Уста художника - самый многообещающий источник. Подумал написать: в идеале - сам автор, но вспомнил Илью Глазунова, охотно раскрывавшего свои уста, и раздумал. Вряд ли мне были бы интересны комментарии Александра Иванова к собственному "Явлению Христа народу". Когда-то я очень надеялся найти в письмах Ван Гога массу важнейшего материала и подготовил целую тетрадь для выписок, но не хватило даже на полстраницы. Всё как-то не то и как-то не туда, хотя писал он очень много и очень серьезно. А выписал я только два (!) фрагмента: "Тени и полутона у Веласкеса состоят большей частью из бесцветных, холодных серых, главными составными частями которых являются черный и немножко белого. В этой нейтральной, бесцветной среде самое крохотное облачко или тень красного уже звучат". …и часто цитируемый: "В этой картине ["Ночное кафе в Арле"] я пытался выразить неистовые человеческие страсти красным и зеленым цветом. Комната кроваво-красная и глухо-желтая с зеленым бильярдным столом посредине, четыре лимонно-желтые лампы, излучающие оранжевый и зеленый. Всюду столкновение и контраст наиболее далеких друг от друга красного и зеленого; в фигурах бродяг, заснувших в пустой, печальной комнате, фиолетового и синего. Кроваво-красный и желто-зеленый цвет бильярдного стола контрастируют, например, с нежно-зеленым цветом прилавка, на котором стоит букет роз… …В этой картине я пытался показать, что кафе - это место, где можно погибнуть, сойти с ума или совершить преступление. Словом я пытался, сталкивая контрасты нежного-розового с кроваво-красным и винно-красным, нежно-зеленого и веронеза с желто-зеленым и жестким сине-зеленым, воспроизвести атмосферу адского пекла, цвет бледной серы, передать демоническую мощь кабака-западни". А Сезанн, который выразился о картинах Ван-Гога всего в двух словах: "живопись безумца"... В общем, высказывания художников о живописи тоже оставляют желать лучшего.
Пока не наработаешь собственное восприятие, доверие к рассуждениям, поиск качественных оценок, камертонов - это ключевая проблема. Все равно приходится доверять собственным ощущениям, но надо нащупывать свой личный способ раздвигать их границы - кому-то подходит удар веслом по башке, другому такой удар сносит голову. Галиматья, конечно, забивает мозги, и стоит ограждать себя от ее натиска. Но мне кажется, что без личного прохода сквозь строй галиматьи все равно опыта и ума не наберешься.
Подумал написать: в идеале - сам автор, но вспомнил Илью Глазунова, охотно раскрывавшего свои уста, и раздумал. Вряд ли мне были бы интересны комментарии Александра Иванова к собственному "Явлению Христа народу".
Когда-то я очень надеялся найти в письмах Ван Гога массу важнейшего материала и подготовил целую тетрадь для выписок, но не хватило даже на полстраницы. Всё как-то не то и как-то не туда, хотя писал он очень много и очень серьезно. А выписал я только два (!) фрагмента:
"Тени и полутона у Веласкеса состоят большей частью из бесцветных, холодных серых, главными составными частями которых являются черный и немножко белого. В этой нейтральной, бесцветной среде самое крохотное облачко или тень красного уже звучат".
…и часто цитируемый:
"В этой картине ["Ночное кафе в Арле"] я пытался выразить неистовые человеческие страсти красным и зеленым цветом. Комната кроваво-красная и глухо-желтая с зеленым бильярдным столом посредине, четыре лимонно-желтые лампы, излучающие оранжевый и зеленый. Всюду столкновение и контраст наиболее далеких друг от друга красного и зеленого; в фигурах бродяг, заснувших в пустой, печальной комнате, фиолетового и синего. Кроваво-красный и желто-зеленый цвет бильярдного стола контрастируют, например, с нежно-зеленым цветом прилавка, на котором стоит букет роз…
…В этой картине я пытался показать, что кафе - это место, где можно погибнуть, сойти с ума или совершить преступление. Словом я пытался, сталкивая контрасты нежного-розового с кроваво-красным и винно-красным, нежно-зеленого и веронеза с желто-зеленым и жестким сине-зеленым, воспроизвести атмосферу адского пекла, цвет бледной серы, передать демоническую мощь кабака-западни".
А Сезанн, который выразился о картинах Ван-Гога всего в двух словах: "живопись безумца"...
В общем, высказывания художников о живописи тоже оставляют желать лучшего.
Пока не наработаешь собственное восприятие, доверие к рассуждениям, поиск качественных оценок, камертонов - это ключевая проблема. Все равно приходится доверять собственным ощущениям, но надо нащупывать свой личный способ раздвигать их границы - кому-то подходит удар веслом по башке, другому такой удар сносит голову.
Галиматья, конечно, забивает мозги, и стоит ограждать себя от ее натиска. Но мне кажется, что без личного прохода сквозь строй галиматьи все равно опыта и ума не наберешься.
Reply
Leave a comment