Этот пост вдогонку сегодняшнему материалу из «Хроники московской жизни» о триумфальном возвращении в столицу советских пианистов - лауреатов Брюссельского конкурса 1938 года. Победитель конкурса Эмиль Гилельс делится с корреспондентом «Правды» впечатлениями о других участниках конкурса и, среди них упоминает английскую пианистку Джонстон, взявшую вторую премию (третью получил другой советский участник Яков Флиер).
Джонстон - это девичья фамилия пианистки Мауры Лимпани, и сегодня я процитирую два письма из ее переписки 1945 года с советской пианисткой Розой Тамаркиной. Эти письма были опубликованы в относительно недавно вышедшей книге о Розе Тамаркиной, но первое из них ошибочно датировано маем 1945 года. На самом деле оно было написано в первой половине октября, и свой ответ Тамаркина написала не много месяцев спустя, как вышло в книге, а буквально через несколько дней после получения, и это письмо было передано Лимпани в конце октября - на проходившей в те дни в Лондоне всемирной конференции молодежи за мир.
Итак, вот эти письма:
«Розе Тамаркиной
Лауреату Международного конкурса пианистов имени Шопена от Муры Лимпани.
Дорогая Роза Тамаркина.
Спасибо за письмо, которое Вы переслали мне через Молодежный Комитет Дружбы. Моя мама была со мной в тот момент, и она прочитала мне Ваше письмо по-русски. Она училась в России перед прошлой войной. Вот почему я получила русское имя - «Мура».
Я очень рада была услышать о Вашей музыкальной деятельности и о том, над какой программой Вы в настоящее время работаете. Конечно, я надеюсь, что в скором времени будет взаимный обмен артистами между нашими двумя странами.
Несколько французских артистов уже приехало сюда, а в следующем месяце сэр Адриан Боулт (директор оркестра Британской Компании Радиовещания) и я предполагаем дать два или три концерта в Париже.
В одном из концертов я предполагаю исполнить Концерт Хачатуряна, который мне чрезвычайно нравится, и который сейчас очень популярен в Англии.
Как Вам известно, первый раз я исполняла это произведение в 1940 году в Лондоне. С тех пор я играла его около двадцати раз. На следующей неделе я уезжаю на неделю. Я буду исполнять Концерты Чайковского... и Хачатуряна.
После этого у меня концерт, в котором я буду играть: токкату C-dur Баха-Бузони, Симфонические этюды Шумана, 4 прелюда Рахманинова, пьесу Гранадоса, Каприччио Донаньи и в конце - «Отражения в воде» и «Остров радости» Дебюсси.
Раскупают ли билеты на Ваши выступления заранее? Я делаю полные сборы до сентября.
Не находите ли Вы, что путешествия утомительны и неудобны? Я нахожу, что это так.
Как поживают Гилельс и Флиер? Я часто думаю о них. Передайте им от меня самый сердечный привет. Пожалуйста, напишите также обо мне тому профессору, который был судьей... в Брюсселе 1938 году. Я забыла его имя.
Мы так потрясены и восхищены чудесными достижениями Вашей и нашей армии.
С грустью сообщаю Вам, что я потеряла моего младшего, нежно любимого брата в Италии в октябре 1944 года. Ему было только 22 года, и он уже в возрасте 20 лет стал капитаном. Второй мой брат - пилот Р.А.Ф. в Индии. Мы очень счастливы тем, что, находясь так близко от Лондона, были вдали от всяких бомбардировок.
Я должна сознаться, что совсем не люблю Фау-2.
Мой муж - даровитый пианист-любитель, и большую часть вечеров мы работаем, проводим вместе за нашими двумя роялями. Он исполняет оркестровые партии.
Ну, кажется, новости все. Могу ли я пожелать всяческих успехов в Вашей карьере? Я надеюсь также, что мы скоро встретимся.
Искренне Ваша.
