Встречая в газетах 1930-х годов материалы о знаменитой в то время обитательнице Московского зоопарка орангутанге Фрине и о ее замечательном воспитателе Михаиле Алексеевиче Величковском, я столкнулся со странными разночтениями, касающимся рождения Фрины и появлении ее в Москве.
Впрочем, поначалу никаких разночтений не было.
Впервые о Фрине я узнал из ташкентской газеты «Пионер Востока» 1935 года, в которой прочел:
Полякова М. Человекообразные // «Пионер Востока», 21 октября 1935 г.
Сотрудница газеты М.Полякова побывала летом в Московском зоопарке, видела Фрину и ее воспитателя М.А.Величковского, познакомилась с Верой Чаплиной на площадке молодняка и побывала у нее дома - в гостях у львенка Кинули (о котором тоже написала статью). Осенью она прислала Чаплиной эту газету.
Обратите внимание: Фрине летом 1935 года - 9 лет, то есть, родилась она в 1926 году, по пути с острова Борнео в Германию, откуда затем была привезена в Москву.
Позднее мне попалась большая статья в «Вечерней Москве» 1934 года с исчерпывающим названием «Биография Фрины», которая подтвердила информацию Поляковой о том, что Фрина родилась в 1926 году, и уточнила, что тогда же она с родителями попала в Москву:
Южин Б.. Биография Фрины // Вечерняя Москва, 21 мая 1934 г.
В апреле 1935 года солидные «Известия», казалось, окончательно утверждали год рождения Фрины - 1926-ой, и уточняли, что это событие произошло в начале года:
«Известия», 10 апреля 1935 г.
Но вот незадача - неделей ранее, 3 апреля 1935 года «Рабочая Москва» внесла в биографию Фрины первую неувязку:
Оказывается, Фрина, рожденная весной 1926 года, прибыла в Москву лишь годом спустя. Следовательно, не такой уже крошкой.
Кто здесь ошибался - неизвестный автор заметки из «Рабочей Москвы» или Б.Южин из «Вечерней Москвы»?
Но найденная вскоре заметка в «Правде» от 24 мая 1934 г., подписанная авторитетнейшим Петром Александровичем Мантейфелем, зав. научным сектором Московского зоопарка, полностью перечеркнула всё, что писали о рождении Фрины вышеперечисленные источники - Мантейфель утверждал, что она родилась не в 1926, а в 1927 году!
Но это было еще не всё.
Вскоре историческая истина опять развернула свой курс на противоположный. Неделю назад в РГБ мне попался альбом под редакцией того же П.А.Мантейфеля «Животные Московского зоопарка», где написано, что Фрина родилась все-таки в 1926 году и тогда же была привезена в Москву!!!
(с. 9)
То же самое - в «Путеводителе по зоопарку» под редакцией помощника Мантейфеля профессора Сергея Яковлевича Калмансона:
(с. 40)
В свою очередь эту версию развенчивала самая ранняя из найденных зоопарковских брошюр, 1928 года, составленная тогдашним директором профессором С.А.Новиковым (с.10-11):
(с. 10-11)
Еще одно солидное издание - сборник статей под редакцией проф. С.И.Огнёва, также подтверждало версию рождения Фрины в 1927 г. и меняло место рождения с острова Борнео на Суматру. И даже указывало точную дату прибытия обезьян в Москву:
(с. 10-11, из статьи проф. М.Ф.Нестурха «Обезьяны»)
Но, к сожалению, это издание было выпущено много лет спустя, что подвергало его данные некоторому сомнению…
Чтобы распутать эту бесконечную невразумительную путаницу, требовалось найти единственно бесспорный источник - газетную публикацию о прибытии семьи орангутангов в Московский зоопарк, напечатанную по горячим следам.
За точку отсчета я взял указанную дату: 14 июля 1927 года. И вот она, - как говорил профессор Преображенский, - окончательная бумажка, фактическая бумажка, броня! -
«Известия», 24 июля 1927 г.
Фрине (которая в тот момент еще не получила этого своего имени) на тот момент было 4 месяца, следовательно, родилась она в марте 1927 года, в пути с острова Суматра в Германию.
P.S.
В качестве приложения посмотрите статью Б.Южина в полном объеме:
«Вечерняя Москва», 21 мая 1934 г.
.