Click to view
Прямая ссылка Незавершенное восстание
В ночь с 16-го на 17-ое июля 2016 года вооруженная группа численностью 31 человек, называвшая себя «Сасна Црер» («Сасна Црер» - название армянского национального эпоса, в переводе «Сасунские храбрецы»), под руководством Варужана Аветисяна, Павла Манукяна и Ара Хандояна, захватила здание полка патрульно-постовой службы (ППС) полиции в Эребуни - одном из районов Еревана. На рассвете в социальной сети Facebook появилось воззвание к гражданам Армении: «Мы подняли вооруженное восстание, присоединяйтесь!».
Идеологическая генеалогия группы «Сасна Црер».
Костяк вооруженной группы составляли ветераны войны в Арцахе (армянский топоним Карабаха) и их молодые единомышленники - члены и сторонники общественно-политической организации «Учредительный парламент», созданной в 2012 году на основе общественного движения «Предпарламент». «Учредительный парламент», как и предшествующий ему «Предпарламент», был сформирован вокруг Жирайра Сефиляна - одного из самых незаурядных деятелей в истории независимой Армении, известного своей последовательностью и принципиальностью.
Первый боевой опыт уроженец Бейрута Жирайр Сефилян получил еще в 1983-90 годах, во время гражданской войны в Ливане, участвуя в самообороне армянской общины, организованной партией «Дашнакцутюн», в рядах которой он тогда состоял. В 1990 году, в преддверии горячей фазы армяно-азербайджанского конфликта, Сефилян, в качестве военного инструктора, вместе с семьей переехал в Армению, а с 1991 года до заключения перемирия 1994 года - воевал в Арцахе. Командир особого Шушинского батальона подполковник Жирайр Сефилян - один из немногих представителей армянской диаспоры, непосредственно участвовавших в боевых действиях за независимость Арцаха.
В конце 90-ых годов Сефилян уволился из армии по принципиальным соображениям, и в 2001 году создал общественное движение «В защиту освобожденных территорий», выступая за интенсивное заселение прилегающих к Арцаху территорий и жестко критикуя политику властей в этом вопросе. В 2006 году Жирайр Сефилян был осужден по статье 301 УК РА, предусматривающей уголовную ответственность за публичные призывы к насильственной смене конституционного порядка. После освобождения в 2008 году, он поддержал возглавляемое первым президентом Армении Левоном Тер-Петросяном оппозиционное «Всенародное движение», но в дальнейшем, разочаровавшись в деятельности Тер-Петросяна, подверг его публичной критике. В том же 2008 году Жирайр Сефилян организовал общественно-национальную инициативу «Объединение», имевшую целью объединение Арцаха с Арменией, в 2009 году основал движение «Сардарапат», затем общественное движение «Предпарламент», на базе которого в дальнейшем сформировалась общественно-политическая организация «Учредительный парламент».
Примерно за месяц до акции группы «Сасна Црер», 20-го июня 2016 года, Жирайр Сефилян был арестован по подозрению в незаконном приобретении, транспортировке и организации хранения оружия и боеприпасов группой лиц с целью захвата объектов стратегического значения. В настоящее время, параллельно с процессом «Сасна Црер», идет суд по делу Жирайра Сефиляна.
Созданная Сефиляном и его единомышленниками политическая организация «Учредительный парламент», находится в жесткой оппозиции к действующей власти, полностью отказывая ей в легитимности. Члены этой организации убеждены, что власть в стране узурпирована Республиканской партией и ее лидером Сержем Саргсяном. В этой связи, «Учредительный парламент» категорически отказывается участвовать в политических мероприятиях, организованных властью, в частности, в выборах, считая их «играми власти» с заранее известным результатом. Последователи «Учредительного парламента» считают, что единственной возможностью избавиться от правящего режима и сформировать легитимные органы власти, является всенародное восстание.
Примечательно, что задолго до штурма полицейского участка, представители «Учредительного парламента», в своих публичных выступлениях, неоднократно заявляли о праве народа на вооруженное восстание и о своей готовности реализовать это право. Буквально за две недели до осуществления попытки вооруженного восстания, 2-го июля 2016 года, один из руководителей группы «Сасна Црер» Варужан Аветисян, выступая перед журналистами, в частности заявил: «Народ имеет право взять в руки оружие и физически уничтожить представителей власти, которые угрожают его существованию - злонамеренно, чужими руками подвергая геноциду».
Захватив штурмом полицейский участок и взяв в заложники семерых полицейских, группа «Сасна Црер» обнародовала свое основное требование: «Серж Саргсян, узурпировавший власть народа, создавший угрозу его безопасности и государственной целостности, должен уйти в отставку вместе со своим окружением, передав власть правительству национального доверия. В противном случае, восстание разрастется и это требование будет выполнено по принуждению восставшего народа».
