Jan 17, 2013 04:01
Читаю Бунина. Удивительное дело: при его уме, эрудиции, цепком взгляде писателя, в «Окаянных днях» совсем нет понимания, более того, желания понять причины революции. Есть много, очень много вполне оправданной ненависти к большевикам. Есть и рефлексия - но самая поверхностная. Ощипанных павлинов жалеет. Стон по старой милой России. Салтычиха у него «самая обыкновенная сумасшедшая», стыдно ею благородное дворянство попрекать. А сам тыкает старику «из простых» . Старик же ему: «Ах, милый барин…» Так и представляешь, каким мёдом было для благородного Ивана Алексеевича это «милый барин»!
Противно немного.
А в «Тёмных аллеях» каждый второй рассказ про то, как барин деревенскую девку растлил и бросил. Правда, это было написано уже позже, в Париже. Вот и думаю, что это? Всё понял, когда прошли эмоции, унялось бешенство? Ничего не понял, но как всякий талантливый художник «проговорился» в своих произведениях?
Конечно, классовой борьбой Бунин не исчерпывается. Меня, помимо очевидной импрессионистичности его прозы, поражает у него мастерское, прямо-таки завораживающее управление хронотопом: тут растянул, там урезал, как-то быстро всё соединил, целую жизнь уместил в трёх абзацах. В общем, маг и чародей. До его прозы нужно дорасти. Боюсь, сам ещё не дорос. Так прочувствую по верхам. «Тёмные аллеи» ещё одолею, а «Деревню», «Суходол» ещё нет.
Чудесный рассказ «Баллада»…
И всё-таки ненависть - чудовищное разрушающее чувство. Думаю, что если бы Бунин не уехал из советской России и, каким-то совсем уж невероятным чудом избежал лап «чрезвычайки», то он бы деградировал, как писатель. Эмиграция во всех смыслах стала его спасением.
«Какая у всех свирепая жажда их погибели! Нет той самой страшной библейской казни, которой мы не желали бы им. Если б в город ворвался хоть сам дьявол и буквально по горло ходил в их крови, половина Одессы рыдала бы от восторга».
Не правда ли, очень знакомо?
Бунин