Мура Лимпани».
«Дорогая Мура Лимпани!
Благодарю за Ваше милое письмо. Мне чрезвычайно было приятно получить от Вас ответ.
Ваши музыкальные планы и программы Ваших концертов меня очень заинтересовали. Программа Вашего Klavierabend`a мне очень понравилась, я сама играю много пьес из этой программы (напр. Шумана - Симфонические этюды, Дебюсси - «Остров радости», Концерт Чайковского). Вы, вероятно, играли по радио Концерт Хачатуряна? Мне, к сожалению, ни разу не удалось Вас услышать, хотя я часто слушаю радиопередачи из Лондона. Как прошли Ваши концерты в Париже? Вероятно, с большим успехом. Где Вы сейчас концертируете? Какие готовите программы? У меня концертный сезон начинается скоро. Сейчас в Москве проходит юбилейная сессия, посвященная Рахманинову. Московская филармония организует целый ряд симфонических и камерных концертов. Вчера было открытие сессии, исполнялась 1-я симфония Рахманинова. Завтра симфонический концерт, в котором принимает участие Флиер. Он исполняет 1-й концерт с оркестром. 28 октября состоится камерный концерт из неизвестных произведений Рахманинова. В этом концерте я буду играть четыре пьесы, - две прелюдии, Этюд-картину и Гавот. Очень приятные пьесы! После этого у меня концерт, в котором я исполню:
Бах-Катуар - органная Пассакалия c-moll, Брамс - 2 интермеццо и Capriccio, ор. 76; Прокофьев - 4-я соната; Шопен - Polonaise-Fantasie; Дебюсси - La soiree dans Grenade и L`isle Joyeuse и в заключение четыре трансцендентных этюда Листа - 1. Пейзаж. 2. Feux follets. 3. Harmonie du Soir. 4. f-moll.
С симфоническим оркестром я буду играть Концерт b-moll Чайковского. Затем буду участвовать в концерте камерной музыки, где сыграю Квинтет Дворжака. А Вы играете камерную музыку? Интересно знать, играете ли Вы квинтеты, квартеты, сонаты и т.д.
Я очень люблю играть Сонаты для ф-но и скрипки. Мне приходилось играть в концертах Сонаты Моцарта, Брамса, Франка, Квартет Моцарта, Трио Мендельсона и др.
Наши концерты посещаются хорошо, билеты обычно продаются за две-три недели до концерта, а на так называемые концерты-абонементы билеты продаются в начале сезона на весь последующий сезон.
Я, кажется, слишком увлеклась, много написала, боюсь Вас утомить.
Милая моя коллега, хочется верить, что мы с Вами встретимся, и эта встреча, надеюсь не за горами... Я передала Ваш привет Гилельсу и Флиеру. Они Вас сердечно приветствуют и часто вспоминают Вас. А профессору Фейнбергу, имя которого Вы забыли, я непременно передам от Вас привет.
Сейчас настроение у всех нас бодрое, хорошее. После такого блестящего завершения войны, после таких грандиозных побед... хочется еще больше работать, совершенствоваться. Выражаю Вам свое искреннее соболезнование по поводу утраты Вашего брата, очень тяжело терять родного человека. Я во время войны потеряла мать, которая умерла после тяжелой болезни сердца.
Я сейчас много занимаюсь, собираюсь на гастроли в Ленинград и другие города, хотя нахожу это несколько и утомительным, в чем с Вами согласна, но все же долго засиживаться в Москве не люблю. А вы много разъезжаете?
Ну, пора кончать.
Желаю Вам всяческих благ и дальнейших успехов в Вашей музыкальной жизни.
Искренне приветствую Вас.
Ваша Роза Тамаркина.
Москва 19/Х - 45г.»
Эмиль Гиллельс, Маура Джонстон (Лимпани), Яков Флиер и Лэнс Доссор на конкурсе в Брюсселе. 1938
.