Гиньоль-театр в Тюильри. 1916 (немного позднее, но все же)
Еще немного из книги Жана Ренуара об отце (Огюст Ренуар /пер. О.Волкова, М., Искусство, 1970):
«Отец разрешил Габриэль свести меня на представление Гиньоля, лишь когда мне минуло три года. Он отсоветовал нам идти на Елисейские поля, так как кричащий яркий шелк, в который были одеты куклы тамошнего балаганчика, его раздражал, и рекомендовал Гиньоля в Тюильри, где сохранились старые лионские традиции. Первое представление, на котором я побывал, оставило неизгладимое впечатление. Меня заворожил занавес, расписанный, согласно обычаю, красным с золотом. Какие жуткие тайны откроются за ним? Оркестр состоял из одного аккордеона, чьи пронзительные звуки делали ожидание еще более несносным. Когда занавес, поднявшись, открыл городскую площадь, я не мог удержаться и намочил штаны. Признаться ли мне в том, что этот критерий и сейчас служит для меня мерилом драматических качеств увертюры? Не стану уверять, что дело доходит до осуществления желаемого, но известный позыв, по счастью, поддающийся контролю, является как бы внутренним голосом, который говорит мне: “Стой, это замечательная музыка!” Я признался отцу в этой слабости, на что он мне ответил: “И у меня то же самое!” Мы оба испытали это восхитительное ощущение на представлении “Петрушки” Стравинского.
Ренуар любил лионского Гиньоля за то, что тот оставался самобытным. Декорации изображали набережную Соны с тусклыми плоскими домами, с окнами похожими на дыры, однообразными, без лепных украшений и наличников; персонажи представления были одеты в темно-серые или бурые, под стать лионскому небу, цвета. Гиньоль носил свою треуголку и косичку с лентой, Гнаффрон нахлобучивал меховой колпак, и всё это казалось Ренуару спектаклем, который достоин детей, что в его устах означало немалую похвалу». (с.191)
Перед представлением Гиньоль-театра в Тюильри. 1944
из примечаний М.Н.Прокофьевой:
Гиньоль - персонаж французского народного кукольного театра, остроумный лионский кустарь, говорящий на местном наречии. Обязан своей популярностью импрессарио Мурге, который в 1795 г. основал «Гиньоль» в Лионе и затем разъезжал с ним по городам Франции. В XIX в. французские кукольные театры под открытым небом стали называться «Театр Гиньоль».
Гнаффрон - марионеточный персонаж, лионский сапожник, приятель Гиньоля.
Луи Эдмон Дюранти. Гиньоль Инкруаябль (невероятный). Вт. пол. XIX в.
Дюранти - художественный критик, приятель Эдуарда Мане, дравшийся с ним на дуэли, раненный, и оставшийся с ним в дружеских отношениях.
Гиньоль Инкруаябль сработан Дюранти именно для театра-Гиньоль в Тюильри, ныне хранится в коллекции марионеток лионского музея Гадань.
Все следующие снимки сделаны в экспозиции этого музея (экспонаты конца XIX - первой трети XX века):
Этот Кашпарек не французский, а из Праги. 1928
.