писатель Антон Первушин о русском космосе

Nov 25, 2010 16:49

Только сейчас узнал об этой передаче

http://tv.km.ru/anton_pervushin_on_luchshe_vsex_

О, нашел текстовую версию

Сегодня у нас самый замечательный из возможных гостей (я тут придумал ему несколько эпитетов) - заслуженный архивариус русского космоса, главный пиар-менеджер ракетостроения и луноходовождения, реаниматор твердой научной фантастики, писатель Антон Первушин.

Добрый день.

Небольшую биографическую справку я о тебе составил по материалам Интернета. Но поскольку жизнь интереснее фантастики, тем более Интернета, всегда бывают ошибки, поэтому ты поправляй.

Поправлю.

Антон Иванович Первушин - писатель, журналист, исследователь истории космонавтики и научной фантастики. Магистр технических наук, член Союза писателей Санкт-Петербурга, член Союза ученых Санкт-Петербурга, действительный член Федерации космонавтики России, член Клуба научных журналистов. Родился в 1970 году в Иваново. Среднюю школу окончил в 1987-м году в городе Мурманск. В 1988-м году поступил на кафедру турбиностроения энергомашиностроительного факультета Ленинградского политехнического института (сейчас Санкт-Петербургский государственный технический университет). Фантастикой занимается с 1986 года, дебютировал рассказом «Иванушка и автомат» в журнале «Измерение-Ф». С 1988-го года - активный участник движения Клуба любителей фантастики. Слушатель литературных студий Андрея Балабухи и Анатолия Бритикова. В 1993-м году был принят в семинар Бориса Стругацкого, в настоящий момент староста этого семинара. Профессионально занимается литературной деятельностью. Женат. Кроме собственных фантастических произведений, много пишет научно-популярных статей и научно-познавательных книг об истории покорения космоса. Автор 12 фантастических романов, около десятка научно-исторических книг, нескольких десятков повестей и рассказов и более сотни статей. Лауреат целого ряда литературных премий, среди которых «ЕвроКон», «Интерпрескон», «РосКон», Беляевская премия, «АБС-премия», «Сигма-Ф» и другие. Есть ошибки?

Где-то есть, но близко к реальности. Единственная поправка, что я не один староста, у нас еще есть староста - это моя жена Елена Первушина, поэтому такой двухголовый староста семинара Стругацкого.

Семья-староста.

Да, подменяемся когда есть необходимость. И, конечно, количество статей ты преуменьшил.

Преуменьшил? То есть более тысячи?

Уже под 2000 подбирается опубликованных статей. Я публикуюсь, пишу статьи где-то с 1999-го года практически каждую неделю по 2-3 статьи.

Все неслучайно, я сразу перешел на «ты». Думаю, что мы не будем кокетничать и изображать, будто бы не знаем друг друга и будто бы на «вы». Нас связывает довольно длительная дружба (более 13 лет), поскольку она такая архетипическая, то я думаю, что об этом можно даже рассказать зрителям. В 1997-м году на фестивале фантастики «Интерпрескон» в Санкт-Петербурге была введена новая номинация: «Произведения сверхкороткой формы». Я и Антон к тому времени как раз в этой форме работали.

Я на самом деле рассказов очень мало пишу, но вот написалась такая миниатюрка.

Тем не менее, когда я приехал на фестиваль, а московская компания приехала в Питер, все узнали, что питерцы сговорились голосовать за молодого талантливого подающего большие надежды писателя Антона Первушина. Москвичи подумали: «Мы чем хуже?» - и стали голосовать за меня. Таким образом, появилось два врага-лидера в этой компании. В первую ночь фестиваля я спускаюсь по лестнице и слышу бодрые, громкие, злобные выкрики: «Кто такой Щербак-Жуков? Где Щербак-Жуков? Дайте его сюда! Сейчас я ему морду набью!» Я опускаюсь на один пролет и вижу интеллигентнейшего, милейшего человека, от которого абсолютно невозможно даже ожидать никакой агрессии, и, протягивая ему открытую ладонь, говорю: «Я - Андрей Щербак-Жуков». А он говорит: «А я - Антон Первушин». С тех пор мы и подружились. Правда, с тех пор я так и остался автором малой формы, а Антон написал уже все эти десятки замечательных романов.

