Может ли Россия играть в космос. Онлайн-конференция на Снобе

Feb 03, 2011 14:24

Илья Колмановский

В этом году исполняется 50 лет со дня полета Гагарина, в связи с чем на развитие космонавтики выделили 115 миллиардов рублей. В какой точке находится сегодня эта область: окончательного заката или это тот самый темный час, который, согласно английской пословице, перед рассветом?

С одной стороны, все новое падает в океан (как спутники ГЛОНАСС) или улетает в неведомые космические дали (как новый спутник «Гео-ИК-2», который должен был помочь возрождению программы космической геодезии, закрытой 25 лет назад). Это вроде бы естественно: космические программы - венец технической культуры, и страны с сырьевой экономикой вроде Эмиратов даже не покушаются на такие затеи.

С другой стороны, есть сфера, в которой Россия не просто конкурентоспособна, но и доминирует, - это доставка людей и грузов в космос. США приняли решение отказаться от использования собственных шаттлов - и в этом году Россия станет единственной страной, доставляющей людей на МКС.

Эволюция космических аппаратов - чрезвычайно медленный процесс, ведь на каждую разработку нужны огромные средства и долгие испытания. Ракеты серий «Союз» и «Протон» были разработаны еще в 60-е годы, и с тех пор мало изменились, отлично справляясь со своей задачей. По мнению многих, именно это обстоятельство позволяет России удерживаться на плаву в ситуации, когда многие звенья старой системы разрушены.

Правда, в конце этого года планируется стыковка с МКС частного калифорнийского аппарата Falcon, чьи полеты на орбиту, если они будут налажены на постоянной основе, могут стать дешевле, чем полеты «Союзов».

Станет ли этот год последним годом российской гегемонии в космосе и способна ли Россия продолжать развитие собственного космоса, обсуждают участники проекта «Сноб».


Михаил Фейгельман
Не может быть в стране, где правит шпана, успешных больших проектов. Маленькие могут быть, если они делаются на частные деньги и от власти не зависят. Пока в стране нет адекватной власти - любые деньги будут выброшены в сортир, если они направляются на такие крупные проекты.

Сергей Любимов
Идеи и наработки конечно есть. Но вот с реализацией полный швах, ибо многие производства, которые в качестве побочной продукции делали крайне важные, хотя и мелкие, вещи для ракетной техники - как космической так и оборонной, просто исчезли. И в лучшем случае находятся случайные люди, которые эти проблемы могут закрыть. Так у меня два приятеля, никакого отношения к космосу и оборонке никогда не имевшие, и работающие в совершенно разных областях, решили две весьма существенные проблемы, по одной из которых просто были утрачены и технологии и смежники. Ну то есть, скажем так, некоторые "изделия" без них бы не летали. Но один из них уже в Штатах, а фирма другого завязана на другие проблемы и не факт, что долго просуществует.И где удастся найти альтернативу - мне не ведомо. Думаю, что во многих случаях просто не удалось найти таких людей, а остатки штатных заводов и ящиков уже малодееспособны.И судя по многочисленным неудачным пускам, например Булавы, разработки 80-х, часть этих проблем решить так и не удалось.А проблемы космоса и оборонки общие и малоразличимые.


Сергей Попов
Я бы сказал, что говорить об Эмиратах и «наработках 60-х годов» некорректно. Наработок много было вплоть до середины 80-х как минимум. В последующие 20-25 лет работа тоже не остановилась совсем.

К тому же, все-таки имея МФТИ, Бауманку, МГУ и многие другие сильные вузы, связанные с космосом, причем не только в Москве, имея масштабное производство ракет разного класса и т. п., плюс огромный опыт эксплуатирования всей этой техники, нельзя говорить об Эмиратах. Да, не хватает технологий в области использования электроники и цифровой техники, да, плохо с организацией на всех уровнях. Тем не менее в рамках сотрудничества Россия все еще может делать очень интересные предложения. В том числе и по созданию новых систем, другое дело, что в довольно ограниченном диапазоне. Ну, так весь диапазон никто покрыть не может в одиночку.


Юрий Петров

Человечество на данном этапе не обладает ресурсами, для того чтобы запустить программу освоения ближнего космоса, которая приносила бы доход, а не убытки, как это происходит сейчас. Может быть, с появлением термоядерной энергии эта ситуация изменится, но на ближайшие сто лет космос останется полем деятельности ученых и вояк. Деньги эти лучше было бы потратить на решение более насущных задач, таких как развитие альтернативных источников энергии. Здесь есть быстрый коммерческий потенциал. Прежде чем лезть в космос, человечеству сначала надо решить очень серьезные проблемы на собственной планете.


Михаил Спокойный

Разговор об Эмиратах, о том, нужно ли в стране с сырьевой экономикой, где не могут отладить выпуск велосипедов и кранов, заниматься космонавтикой, по-моему, концептуально неверен. Много раз говорилось, что Россия не Америка, и не Китай, и не Европа, и подавно не остальные страны. А вот в чем же разница такая принципиальная? Я для себя в силу своего образования ответил на этот вопрос давно.