Попытка вооруженного восстания длилась почти две недели и завершилась 31-го июля, когда члены группы «Сасна Црер», не добившись удовлетворения своих требований, сложили оружие и сдались властям.
С тех пор минул год, но до сих пор характер и мотивы действий «Сасна Црер» остаются одной из главных тем общественно-политической повестки.
Успешное восстание - революция, неудачное - уголовное преступление.
Попыкта вооруженного восстания группы «Сасна Црер» не получила однозначной оценки в обществе. В первое время представители власти своими официальными высказываниями, а также посредством подконтрольных СМИ и сетевых активистов, всячески пытались сформировать негативное общественное мнение в отношении группы, характеризуя ее действия как теракт. Так, в заявлении Службы национальной безопасности (СНБ) Армении от 18-го июля говорилось: «Террористы, имеющие в своем распоряжении большое количество оружия и боеприпасов и уже совершившие несколько преступлений, представляют очевидную и непосредственную опасность не только для заложников, но и для общества в целом». Однако впоследствии официальные лица предпочли воздержаться от употребления слов «террор» и «терроризм». Не говорил о терроризме и действующий президент Армении Серж Саргсян в своем выступлении на совещании силовиков, состоявшемся через 5 дней после начала событий.
В обвинительном заключении по факту захвата полицейского участка, судебный процесс по которому идет в настоящее время, также отсутствует статья о терроризме.
Происшедшее не считают терактом и на Западе. Так, 19-го июля 2016 года спикер Госдепа Марк Тонер заявил: «Мы решительно осуждаем применение насилия в политических целях как в Армении, так и в любом другом месте». О политической составляющей произошедшего упоминается и в заявлении делегации ЕС в Армении, где говорится о недопустимости применения насилия ради достижения политических целей, а также выражается озабоченность в связи с чрезмерностью силовых действий полиции в отношении протестующих и по поводу массовых арестов граждан. Очевидно, что значительная часть армянского общества не восприняла действия «Сасна Црер» как теракт, поскольку тысячи людей вышли на улицу, чтобы предотвратить возможную силовую расправу властей над группой.
Политический эксперт Аргишти Кивирян убежден, что общество в основном поддерживает действия вооруженной группы: «В Армении общество уже легитимирует намерения любой группы лиц, стремящейся добиться смены власти подобным образом».
О достаточно широкой общественной поддержке может свидетельствовать поступок Артура Саргсяна - ветерана Арцахской войны, человека с высшим техническим образованием, вынужденного зарабатывать художественной резьбой по дереву, который до 17-го июля не имел никакого отношения ни к «Сасна Црер», ни к «Учредительному парламенту». В 7. 00 26-го июля, он на своем личном автомобиле, под прицельным огнем, прорвался через полицейский кордон и доставил на территорию захваченного полка еду, которую власти отказывались передать осажденным, надеясь таким образом принудить их сложить оружие и сдаться.
Однако представители правящей Республиканский партии продолжают утверждать, что общество не поддержало «Сасна Црер». Так, член политсовета РПА Ованес Саакян считает, что группа не получила общественной поддержки, поскольку совершила теракт: «Поддержки они не получили. Если бы народ их поддержал, у нас сегодня была бы совсем другая реальность».
Хотя социологических опросов относительно действий группы «Сасна Црер» не проводилось ни во время событий, ни позже, можно предположить, что общественное мнение склонялось скорее в пользу восставших, поскольку тысячи граждан вышли на улицу не для поддержки властей в борьбе с «террористами», а наоборот, чтобы оградить «террористов» от возможного произвола силовиков. Основным требованием, предъявляемым властям на многочисленных протестных акциях в течение двух недель противостояния, было исключение насилия в отношении людей, захвативших здание полка ППС. При этом, несмотря на неоднократные призывы группы «Сасна Црер» к всенародному восстанию, эскалации уличной борьбы с требованием отставки действующего президента так и не произошло.
Глава Армянского центра стратегических и национальных исследований Манвел Саргсян считает такое поведение протестующих граждан иррациональным порывом:
«Ничего рационального не произошло, это был всего лишь порыв. Возникает вопрос: с какой целью «Сасна Црер» захватили полицейский участок? Почему, вместо того, чтобы действовать по их логике, по предложенной ими схеме, то есть, расширять масштабы протеста, добиваясь отставки действующей власти, общество пыталось всего лишь оградить восставших от возможного насилия? Вышли на улицу всего лишь затем, чтобы власть не смогла расстрелять этих парней. Это свидетельствует об иррациональности данного общественного движения».
