10 гв. ОПАБ, под командованием гвардии майора Ивана Ивановича Хистного, занимает участок обороны от северо-западной опушки леса Орегердо до 800 метров юго-восточнее колодца (отметка 1488-а).
9 гв. ОПАБ, под командованием гвардии майора Евгения Макаровича Еременко, занимает участок от 800 метров юго-восточнее колодца до железнодорожная станция Балатонфокаяр.
2 гв. ОПАБ, под командованием гвардии майора Виктора Ивановича Воробьева, занимает полосу обороны от железнодорожная станция Балатонфокаяр до 200 метров восточнее озера Балатон (1 километр южнее Акараттья).
8 гв.ОПАБ, под командованием гвардии подполковника Степана Алексеевича Маричева, занимает полосу обороны двумя ротами по берегу озера Балатон. Правый фланг 1 километр южнее Акараттья, левый фланг в Балатонвилагош. Две АПР во второй линии обороны: один опорный пункт в районе Лепшень, второй в районе Балатоналига (отметка 135).
В городе Лепшень дислоцированы приданные 1 гв. НКУР танковая рота в составе семи танков и пулеметная рота 3 мотоциклетного полка. Танки поставлены на прямой наводке в скрытых позициях.
Из журнала боевых действий 1 гв. НКУР:
...Оборона Укрепленного Района, за недостатком средств построена в одну линию с эшелонированием 30% артиллерии в глубину на 1,5 - 2 километра. Части УР располагают вооружением: орудий 76-мм - 38, орудий 45-мм - 31, миноветов 120-мм - 7, минометов 82-мм - 32, пулеметов станковых - 129, пулеметов ручных - 124, ДШК - 8, винтовок и карабинов - 1208, ППШ - 300....[далее]
...В полосе обороны имеется до 7000 п\м траншей и 1500 п\м ходов сообщений, сплошной линии траншеи нет. Перед передним краем обороны на участках восточнее высоты 176, севверо-западнее Балатонфокаяр, юго-восточнее Акараттья установлены проволочные электризованные ограждения заграждения общей протяженностью 6000 м\п. Минные поля расположены отдельными участками, прикрывая дороги и танкоопасные направления перед всем передним краем обороны. Наиболее насыщен инженерными заграждениями участок обороны Балатонфокаяр - озеро Балатон. На этом участке имелись минные поля, траншеи и проволочные заграждения.
Перед фронтом обороны 1 гв.НКУР до 15.01.1945 года обороняются части 54 ПП 20 ПД венгров. В районе города Акараттья обороняются немецкие части и венгерская молодежь. Из венгров на нашу сторону перешло отдельными группами 205 солдат. По данным перебежчиков установлено, что противник готовился к наступлению 14.01.1945 года, но ввиду отсутствия танков наступление отложено до 17.01.1945 года. Данные о подготовке к наступлению подтверждаются и повышенной огневой активностью противника в ночь на 16.01.1945 года, а так же движением транспорта и применением агитации при помощи репродукторов. 16 и 17.01.1945 года на всем участке наблюдается исключительная тишина, артиллерия и минометы противника практически не работают. Впервые отсутствуют перебежчики. Изменения в поведении противника дают основания полагать о происшедшей смене частей 54 ПП в ночь с 15 на 16.01.1945 года немецкими частями. В течение первой половины ночи с 17 на 18.01.1945 года противник активности не проявляет, с 22.00 в районах высоты 202, села Фодор, высоты 176, города Чаяг и Акараттья периодически слышаться сплошной шум моторов, движение повозок, людские голоса, отмечается русская речь.
Г. Пернавский, "Мифы Великой отечественной 2":
"...Таким образом на 1 километр фронта, 1-й гвардейский Укрепленный Район мог выставить только четыре станковых пулемета, четыре противотанковых ружья и лишь по два орудия."
