Однажды два человека пришли к великому мудрецу и попросили объяснить им разницу между добром и злом. Один из них считал себя большим грешником, потому что в молодости, поссорившись с близким другом, ударил его в пылу гнева тяжёлой палкой и убил. С того дня его не переставала мучить совесть. Второй человек никогда не впадал в грех и, по крайней мере, в собственных глазах, был чист и ни в чём не повинен.
Мудрец попросил их рассказать о себе: что делали в прошлом, как зарабатывали на жизнь и так далее. Первый не выдержал и расплакался. Сквозь слёзы поведал он, как убил своего лучшего друга. Он уже и не надеялся на прощение ни на земле, ни на небесах. Второй заявил, что не помнит за собой никаких особых проступков, а если и водились за ним мелкие грешки, то они давно выветрились из его памяти.
Тогда мудрец сказал первому человеку: "Пойди, сын мой, в поле, что через дорогу, возьми большой камень - самый большой, какой только найдёшь - и принеси его мне. А ты, - обратился он ко второму, который считал свою жизнь безупречной, - пойди на то же поле и принеси много маленьких камешков - самых маленьких, каких только найдёшь - да побольше, сколько сможешь донести в руках".
Пошли оба выполнять поручение. Когда они вернулись, мудрец посмотрел на камни и сказал: "А сейчас послушайте, что делать дальше. Возьмите эти камни и отнесите точно на те же места, откуда вы их взяли. Затем возвращайтесь ко мне". Снова оба принялись за дело. Первый, который принёс мудрецу большой камень, легко нашёл то место, откуда брал его, и положил обратно, а второй никак не мог вспомнить, где он брал мелкие камешки. Так и вернулся к мудрецу, не выполнив его поручения.
Тогда мудрец сказал: "Человеческие поступки подобны этим камням. Ты, - сказал он первому, - легко вспомнил, где брал большой камень, и положить его на место не составило труда. А ты, - обратился он ко второму, - не смог этого сделать, потому что мест, откуда ты брал камешки, было слишком много, всех не упомнить. Так и из души иногда легче снять большой камень и раскаяться, чем избавиться от тысяч маленьких песчинок, засоривших наше сердце. Поэтому разумный человек не только избегает большого греха, он ещё более внимательно относится к проступкам мелким, так как именно от них приходят самые тяжёлые последствия".
(с)