О великодушии

Feb 26, 2013 19:47

У Декарта ( Read more... )

Мамардашвили

Leave a comment

Comments 41

karasevdenis February 26 2013, 15:56:24 UTC
Это понимание Декарта находится в очень русской традиции. В философии все относительно - в том числе и относительно традиции, в которой происходило прочтение.

Reply

1_9_6_3 February 26 2013, 16:02:47 UTC
А Вы не могли бы пояснить, в чем именно проявляется здесь русская традиция понимания? И в чем, в каком ракурсе, оттенке, форме могла бы проявиться относительно этих же идей Декарта какая-то иная национальная традиция?

Reply

karasevdenis February 26 2013, 16:05:50 UTC
"…Декарт - человек, который знает, что на свете счастья нет и не обязанность мужчины искать счастье и ставить его целью своей жизни - есть покой и воля...".
Это же помещение Декарта в контекст русской мысли. Можно так же поместить его в контекст Гете или Вийона.

Reply

1_9_6_3 February 26 2013, 16:21:27 UTC
Там, в размышлении Мамардашвили скорее Пушкин помещается в контекст идей Декарта ( ... )

Reply


ljubush February 26 2013, 16:27:55 UTC
Посмотреть на себя со стороны или сверху (поза орла). И улыбнуться, - сверху во многом видишь смешные стороны. Почему люди так любят смеяться над анекдотами типа "вернулся муж из командировки", и им совсем не до смеха, когда они сами из нее возвращаются.:)

Reply

1_9_6_3 February 26 2013, 16:58:58 UTC
Люди любят смеяться над чужими и даже готовы сами - первыми - посмеяться над своими ошибками (это называется самоиронией).
Но если не успевают вовремя включить самоиронию, и над их ошибками первыми смеются окружающие, то и самоирония не спасает. И только философы готовы смеяться над собой по факту полного поражения.

Reply

dreameranalyst February 27 2013, 04:52:50 UTC
Я бы сказал не философы, а мудрецы :)

Reply

1_9_6_3 February 27 2013, 05:37:40 UTC
А в чем разница?

Reply


tania_al February 26 2013, 20:55:20 UTC
Большое спасибо, что напомнили! Я читала "Картезианские размышления" довольно давно и с наслаждением перечитала этот фрагмент, любуясь не только - и даже не столько - Декартом, сколько Мамардашвили, который "перевёл" его для современного сознания, видя в Декарте то, что устремлено в будущее (это несколько разные подходы - статичный, наукообразно-описательный, и динамичный, в контексте развития человеческого сознания и само-сознания).

Заодно отчеркнула на полях для себя слова: "... твой независимый досуг - ценность самую высокую среди остальных жизненных ценностей. "

Хотя приведенные примеры, мне кажется, говорят не об одном. История с Фрейдом - скорее, о достоинстве, а не о великодушии.

Reply

dreameranalyst February 27 2013, 05:10:03 UTC
Мне кажется, что Мамардашвили и у Декарта определяющей чертой сознания видит именно достоинство. Которое только и может быть источником свободы. Такова общая логика "Картезианских размышлений". Это стало мировоззренческой доминантой его математического творчества. То же и Пушкин. В молодости достоинство привело его к атеизму. В зрелом возрасте оно же его атеизма увело. Но свободен он был всегда. Читал недавно выступление весьма мной уважаемого О.Н. Смолина, в котором он причисляет Пушкина к атеистической составляющей русской культуры. Литературовед отнеёт его к религизной составляющей. А он свободно развивался, повинуясь внутренним импульсам и врождённому чувству чести. Потому интересен и свои атеизмом, и своей религиозностью.

Reply

tania_al February 27 2013, 17:28:36 UTC
Понимаю, спасибо. Но изначальный пост автора журнала назывался "О великодушии". Мне кажется, что великодушие - уже следствие достоинства. Если достоинство подорвано в человеке, то он не сможет быть великодушным... Всё время будет жить ощущением, что ему чего-то "недодали", - независимо от реального положения дел и своих талантов.

Reply

1_9_6_3 February 27 2013, 05:29:57 UTC
Вот Вы сказали: "любуясь", и я в этом журнале выставляю подобные сентенции или какие-то картины, фотографии - и для... ну, может быть, не вполне любования, но из какого-то эстетического чувства. Как камертоны мысли, чувства, композиции...
И как некие "вешки", от которых можно куда-то продвинуться: то есть, в этих камертонах есть пространство для собственного движения и склонность к движению, некоторая внутренняя неустойчивость. В том смысле, что это не "доска почета"

Reply


pet_rusho February 26 2013, 23:21:32 UTC
ММ использует Декарта для размышлений и переживает о нем. Понятно, что ММ не пересказывает Декарта, тот и сам мог написать) У Декарта, кстати, очень хороший юмор.

Reply

1_9_6_3 February 27 2013, 05:36:06 UTC
В каком смысле "переживает о нем"? Что-то я не ухватываю Ваш оборот...

Reply

pet_rusho February 27 2013, 10:03:58 UTC
Мне показалось, что есть дополнительная душевная теплота, помимо интереса к ходу мысли. А когда Мамардашвили описывает причину смерти Декарта, то явно он переживает и сочувствует.

Reply

1_9_6_3 February 27 2013, 11:29:48 UTC
До этого описания я еще не добрался, пока еще только на шестом Размышлении.
Мамардашвили, хоть и выдает порой замечательно ясные формулировки, часто так вывихивает наш бедный, не шибко расположенный к трансценднтальному мышлению язык, что мои серенькие мозги протестуют, бастуют, требуют перекура и сатисфакции. Переживают, в общем.

Reply


Leave a comment

Up