Я никогда не тяготел к малой форме.

13.10.2010, 13:05:39

Сейчас мы сидим в одной студии, ты приехал из Санкт-Петербурга, а я москвич. Москва и Питер - два самых главных эгрегора России. Все остальные города тяготеют к этим двум эгрегорам. Много говорят о противоречии этих городов. Что ты скажешь об этом? Есть такое противоречие или это вымышленное?

Есть какое-то противоречие, конечно, в субкультурных полях, но на самом деле оба города замечательно дополняют друг друга. Москва является как бы столицей экономической, политической, а мы претендуем на статус культурной столицы, насколько это получается, конечно. Может быть, не питерцам судить, но мы всячески стремимся и считаем, что мы - генераторы смысловых идей. То есть в этом смысле два города друг друга дополняют. Я вообще всегда был сторонником того, чтобы сделать гипермегаполис - проложить хорошие дороги между Питером и Москвой, поселить все население России между Питером и Москвой, а всю остальную территорию осваивать вахтовым способом.

Мы с Василием Васильевичем Головачевым в этой студии думали о другом - о том, чтобы перенести столицу из Москвы, например, в Красноярск, Новосибирск или в Омск, а в Москве (как ты сказал хорошо) формировать смыслы. Здесь действительно сделать такой мегаполис по железной дороге и вместе формировать смыслы. Фантастика питерская и московская все-таки отличается, ведь есть какие-то признаки.

Конечно, безусловно. Я бы сказал, что московская фантастика как бы более агрессивна, более динамична, то есть она более по действу идет. Все-таки питерская школа фантастики, благодаря влиянию Бориса Натановича Стругацкого и семинару, все больше склонна к различной сложной рефлексии сложной. Она пытается анализировать процессы, причем не через какие-то большие события и явления, которые обычно в московской фантастике описываются, а через приключение какого-то духа одного человека. Лазарчук, Рыбаков, Столяров, Измайлов - это авторы так называемой четвертой волны, там еще Щеголев, которые пишут практически все время как экспериментальные, практические все время пытаются удивить и своих коллег, и читателей чем-то новым. Но на самом деле если всех смешать и выжать, то в сухом остатке останется то, что они все-таки предпочитают разговор о каких-то внутренних человеческих коллизиях именно небольших групп, может быть, даже одного какого-то человека, который идет сквозь время или пространство.

Питер более интровертен, а Москва экстравертна.

Можно и так сказать, потому что Питер, несмотря на то что тоже порт и через него идут и грузы, и туристы, и потоки, все-таки…

Все-таки не 7 морей, а всего одного.

Получается кулуарный разговор питерских фантастов с читателями. Новое поколение (если смотреть даже по Диме Колодану) тоже тяготеет определенным образом именно к такой фантастике.

В связи с этим у меня такой вопрос. Я вчера читал, что о тебе пишут в Интернете, что ты пишешь в Интернете на сайте «Лаборатория фантастики», и я нашел твои личные признания о том, что ты «сначала начинал писать социально-психологическую фантастику а-ля поздние Стругацкие, а потом заинтересовался фантастическим боевиком как жанром и технотриллером». С чем это связано? Что сейчас нет спроса на социально-психологические изыски, а всем хочется чернухи и войнухи?