"Осада Будапешта затянулась на довольно длительный срок в первую очередь из-за того, что основные силы двух Украинских фронтов были связаны жестокими боями с танковыми соединениями вермахта, которые пытались деблокировать будапештскую группировку. После окружения венгерской столицы немецкое командование осуществило три операции, которые носили кодовое название «Конрад» (соответственно «Конрад I», «Конрад II» и «Конрад III»). Все они были направлены на освобождение блокированной будапештской группировки и выравнивание фронта по Дунаю. Для реализации этого плана немецкое командование перебросило в Венгрию практически все оставшиеся резервы. В Венгрии сосредоточили огромное количество бронетанковых отборных соединений, и она стала полем ожесточенного сражения. Уже накануне полного окружения Будапешта (24 декабря 1944 г.) Гитлер направил в Венгрию дополнительные силы, включая 4-й танковый корпус СС. В Венгрию было направлено около 60 тыс. солдат и 200 танков.... ....перегруппировку войск можно было осуществить быстрее, и не требовалось такого большого количества горючего. Кроме того, на севере можно было нанести внезапный удар, чтобы было связано с горно-лесистым рельефом местности. На юге внезапный удар нанести было сложно.... ....4-я гвардейская армия М.В.Захарова занимала полосу обороны в 160 км. На северном фланге 31-й гвардейский корпус занимал полосу в 48 км, 68-й стрелковый корпус - 18 км, 20-й гвардейский стрелковый корпус - 24 км, 135-й корпус - 16 км, 21-й гвардейский корпус - 20 км и около 35 км по берегу о. Балатон. Средняя численность стрелковой дивизии 4-й гвардейской армии составляла около 5,3 тыс. человек, что составляло около половины штатной численности. Кроме того, дополнительные средства и силы были выделены на борьбу с остатками разгромленных немецко-венгерских войск с лесах гор Вэртэшхедьшэг.В результате армия Захарова не могла создать плотной обороны....
....Тем временем 4-й танковый корпус СС продолжал рваться к Будапешту. Немцы после безуспешных попыток прорвать советскую оборону в районе Бичке, перенесли центр своего удара севернее, под Гран и Сентендре. К 11 января гренадерский полк СС «Вестланд» дивизии «Викинг» был всего в 21 км от Будапешта..... ....11 января пришёл приказ Гитлера о перегруппировке 4-го танкового корпуса СС, теперь он должен был перенести центр своего удара к северо-западным берегам озера Балатон. Гилле в течение дня пытался убедить верховное командование в целесообразности продолжения наступления на севере, где уже есть успехи. Однако вечером пришёл повторный приказ о перегруппировке войск. 12 января Гилле отдал приказ об отступлении."
Г. Пернавский, "Мифы Великой отечественной 2":
«Конрад III»
"...внезапным ударом эсэсовского корпуса в начале января 1945 года, драма разведки не завершилась. В середине января 1945 года начинало казаться, что неожиданно разразившаяся над 3-м Украинским фронтом гроза уходит. В 2.35 17 января командующий 4-й гвардейской армии отдал боевое распоряжение командирам корпусов: «1. По данным пленных и перебежчиков, противник отводит части СС с будапештского направления на запад.
Наблюдением отмечается и возможное оттягивание танковых частей, действовавших в районе Замоль, Шаркерестеш.
Командарм приказал:
1. Усилить разведку, наблюдение, особенно офицерское. Обеспечить захват пленных на всех участках.
2. Активными действиями разведчиков и отрядов преследования не допустить возможных попыток противника на отдельных участках оторваться с целью занятия более выгодных рубежей».
Таким образом, как вероятный вариант, рассматривался отход противника. Возможность нового наступления практически исключалась. Действительно, в это же время в Польше началась операция трех фронтов, оставшаяся в истории как Вис-ло-Одерская. Немецкий фронт на направлении, ведущем к Берлину, начал стремительно рушится. Логично было бы предположить, что немецкие танковые дивизии, сконцентрированные в Венгрии в период относительного затишья на других направлениях, вернутся обратно в Польшу и Восточную Пруссию. Венгрия, конечно, имела определенное экономическое значение для Германии, но защита столицы явно перевешивала.
Данные разведки, казалось, подтверждали эти логические рассуждения. Поначалу с левого фланга 4-й гв. армии прозвучало несколько тревожных звоночков. Пленные и перебежчики из 20-й венгерской пехотной дивизии, захваченные и перешедшие линию фронта 13-14 января, сообщали о циркулировавших среди солдат слухах о совместном наступлении с немцами. Но доверия к венграм было мало. Незадолго до этого, 10 января, перебежчики из 8-й венгерской дивизии сообщали о подходе немецких батальонов с целью перехода в наступление 11 января. Но никакого наступления 11 января не состоялось. Другие венгерские перебежчики 16 января, напротив, сообщили о движении машин, принадлежавших к дивизиям «Мертвая голова» и «Викинг», от Тата на Комарно, т.е. прочь от фронта. Авиаразведка фиксировала движение машин в разных направлениях, без ярко выраженной интенсификации движения где-либо.
