской поэтики, и обязан апеллировать настоящий художник. А создаваемое им в расчете на знатоков, людей «с созвучным сердцем» литературное произведение должно было заключать в себе один из трех типов «дхвани»- скрытого смысла: подразумевать простую мысль; вызывать представление о какой-либо семантической фигуре: внушать то или иное поэтическое настроение («раса»). Последний, третий тип «дхвани», или «затаенного эффекта», считался высшим видом поэзии. На первых порах различались восемь поэтических настроений «раса». Трактат «Бхаратиянатьяшастра» (VI-VII вв.) определил следующие виды и порядок «раса», которые имели конкретную цветовую символику: I - любви (коричневый или синевато-бурый - цвет кожи бога мистической и эротической любви Кришны), 2 - смеха (белый), 3 - сострадания (серый), 4-гнева (красный). 5 - мужества (померанцевый- дикий апельсин), 6 - страха (черный), 7 - отвращения (синий), 8 - откровения (желтый). Затем, в IX веке, необходимость добавила еще одно поэтическое настроение: 9 - спокойствия, ведущего к отречению от мира. Теорию «дхвани» (т.е. теорию поэтической суггестии), согласно которой требовалось так строить художественное поэтическое произведение, чтобы в нем наличествовал скрытый смысл, намек («дхвани»), позволяющий суггестировать (внушать) то или иное из девяти поэтических настроений, в IX в. сформулировал в трактате «Дхванья-лока» («Свет дхвани») Анандавардхана. Канон девяти поэтических настроений оставался неизменным вплоть до эпохи индийского Средневековья, когда в XI-ХП вв. число «раса» было признано необходимым минимально увеличить. Так появилось 10-е поэтическое настроение - родственной нежности.

Туманно, но интересно. В европейской традиции действовать этим правилам формально не стоит, это стало бы новым классицизмом. Но переосмыслить (пусть иронически) - достойная задача, с которой  staroverov1, как мне кажется, справился.
А, может, и не было ничего, просто хорошие тексты, которым мы придумываем разные смыслы.

литература

Previous post Next post
Up