Дело не в этом. Дело в том, что технотриллерами я увлекся, потому что считал, что возрождать эту научную фантастику… Возрождением научной фантастики я занимаюсь очень давно, естественно, на меня определенным образом вначале моей карьеры повлиял семинар. Я думал, что буду писать в таком ключе, как пишет «четвертая волна», то есть буду писать какие-то изыски, поиски самого себя. Но на самом деле мне с какого-то момента это наскучило. Я 2-3 романа написал и понял, поскольку у меня жизненный опыт был еще небогатый, серьезных переживаний эмоциональных у меня не было, хотя в детстве у нас у всех есть какие-то переживания, но их выносить во взрослую прозу бессмысленно (ты понимаешь, что это смешно с какого-то момента).

У вышеупомянутого тобою Димы Колодана тоже переживаний особых нет, но какая фантазия - блеск!

В том-то и дело, мне это фантазирование… А эта проза подразумевает достаточно яркую фантазию. Мне стало от всего этого скучно, поэтому я решил, что мне все-таки ближе (когда я был все взрослее и взрослее) именно такая фантастика, которая несет в себе некую познавательную информацию, которая предлагает для обсуждения какие-то новые яркие идеи и содержит в себе информацию, которая имеет отношение к реальному миру. Поэтому я стал все больше, вспомнив увлечение детства, склоняться к научной фантастике. Естественно, что возрождать в том чистом виде научную фантастику жюль-верновского типа бессмысленно. Технотриллер мне тогда казался как раз одним из вариантов, что сделать новую научную фантастику на основе технотриллера. Например, Майкл Крайтон писал именно технотриллеры, то есть он во всех энциклопедиях записан как автор технотриллеров, но на самом деле у него два или три романа не фантастические технотриллеры, а все остальные - «Парк Юрского периода», «Сфера» - это все технотриллеры именно научно-фантастические, то есть с четким научно-фантастическим элементом. И я вот к этому стал склоняться. Поначалу это шло неплохо, но в вначале века быть патриотом было неприлично, поэтому эти мои патриотические технотриллеры воспринимались как что-то маргинальное. А сейчас это уже не стыдно, сейчас технотриллер только ленивый не пишет, сейчас это общее место, поэтому мне тоже это сразу наскучило. Я не люблю там, где очень много людей, где толпа.

13.10.2010, 13:12:39

Ты сначала обогнал время, а теперь ты оказался как-то затоптан толпой, которая за тобой гналась.

Я бы не сказал, что они меня затоптали, я просто отошел в сторону, пусть они продолжают себе.

Наши не сдаются.

На самом деле появился момент, что можно не применять к таким специальным приемам как технотриллер (тем более что теперь это все пишут), а уже заняться более глубоким возрождением именно научной фантастики, то есть писать тексты на уровне того, как сегодня пишут американцы. Мой кумир сегодня уже не Крайтон и не Квенси, а Суэнвик, то есть, Винш, Суэнвик - это те авторы, которых я люблю и на которых ориентируюсь.

Суэнвик в первую очередь ведь играет литературными и философскими смыслами, а не научно-техническими категориями.

При этом у него очень много научно-технических категорий в романах.

Расскажи поподробнее про то, что ты называешь «нф-возрождение», то есть ты себя позиционируешь как «нф-возрожденца», хотя сам только что сказал, что в том виде, в каком она была, ее нельзя так назвать. Я хотел тебя назвать реаниматологом научной фантастики.

Понимаешь, это очень длинный разговор. Мы тут все время спорим с нашими критиками, что они говорят. Дело в том, что литературный уровень повсеместно падает, потому что и читатель стал менее разборчив, а авторы пишут все хуже и хуже. Я работаю еще на самотеке в журнале «Полдень», так видно, что произошел резкий скачок, буквально за последние два года планка упала вниз.

Потому что именно авторы фантастики пишут хуже, потому что авторы не фантастики пишут все лучше и лучше.

Да, естественно, я заметил и иногда почитываю main-stream-романы.

Одно время вообще просто нечего было читать в main-stream, а сейчас все больше и больше.

