На подходе к Баварскому национальному музею вялотекущее течение Принцрегентштрассе пересеклось бурлящим потоком одного из рукавов Изара.
Камера была под рукой - смотрите:
Click to view
Впрочем, вот и сам музей (точнее, его центральное здание):
Первые предметы - из его великолепной коллекции декоративно-прикладного искусства…
Целый шкаф с посудой…
…и отдельно - пара ренессансных сосудов:
1-я половина XV в.
Конец XV - нач. XVI в.
Из Баварского национального музея наш путь лежит в Античное собрание малых форм на Кёнигсплац:
После 500 г. до н.э.
Крито-микены, 1700-1100 до н.э.
Аттика, ок. 500 г. до н.э.
Рим, II в. н.э.
Рим, вторая половина II в. н.э.
Этрурия, 300-250 до н.э.
Греция, IV-I вв. до н.э.
Фрагмент
Кёльнский кубок-диатрета, 4 в. н.э.
Собрание классической живописи в Старой Пинакотеке, бесспорно, одно из лучших в Европе, хотя удивил тот факт, что представленная коллекция старонемецкого портрета значительно уступает мадридскому из музея Тиссена-Борнемисы.
Но центральная работа в зале венецианцев, «Коронование терновым венцом» позднего Тициана - это та вещь, которая перекрыла для меня впечатления от всего увиденного. Ради нее одной стоило ехать в Мюнхен.
К сожалению, приличных фотографий с этой картины сделать невозможно. И даже не столько из-за того, что она 2 м 80 см по высоте (да и размещена достаточно высоко).
Главная проблема в том, что эту живопись, вероятно, вообще нельзя адекватно воспроизводить.
У позднего Тициана контуры формы настолько уступают цветовым способам ее выявления, а невероятно разнообразное звучание цвета так мощно завязано с интенсивностью всполохов света между сгущениями тьмы, что даже во фрагментах фотооптика выхватывает лишь крохи того, что может увидеть глаз.
Здесь ближе к оригиналу соотношение теплых и холодных, чем на общем плане
(оба снимка взяты из интернета)
На другой день, под проливным дождем, мы пошли в здание напротив Старой - в Новую Пинакотеку.
Ее собрание гораздо более провинциальное, преобладают работы немецкой школы.
Но и в Новой Пинакотеке нашлось несколько жемчужин, из которых, вероятно, лучшая - портрет дона Хосе Керальто (1802) кисти Франсиско Гойи.
Но та же проблема: фотоаппарату в экспозиционном освещении не удается даже приблизительно запечатлеть великолепное сочетание преобладающих сумрачно-темных тонов и ярких красочных аккордов в ослепительных светах на этом полотне (среднего размера, 102х76 см).
Так что только фрагмент:
Зато совершенно иначе выстроенная живопись Винсента Ван Гога гораздо легче воспринимается «фотоглазом»:
Здесь, по сути, - декоративное панно, вылепленное тончайшей графикой фактуры мазков. И это линейное начало ухватывается камерой лучше всего.
(искривление линий по краям кадра в данном случае, не столь существенный дефект)
Зал с работами Сезанна, Моне, Писсарро... Забавный получился снимок с двумя фигурами в дальнем проеме.
Наконец, пятым обязательным пунктом музейной программы в Мюнхене стал для нас Ленбаххаус, вновь открытый в мае этого года для посещения, после четырехлетнего ремонта:
Во дворе виллы художника Франца фон Ленбаха:
Во дворе собака, а в экспозиции - знаменитый «Натюрморт с кошкой» Августа Маке (1910)
Там же - «Интерьер с лампой» Эрмы Босси (1909)…
…и множество картин Кандинского.
Большинство из них многократно репродуцированы, поэтому ограничусь лишь его ранним эскизом:
Василий Кандинский. Санта-Маргарита. 1905
.