Однако все эти данные оказались кусками совсем не той картины, которую дорисовали разведчики 3-го Украинского фронта. Драма разведки всегда состоит в том, что к разведчикам идет поток противоречивой информации. Часть данных укладывается в одну версию, часть - в другую. Несмотря на проблемы с горючим, немецкое командование не стало рокировать войска вдоль фронта по кратчайшему расстоянию. Дивизии IV танкового корпуса СС были действительно оттянуты назад через Комарно на город Дьер, но только для того, чтобы вернуться обратно на другой участок фронта. Потерпев неудачу в наступлении по кратчайшему расстоянию до Будапешта, немцы решили радикально поменять стратегию. Теперь удар должен был последовать по танкодоступной местности к северу от Балатона. В документах IV танкового корпуса СС операция проходила под кодовым наименованием «Сад пряностей», в штабе армейской группы «Бальк» она называлась «Конрад III». Выход дивизий на исходные позиции для наступления происходил буквально за несколько часов до начала операции. В этих условиях на своевременный захват разведчиками контрольных пленных надежды было мало. Возможности авиаразведки также были не безграничны. Подход к фронту осуществлялся немецкими частями по ночам с тщательной маскировкой от воздушного наблюдения днем. Вследствие этого советская воздушная разведка не обнаружила концентрации сил противника на новом направлении немецкого наступления."
"....о подвиге воинов 1-го гвардейского укрепленного района в бою 18 января 1945 года говорили немного. А зря!
Чтобы не быть голословным, начну с цифр и фактов, которые стали мне известны уже после войны.
4-й танковый корпус СС, наносивший главный удар на фронте Оши - озеро Балатон, имел в своем составе четыре танковые дивизии, несколько отдельных батальонов тяжелых танков, минометные и штурмовые артиллерийские бригады, пехотные и кавалерийские части. Только танков в этой группировке насчитывалось до 560, то есть по 80-90 танков и штурмовых орудий на каждый километр в центре предполагаемого прорыва.
Перед этим, третьим, контрударом на Будапешт противник превосходил советские войска на участке прорыва по живой силе в десять раз, по артиллерии - в четыре раза, а в танках даже сравнить нельзя - не с чем.
В 6.30 4-й танковый корпус эсэсовцев рванулся вперед. Сотни танков и штурмовых орудий под прикрытием авиации и артиллерийского огня атаковали 1-й гвардейский укрепленный район. Но врагу нигде не удалось прорвать наш передний край. Только к концу дня, после десятичасового жестокого боя, когда в гвардейских ротах осталось только по 9-10 человек, фашисты вклинились в нашу оборону...."
"....Главной ударной силой операции «Конрад III» должны были стать танковые дивизии СС «Тотенкопф» и «Викинг». Им придавались 509-й батальон «Королевских тигров» и 303-я бригада штурмовых орудий соответственно. Недостаток сил при большом размахе предполагаемого наступления заставлял немцев искать необычные решения. Действовавшая на южном фланге немецкой ударной группировки 3-я танковая дивизия получила на усиление разведывательные батальоны 1-й и 23-й танковой дивизии....
....Потери, понесенные в предыдущих наступлениях ( Конрад I и Конрад II ), заметно понизили ударные возможности четырех немецких танковых дивизий. Поэтому танковый кулак был усилен свежим 509-й тяжелым танковым батальоном (45 «Королевских тигров» и 3 ЗСУ).
303-я бригада штурмовых орудий вступила в бой, будучи полностью укомплектованной САУ StuG (75-MM орудие) и StuH (105-мм орудие) - 45 машин. Так же, в состав 1-й танковой дивизии был включен I батальона 24-го танкового полка (изначально принадлежащего 24-й тд) в количестве 60 «Пантер»....
....Артиллерийскую поддержку наступления осуществлял 403-й народно-гренадерский артиллерийский корпус и 17-я народная минометная бригада (пусковые установки реактивных снарядов калибром от 150-мм до 300-мм). В народно-артиллерийский корпус входили дивизионы артсистем от 105-мм легких полевых гаубиц до 210-мм мортир и 170-мм пушек, включая трофейные 122-мм советские орудия."
Из журнала боевых действий 1 гв. НКУР:
…к 5.30 повсеместно шум усиливается и на некоторых участках приближается к переднему краю.
Бдительность противника в ночь на 18.01.1945 года повышенная, так как из восьми работавших наших разведгрупп, ни одной не удалось достичь переднего края противника.