Согласен, там сейчас стало очень много достойных вещей. Авторы фантастики, потому что рынок затоварен, стали выпускать книги уже прямо из рукописей, даже их не редактируя, небольшими тиражами, поэтому уровень все время падает и падает. Именно на фоне такого падения разговариваем о том, что нужно было бы делать. В идеале любой автор должен стремиться к тому, чтобы сделать со всех сторон конфетку. Но когда уровень достаточно упал, можно уже говорить более простыми вещами, то есть не прибегать к каким-то стилистическим экспериментам, какие-то сложные тексты строить, к рефлексии и т.д. То есть можно просто рассказывать историю с каким-то еще познавательным моментом. Я эту современную фантастику вижу именно так, то есть некое упрощенчество сюжетном, стилистическом плане. Но поскольку современная наука генерирует открытия, вопреки распространенному мнению, что наука в тупике… Но если за этим просто следить и читать даже научно-популярные журналы, то любой современный научно-популярный журнал даст на десяток романов сюжетов, потому что там сейчас идут фундаментальные открытия, которые меняют полностью представления об истории земли, о распространенности жизни в космосе и устройстве самой Вселенной.

То есть нет таких Жюль Вернов, которые могли бы читать научно-популярные журналы. Он же тоже ничего сам не выдумывал, просто специально читал научно-популярную литературу того времени и, в отличие от других писателей, понимал, что там написано. Сейчас, видимо, нет таких писателей, которые могли бы это все понять.

Тогда все-таки выступали еще ученые. Сейчас это возрождается в Москве, журнал «Популярная механика» делает курс лекций. Откуда это все у Жюль Верна? Они же выступали с популярными лекциями, рассказывали о своих достижениях, а он читал, консультировался у них. Я бы даже сказал, что научно-популярная проза в таком виде, в каком она сложилась, появилась уже после Жюль Верна как результат популярности его научно-фантастических книг. Фламмарион же возник позже, он уже везде цитирует Жюль Верна и на него ссылается. То есть Фламмарион был лишен дара художественно слагать, хотя он написал пару фантастических, но неудачных романов. Если кто-то их читал, они по сравнению с Жюль Верном не выдерживают никакой критики, это трактат, который как-то разбавлен житейскими коллизиями. Зато у него здорово получалось писать популярно на темы о том, как устроена Вселенная, какие там живут существа. Можно сказать, что он был первый серьезный исследователь фантастики. И они друг друга дополняли, то есть был Жюль Верн и был Фламмарион. У меня ситуация вообще чудовищная, так как популярную литературу на рынке заменила так называемая военно-историческая: мемуары, книги о танках (огромное количество книг издают про танки), про авиацию, в которых исследуется все до мельчайшей подробности, история такой-то части, истории такого-то танка.

13.10.2010, 13:18:39

Ты заметил, что у нас вообще вся культура как-то обратилась назад, а не вперед? Если раньше пытались писать о том, что будет, то сейчас активно пережевывают то, что было.

А как ты думал. Мы еще как бы не нащупали наш путь. Когда государство рухнуло, развалилось, само культурное поле резко сократилось в республиках. Какие-то люди уехали, которые его поддерживали, какие-то остались невольными эмигрантами, соответственно, оно сжалось. До сих пор мы еще пока не придумали, куда нам идти, что нам делать. В космонавтике (плавно переходя к космонавтике) там тоже серьезная проблема - отсутствие единого видения и отсутствие стратегии, поэтому такие метания: «Давайте это сделаем». - «Давайте сделаем, а что нам это даст?» - «А мы не знаем». - «Давайте тогда другое сделаем». В фантастике и в научно-популярной литературе тоже такой же бардак, то есть отсутствие какого-то единого представления о том, что такое хорошо и что такое плохо. Почему именно научная фантастика, мне кажется, должна быть снова представлена на нашем рынке. Потому что она.… Есть же споры о том, откуда пошла фантастика, следовательно, мы можем говорить о том, что первые российские фантастические повести (Гоголь, Пушкин), как их тогда называли, не являются сейчас фантастикой. Смысл слов и понятий со временем меняется: то, что называли Гоголь с Пушкиным фантастикой, - это не современная фантастика, это совсем не фантастика.

