Связка понятий «метр - ритм» привычно рассматривается в стихосложении и музыковедении, но совершенно не применяется в анализе произведений изобразительного искусства. Мне показалось возможным и интересным употребить термин «метр» в разборе живописной композиции, и, прежде всего, в композиции иконописной - максимально формализованной по отношению к прочим видам изображений. Поэтому толкование термина «метр» в данном случае носит самый общий характер и отталкивается от более употребительного в живописи понятия «ритм».
Re: Метр и ритм1_9_6_3February 7 2008, 07:10:28 UTC
Спасибо. Трудно с этим не согласиться. Искусствоведение вообще слабо организовано в терминологии и уже только поэтому с большой натяжкой может считаться научной дисциплиной. Что говорить, когда и художники, и искусствоведы сплошь и рядом не замечают разницы в базовых понятиях "цвет" и "тон"...
Советую читать любые труды В.Н.Лазарева (и особенно его "Историю Византийской живописи") - ясный и простой стиль изложения и приэтом фундаментальность настоящего ученого. Его коллега и антагонист М.В.Алпатов - пишет очень захватывающе и образно, но порой переходит границы строго научного подхода. Об основах иконографии можно читать книгу Ю.Г.Боброва с аналогичным названием ("Основы иконографии древнерусской живописи"). Для более углубленного изучения рекомендую классику иконографического исследования - "Евангелие в памятниках иконографии" Н.В.Покровского, написанное еще в 1892 г. и переиздаваемое до сих пор. Ну и, конечно, "Иконостас" Павла Флореского - философское сочинение, дающее не только точку зрения, но и "точку ощущения" по отношению к иконе, иконостасу, православному храму.
Comments 12
Мне показалось возможным и интересным употребить термин «метр» в разборе живописной композиции, и, прежде всего, в композиции иконописной - максимально формализованной по отношению к прочим видам изображений. Поэтому толкование термина «метр» в данном случае носит самый общий характер и отталкивается от более употребительного в живописи понятия «ритм».
Reply
Reply
Искусствоведение вообще слабо организовано в терминологии и уже только поэтому с большой натяжкой может считаться научной дисциплиной. Что говорить, когда и художники, и искусствоведы сплошь и рядом не замечают разницы в базовых понятиях "цвет" и "тон"...
Reply
Reply
Скоро покажу живопись и графику современных художников.
Reply
Reply
Reply
Хотелось бы спросить вашего совета: что можно почитать человеку, желающему разобраться в иконописи?
Reply
Его коллега и антагонист М.В.Алпатов - пишет очень захватывающе и образно, но порой переходит границы строго научного подхода.
Об основах иконографии можно читать книгу Ю.Г.Боброва с аналогичным названием ("Основы иконографии древнерусской живописи").
Для более углубленного изучения рекомендую классику иконографического исследования - "Евангелие в памятниках иконографии" Н.В.Покровского, написанное еще в 1892 г. и переиздаваемое до сих пор.
Ну и, конечно, "Иконостас" Павла Флореского - философское сочинение, дающее не только точку зрения, но и "точку ощущения" по отношению к иконе, иконостасу, православному храму.
Reply
Reply
Leave a comment