one-fact.ru
Малоподвижный образ жизни - это не просто путь к ожирению. Это радикальное ухудшение интеллектуальных способностей. Особенно с возрастом.
Улучшение работы мозга при регулярных физических нагрузках подтверждалось многократно. Очередной эксперимент, проведенный на этот раз над макаками, показал, что физкультура может улучшить способность к обучению в два раза. Однако очень важным здесь оказывается режим тренировок. Кроме того, многие нейробиологи оспаривают пользу спорта для человеческого мозга, отдавая приоритет решению сложных интеллектуальных задач…
Человек всегда стремился улучшить работу своего мозга. Многие отстаивают пользу специальных “интеллектуальных тренировок” (хотя, например, недавние эксперименты прямо
отрицают влияние “развивающих игр” на интеллектуальный уровень человека). Другие указывают на высокую
детерминированность “уровня IQ” генетическими механизмами, отводя тренировкам лишь поддерживающую функцию. Третьи возлагают надежды на “
таблетки для ума”. Четвертые настаивают на необходимости поддержания в форме всего организма (указывая, например, на такой факт, что
избыточный вес ухудшает внимание и память)…
За последние годы были проведены десятки нейроэкспериментов, устанавливающие положительную связь между физическими нагрузками и улучшением состояния/структуры мозга. Однако большинство из них проводились на грызунах (
один из примеров). В очередном же эксперименте опыты проводились над высшими приматами. В результате выяснилось, что физкультура радикально улучшает работу мозга, причем изменения происходят на всех его уровнях.
Эксперимент проводили ученые из Питтсбургского университета под руководством профессора Джуди Кэмерон. Были отобраны яванские макаки среднего и старшего возрастов. Их разделили на три группы.
Первую (контрольную группу) поставили в условия, в которых они вели малоподвижный образ жизни.
Вторую и третью группу заставили бегать на беговых дорожках 5 раз в неделю по 1 часу. При этом они бегали на скорости 80 процентов от своего максимума. Все эти параметры соответствует рекомендациям Американской ассоциации кардиологов и Колледжа спортивной медицины. Такой режим занятия физкультурой обезьяны выдерживали 5 месяцев.
После первого месяца всех макак начали регулярно тестировать на сообразительность. По окончанию 5 месяцев оказалось, что обезьяны из “спортивных” групп вдвое улучшили свои показатели на интеллектуальных тестах.
Затем одну из двух тренировавшихся групп обезьян перестали тренировать. И уже через 3 месяца малоподвижного образа жизни эта группа стала стабильно показывать такие же плохие “интеллектуальные показатели”, что и контрольная группа. В то время как оставшиеся “спортсмены” по-прежнему опережали их в два раза…
После эксперимента у подопытных взяли образцы мозговой ткани. Оказалось, что у тех приматов, которые всё время эксперимента занимались физкультурой, установилась более здоровая структура кровоснабжения мозга (причем особенно заметное улучшение наблюдалось у пожилых макак)…
Что стало решающим механизмом в улучшении работы мозга,
пока не ясно. Возможно, улучшение кровоснабжения стимулировало образование новых синапсов (что является основным механизмом работы долговременной памяти); возможно, улучшился общий метаболизм организма (гормональный фон и т.д) или улучшилось общее эмоциональное самочувствие обезьян (их довольство жизнью). Скорее же всего, имело место комплексное воздействие физической активности на организм (и, соответственно, мозг) приматов…
Что же касается роли физкультуры и улучшения работы человеческого мозга, то большинство специалистов отмечают, что для улучшения его работы важна не интенсивность тренировок, а их регулярность. Более того, эксперты подчеркивают, что для человеческого мозга экстремальные физические нагрузки скорее вредны, чем полезны.
Человек обладает гораздо более продвинутыми способами “тренировать мозг” - каждодневное решение сложных интеллектуальных задач (причем не искусственных, а тех задач, которые ставит перед ним его жизнь) - гораздо более эффективный способ улучшить работу мозга, чем физкультура. Хотя последняя и помогает, безусловно, создать тот фундамент здоровья и хорошего самочувствия, без которых невозможно воздвигать гениальные конструкции мысли…
Иллюстрации к такому взгляду на мозг человека можно найти в интервью Сергея Вячеславовича Савельева, заведующего лабораторией развития нервной системы Института морфологии человека РАМН.
[содержание: 1. Новость: ученые США зафиксировали, что с возрастом активность мозга увеличивается и достигает пика к 60 годам; количество нейронов с возрастом не снижается - ухудшается их связь между собой. 2. С.В.Савельев: влияние размера мозга зависит от его использования; отличие женского и мужского мозга не в размере; количество извилин на интеллект не влияет; ученые сохраняют потенцию лучше, чем спортсмены; кроссворды не помогают; лучшая тренировка мозга - решать неразрешимые задачи; нейроны умирают не от старости, а от не использования… ]
Еще интересное по теме на One-fact.ru. Оказывается,
быстрое решение: почти всегда ошибка и виновата в этом особенность строения мозга. - А эксперимент и МРТ подтвердили:
человек не может делать три дела одновременно. - Ну и наконец, как уже говорилось: «
развивающие игры» не повышают показатели IQ взрослого человека. - В целом же оценить сложность человеческого мозга можно узнав про
коннектом и мегапроект по расшифровке мозга человека…
Если Вас заинтересовала статья - всегда рады прочесть Ваше мнение в комментариях. Кроме того, Вы можете сохранить в своем журнале анонс статьи и поделиться ею с друзьями. Для этого достаточно нажать на кнопку «Записать у себя». Это еще будет и большой помощью для 1-human-fact журнала: привлечет новых читателей и покажет, какую тему стоит развивать дальше. Спасибо!
(
читать всю статью на One-fact.ru )
(
комментировать/ читать комментарии на One-fact.ru )
.
.