Ты говоришь о научной фантастике или о фантастике вообще?

Я вообще о фантастике.

Вообще фантастика - это по-прежнему фантастика.

Нет, понимаешь, они бы просто современную фантастическую прозу фантастикой бы не признали, сказали бы, что это совсем другой жанр. Но фантастика выделилась как жанр, в котором есть именно автор-фантаст, а не просто писатель. Гоголь и Пушкин писали отдельные фантастические вещи, но были просто писатели. А фантастика появился, потому что выделился Жюль Верн, потом Уэллс и т.д., то есть научная фантастика. Таким образом, современное понятие фантастики сформировалось, благодаря сначала Жюль Верну, затем Уэллсу, потом этим дешевым журналам, в которых публиковали уже фантастику, она была вся с научно-фантастическим уклоном. Ты же помнишь, наверное, что фэнтези очень долго не могло привиться.

По поводу фэнтези у меня свой взгляд. Фэнтези все-таки литература эскапизма, в отличие от научной фантастики, активного преобразования мира. Поэтому фэнтези становится популярно во времена экономических депрессий, а когда возрождается научная фантастика - это признак того, что происходит некое оздоровление в экономике и в обществе.

Да, то есть появилась какая-то идея и люди начинают активно преобразовывать мир, смотреть в будущее, заглядывать дальше за дни, поэтому появляется научная фантастика сразу практически.

Фантастика, как трясогузка прилетела, хвостом помахала, значит, скоро весна.

Понимаешь, можно же немножко и по-другому к этому подойти. Мы понимаем, что невозможно, если мы переименуем секретарей в президенты, то у нас сразу начнется Америка. Если переименуем милиционеров в полицейских, сразу у нас будет все хорошо. Америка не началась, на самом деле такого не бывает, поэтому, действительно, если писать научную фантастику в обществе, в котором нет этого взгляда в будущее - это напрасный труд, борьба с мельницами. Но можно же и по-другому взглянуть (это самый просто взгляд), ребята, давайте смотреть с рыночных позиций, ведь читатель научной фантастики есть. Это показывают и опросы, а когда появляется хороший перевод хорошего западного научно-фантастического романа, то он находит достаточно широкий спрос. Это Лон Фаллер, которого покупают на протяжении многих лет, то есть он несколько допечаток выдерживает. Если ниша существует, то почему ее не заполнить? Кроме того, работая в этом направлении, мы говорим, что мы особенные. Хотел подчеркнуть одну мысль, что научная фантастика за счет того, что она опирается на оригинальность идеи, на какую-то оригинальность представления тематики (один из ключевых моментов в написании научной фантастики - это оригинальность), позволяет сразу чувствовать халтуру, то есть нельзя научную фантастику писать халтурно, потому что, если ее напишешь халтурно, это сразу видно.

Грех у каждого сразу налицо. В фэнтези, наоборот, чем вторичнее, тем лучше.

Так кажется. Я тоже люблю классическое фэнтези: Желязны, Муркок. Они тоже задавали очень высокую планку.

13.10.2010, 13:23:39

Они как раз не классичны - это новые формы. Но давай немножко мы поменяем тему. У меня просто для тебя есть небольшой подарок - это газета, где ты на обложке, на первой полосе твой портрет. Это экслибрис «Независимой газеты». Рекламу делать не надо, я не знаю, как к этому отнесутся. Рядом с тобой там Александр Рольф - сотрудник нашего партнера «ЛитРес». «ЛитРес» - это агрегатор и продавец лицензионных электронных книг номер один в России. Во-первых, они прислали нам рейтинг самых популярных книг недели и самых популярных авторов месяца, а потом у нас будет еще и вопрос от них. Сейчас я зачитаю самые продаваемые книги недели:

Вадим Панов «Хаос и совершенство»

Андрей Круз «От чужих берегов»

Вячеслав Шалыгин «Перебежчик»

Павел Корнев «Жнец»

Виктор Баженов «Невеста для императора»

Павел Корнев «Проклятый металл»

Тимур Туров «Ядовитая кровь»

Артем Каменистый «Пограничная река»

Алексей Пехов «Новые боги»

Денис Юдин «Турнир»

Вот пятерка самых популярных авторов месяца по продажам на «Литрессе»: Вадим Панов, Павел Корнев, Артем Каменистый, Виктор Баженов, Антон Грановский. Что любопытно, я только троих из этого списка знаю.