В 5.30 получено донесение разведгруппы гвардии лейтенанта Василия Андреевича Лоскутова, работавшей в направлении Балатонкенеше, о том, что в течение всей ночи из Балатонкенеше на Акараттья двигались танки, бронетранспортеры и автомобили с пушками на прицепе. Все данные наблюдения батальонов и донесения разведгрупп окончательно подтвердили вывод о подготовке противника к наступлению в ближайшие часы. Для срыва подготавливаемого противником наступления, по приказу коменданта УР, артиллерия 9, 2 и 8 гв.ОПАБ в ночь на 18.01.1945 года производит два артиллеристских налета по районам села Чаяг и города Акараттья, где наблюдением установлено наибольшее сосредоточение противника. Израсходовано 350 снарядов и мин. Налеты оказались недостаточными, но части УР большими средствами не располагают. В 6.20 противник начинает наступление пехотой на участке обороны 9 гв.ОПАБ, юго-восточнее разъезда Чаягречеге. Атака противника отбита с большими для него потерями. Одновременно, пехота противника переходит в атаку на участке от села Фодор на северную опушку леса Орегердо. С 6.30 до 7.00 противник предпринимает мощную артподготовку по районам восточнее села Фодор, северной опушке леса Орегердо, городу Балатонфокаяр.В 7.15 после сильной артподготовки по району город Балатонфокаяр (из 3-6 артбатарей и 3-4 минбатарей), противник силой 1000 - 1200 человек атакует боевые порядки 9 гв. ОПАБ. Ожесточенный бой длится до рассвета, батальоном отбито шесть атак противника. Огнем противника уничтожено 3 РП и 2 станковых пулемета.
Под прикрытием артиллерии и минометов до 20 танков и бронетранспортеров с пехотой атакуют порядки 2 гв.ОПАБ вдоль дороги Акараттья, высота 135. Артиллерия и минометы
2 гв.ОПАБ открываю заградительный огонь. Два танка подбиты. На минном поле подорвались три танка. Танки останавливаются и соскочившая с брони пехота идет в атаку, но огнем из всех видов оружия 2 гв.ОПАБ положена и отброшена за танки. Перед передним краем остались убитыми до 80 солдат противника. В 7.00 четвертую артпульроту 2 гв.ОПАБ (500 метров восточнее грейдерной дорог дороги Акараттья - высота 135) атакуют 18 танков. Четыре танка подрываются на минах, остальные ведут огонь с места. К танкам подходят 8 бронетранспортеров с пехотой, которая идет в атаку, саперы начинают разминировать наше минное поле. Огнем артиллерии подбит один танк и два БТР, уничтожено до 120 солдат и офицеров противника.
В 7.20 из района города Акараттья выходит 12 танков и 4 БТР, которые в сопровождении пехоты атакуют 2 АПР 8 гв.ОПАБ ( по берегу озера Балатон). Артиллерией 8 гв.ОПАБ подбито два танка и один БТР. Огнем танков противника разбито два 45-мм орудия, три ПТР и один станковый пулемет.В 7.50 из города Акараттья выходит еще 6 танков, которые врываются на передний край обороны 2 АПР и полностью подавляют один взвод. Восемь танков идут в обход роты, 3 из них подбито, а 5 выходят в тыл второй АПР 8 гв.ОПАБ. Вторая рота 8 гв.ОПАБ ведет бой в окружении.
В 8.40 противник до 300 человек пехоты при поддержке шести танков предпринимает наступление на боевые порядки 10 гв.ОПАБ в направлении северо-западной опушки леса Орегердо. Два танка подбиты артиллерией батальона, остальные 4 танка подавляют два 76-мм орудия и два взвода 3 АПР 10 гв.ОПАБ и выходят на опушку леса Орегердо. Личный состав 3 АПР 10 гв.ОПАБ в течении полутора часов отбивает яростные атаки противника. Командный пункт батальона оказывается в окружении. Танки врываются в село Шандорка и подавляют орудия, стоящие на закрытых опорных пунктах западнее села Шандорка.
На боевые порядки 11 гв.ОПАБ, после трех сильных арт.минналетов, двумя эшелонами начинают атаку 30 танков в сопровождении пехоты. В результате артналетов противника порвана вся проводная связь от штаба батальона к подразделениям, управление осуществляется по радио. Огнем противника выведены из строя 2 РП и один станковый пулемет. 11 гв.ОПАБ вступает в ожесточенный бой с пехотой и танками противника. В 9.10 первый эшелон танков врывается в боевые порядки четвертой и второй артпульрот батальона.
45-мм артиллерия 11 гв.ОПАБ в упор бьет по наступающим танкам противника, но броня тяжелых танков Т-6 не пробивается. Лишь командиру 45-орудия гвардии сержанту Смирнову удается подбить один танк. Танки подавляют три 45-мм орудия, три станковых пулемета и устремляются в глубь обороны. Однако 76-мм артиллерия, стоящая в глубине обороны, оказывает более эффективное сопротивление тяжелым танкам противника.