У нас в стране нет культуры массового производства. У нас делаются уникальные открытия - но они не приводят к массовой цепной реакции, массовому кипению по стране. Да, у нас всегда делались единичные уникальные изделия, в которых использовались эти гениальные открытия и идеи. Да, по заказу военных их даже могли сделать иногда сотни, но никогда не делали миллионы. Нет у нас в стране культуры массового производства.Тогда я задался вопросом: а может и не нужно это, делать то, что мы не умеем? Может, в этом и есть уникальность российской науки: придумать и отдать другим, тем же китайцам, пусть производят. По-моему, это верный путь для России. Его реализации мешает только одно: отсутствие инфраструктуры, которая будет профессионально заниматься коммерциализацией этих идей. Это громадная задача, в которой должны быть задействованы сотни различных специалистов - и патентных адвокатов, и маркетологов, и инженеров-технологов и т. д.


Виктор Саприцкий

115 миллиардов рублей - это 3,5 миллиарда долларов. Чемпионат мира по футболу, который пройдет в 2018 году, будет стоить около 50 миллиардов - там все будет делаться с нуля; вот такие деньги могли бы как-то повлиять на положение дел. Потенциал для таких разработок есть, есть люди и разработки. Правда, есть и колоссальная проблема - куда уходит половина денег вообще при любой программе. Этот секрет Полишинеля нам всем хорошо известен.

Что нужнее России - космос или ЧМ-2018? Возможно, я чего-то не знаю, и возможно, этот выбор трудный. Но он сделан - и не в пользу космоса.


Кирилл Славин

В долгосрочной и даже среднесрочной перспективе я не вижу возможности качественно развивать космическую программу просто в силу деградации фундаментальной и прикладной науки в России.

Чтобы ответить на вопрос, нужна ли России космическая программа, надо сначала задуматься над тем, что вообще надо русскому народу. Что он хочет? Возможно, добиться толка от этого самого народа не получится - слесарь пьян, бухгалтер отоваривается импортными товарами в торговом центре, научный сотрудник занят репетиторством, чиновник обделается от ужаса ответить на любой вопрос, студент занят подработками, молодые мамаши борются с системой детского здравоохранения, а все вместе - смотрят бессмысленные сюжеты по телевизору. Короче, все заняты, им не до высоких целей. Им, кто протирает турецкие штаны на шведских стульях, подсчитывая на тайваньских компьютерах нефть и газ, обменянные на все вышеперечисленное и на стеклянные бусы в довесок. Но одно можно сказать точно - освоение космоса им без надобности.

Зачем оно им? Может, не все знают циничную фразу генсека, произнесенную им при очередном старте на Байконуре: «Еще одни Черемушки полетели». Но, даже если не знают, чувствуют нутром.


Сергей Кондрашов

Я довольно сдержанно отношусь к перспективам России по удержанию позиции одной из двух лидирующих космических держав. Независимо от наших намерений, мы не располагаем научными и технологическими ресурсами для полноценной конкуренции в этой сфере с США, ЕС и Китаем.

Но в любом случае, если и надо за счет каких то «прорывных проектов» поддерживать в россиянах самоуважение, то пусть это лучше будет космос, чем гонка вооружений. И в том и в другом случае мы не «придем к финишу первыми», но космическая экспансия хоть имеет шансы стать со временем приносящей прибыль деятельностью.


Сергей Мигдал

Илья, мой ответ на поставленный в заголовке вопрос - должна! Космос и космическая промышленность является как раз той отраслью, в которой Россия может и должна закрепиться на ведущих позициях, и которая может стать прекрасной точкой опоры для развития народного хозяйства, науки и образования (а вовсе не мифические "национальные идеи"). Возможность вырваться вперёд России даёт и недальновидная политика Буша-Обамы, приведшая к бесцельному дрейфу американской космической программы, и сделавшая определённые российские (бывшие советские) ракетно-космические системы незаменимыми монополистами на много лет вперёд. Сможет ли нынешнее российское руководство сделать необходимые шаги для того, чтоб Россия стала безусловным лидером в космосе в 21-ом веке - это уже другой вопрос


Степан Пачиков

Я подозреваю (но точно я не знаю), что все российские космические достижения держаться на старых технологиях и старых специалистах. Технологии и оборудование стареют и изнашиваются и специалисты стареют и уезжают. Готовят ли молодых специалистов и хотят ли они остаться жить в стране Путина-Медведева-Сечина-Кадырова я не знаю.

Если делать ставки на то, что через двадцать лет Россия будет в тройке мировых космических держав, то я бы делал ставки 1 к 2 (2 долларов против одного доллара, что не будет). Как минимум.

http://www.snob.ru/fp/entry/30834



Очень символичная картинка. По запросу Россия космос Яндекс выдает вот такой первый лист.

что

Previous post Next post
Up