Многие эксперты, анализируя побудительные причины несостоявшегося вооруженного восстания, отмечают, что подобная попытка отнюдь не стала неожиданностью.
Манвел Саргсян считает, что из года в год в умах людей все больше укореняется мысль о невозможности мирной смены власти: «За весь период независимости в Армении так и не удалось сформировать систему государственного управления посредством выборов. В течение примерно полутора десятка лет различные политические силы предпринимали безуспешные попытки сменить действующую власть путем выборов. В реальности, однако, никаких изменений не происходило. Образовался некий замкнутый цикл, из которого нет исхода посредством выборов. И вот, по меньшей мере, уже 5 лет, как в обществе созревает убеждение о невозможности формирования системы государственного управления мирным путем. Эта идея все больше укореняется, она постоянно висит в воздухе».
Политический аналитик Аргишти Кивирян убежден, что попытка вооруженного восстания стала следствием кризиса политической системы: «Закрыты все пути цивильной политической борьбы. Страна погрязла в коррупции и всевозможных политических пороках. Власть монополизирована некой группировкой, которая всячески препятствует нормальному течению политических процессов в Армении. Когда отсутствует поле свободной конкурентной политической борьбы, начинают говорить автоматы».
Потенциал вооруженных выступлений в Армении не исчерпан.
Официальные лица большей частью крайне немногословны и осторожны в своих высказываниях, и полностью замалчивая политический аспект произошедшего, предпочитают оценивать действия группы «Сасна Црер» исключительно с правовой точки зрения, в рамках уголовного дела.
Представитель правящей Республиканской партии Ованес Саакян считает, что действия вооруженной группы нужно расценивать и с точки зрения национальной безопасности: «Сколько бы ни прошло времени, наши оценки тех событий останутся неизменными: в воюющей стране доказывать что-то, добиваться какой-то цели подобными методами совершенно недопустимо. Противник на границе только и ждет нашей внутренней дестабилизации».
Как уже отмечалось, действующий президент Серж Саргсян, чьей отставки добивалась вооруженная группа, высказался лишь на пятый день после захвата полицейского участка. 22-го июля, выступая на совещании с участием представителей силовых структур, он заявил, что считает недопустимой всякую попытку силового давления на власть и поставил перед правоохранителями задачу мирного разрешения кризиса в рамках закона, призвав членов вооруженной группы сложить оружие и сдаться властям. После того, как 31-го июля 2016 года «Сасна Црер» сложили оружие, власти посчитали кризис исчерпанным.
Аргишти Кивирян убежден, что действующая власть, во главе с Сержем Саргсяном, не извлекла уроков из случившегося: «Если бы они сделали надлежащие выводы, то в Армении начались бы полноценные реформы, способные изменить жизнь и сознание людей. И, конечно, состоялись бы свободные и справедливые выборы. Что же касается последних парламентских выборов 2-го апреля 2017 года, (по официальным данным, правящая партия получила абсолютное большинство в парламенте. Прим. авт.) то как бы некоторые оппозиционные деятели ни пытались их легитимировать, общество прекрасно осведомлено, какими вопиющими нарушениями они сопровождались».
Эксперт считает, что после вооруженной акции «Сасна Црер», общество легитимировало подобную форму протеста, и потому стоит ожидать появления все новых групп людей, требующих политических перемен с автоматом в руках.
P. S.
По данным правозащитных организаций, за период с 17-го июля по 4-ое августа, полиция применила беспрецедентно жесткие меры в отношении организаторов и участников митингов в поддержку группы «Сасна Црер».
Согласно докладу «Мониторинг соблюдения свободы мирных собраний 2016-2017», опубликованному Хельсинкским комитетом Армении, за период с 17-го июля по 13-ое августа были подвергнуты приводу 547 человек. По данным другого доклада той же организации «По поводу событий, произошедших в Армении с 17-го июля по 5-ое августа 2016 года», в результате столкновений между полицейскими и протестующими с 19-го по 30-ое июля получили телесные повреждения 49 полицейских и 86 участников акций.
По данным Ванадзорского офиса Хельсинкской гражданской ассамблеи, за период 17-31 июля согласно официальным источникам, были подвергнуты приводу 367 человек, а по публикациям СМИ и свидетельствам очевидцев - более 675 человек. За период 17-30 июля задержаны 47 и арестованы 19 человек, а по положению на 3 августа 2016 года число арестованных достигло 54 человек.
В результате вооруженной акции погибли трое полицейских. За весь период противостояния было зафиксировано множество случаев насилия в отношении представителей СМИ.
Источник:
http://galatv.am/ru/news/196968/