Это в основном, я так понимаю, боевая фантастика, городское фэнтези.

Я могу говорить только о Панове. Пехов - это классическое фэнтези. Что интересно, меняется лицо фантастики. Еще совсем буквально год назад, я половину из этих имен не слышал.

Да, какие-то все время возникают авторы, которые овладевают вниманием аудитории, это понятно.

Давай еще, тут несколько вопросов есть, которые нам прислали на сайт. Ты их и сам читал.

Я их читал, когда ехал, как раз я успел прочитать в поезде эти вопросы.

«Как вы относитесь к научной фантастике Ника Горькавого?» Только коротко, потому что уже заканчиваем.

Очень позитивно. Я считаю, что он делает большое дело, что он пишет тексты, которые будут востребованы через многие годы и новыми поколениями детей.

Дальше. «Как вы относитесь к фильму «Бумажный солдат»?»

Резко отрицательно, потому что там перемешаны эпохи, то есть это такая альтернативная история, которая пытается выдавать себя за реальную историю. Это плохо.

«Как вы относитесь к частному космосу в России?»

Как отношусь… Он еще пока находится в зачаточном состоянии. Разумеется, я поддерживаю любые группы и любые организации, которые развивают космонавтику, я бы их тоже с удовольствием поддерживал, но частного космоса в России пока еще нет.

И вопрос от нашего общего друга, писателя и редактора Игоря Минакова: «Освоение космоса - дело всего человечества. Так ли важно, чтобы Россия или какая-нибудь другая страна лидировала в этом деле? Вы же говорите, что должна лидировать Россия».

Дело в том, что тут можно ответить вопросом на вопрос: «Какой смысл в том, чтобы выиграть, например, чемпионат мира по футболу? Какой смысл в том, что «Зенит» победит «Спартак», а «Спартак» победит «Зенит»?» В этом нет никакого смысла, но миллионы людей сходят с ума по этому делу.

То есть чисто спортивный интерес.

Второй аспект - это, разумеется, что мы должны показать, что мы круче. Это первый момент. Второй момент - это перспективные области развития человечества, которые задают потом языковые нормы и культурные нормы в будущем. Почему мы сейчас говорим на английском языке? Потому что Великобритания занималась экспансией своей культуры, своего языка на протяжении веков, поэтому английский язык стал языком международного общения вслед за латынью, а латынь была до этого, потому что Римская империя занималась экспансией. А в космосе уже говорят и по-английски, и по-русски, по-китайски еще не стало стандартом, потому что Китай - это только третье государство, но это уже обязательные языки для изучения русским человеком, который летит в космос. Если наши люди будут летать в космос и дальше… Для того чтобы сохранилась культура… Например, что ты про Майя знаешь? Были Майя и сплыли, а по-английски ты уже говоришь и владеешь английским языком.

На км.ru работают самые прошаренные парни. Они дают ссылку на плейре, который запускается сам по себе. Это, помимо всего прочего, означает что ни один нормальный человек не вставит его в свой журнал. Я ненормальный человек, потому что передача действительно интересная.
Сейчас я заменил плейер ссылкой. но это, наверное, последняя ссылка на этот ресурс и эту во всех отношениях интересную рубрику. Желаю огромных творческих успехов, о которых я никогда не узнаю потому что у км.tv нет rss ленты, а ваши ролики нельзя вставить куда-то еще чтобы хоть кто-то их увидел.

где

Previous post Next post
Up