Исламистский оттенок азербайджанской агрессии.
Братание с террористами - новый азербайджанский «бренд»
Итак, к череде локальных конфликтов, полыхающих в разных регионах мира, добавился еще один. В ночь с 1 на 2 апреля Азербайджан предпринял массированное военное наступление на линии соприкосновения Азербайджана и Нагорного Карабаха. Особо сильный удар пришелся на юго-восточное и северо-восточное направление. Ожесточенные боевые действия в настоящий момент продолжаются, несмотря на декларированное сегодня азербайджанской стороной - после получения увесистой «оплеухи» в виде адекватных и умелых оборонительных действий Армии обороны Нагорного Карабаха - одностороннее прекращение огня.
После 1994 года, когда было достигнуто предварительное перемирие, азербайджано-карабахский конфликт до сих пор пребывал с замороженном состоянии. Хотя официального окончательного перемирия не заключено до сих пор. Международное сообщество, в первую очередь - в лице Минской группы ОБСЕ уже более десяти лет прикладывает миротворческие усилия, стремясь добиться политического урегулирования конфликта. К сожалению, сколько-нибудь ощутимых результатов, которые могли бы гарантировать, что ситуация прошла точку невозврата и движется к позитивному финалу, посредникам пока достичь не удаётся. Главным препятствием на пути к урегулированию является подчеркнуто деструктивная позиция официального Баку. Власти Азербайджана, до сих пор не признающие суверенитета Нагорно-Карабахской Республики (хотя референдум о независимости там состоялся еще в 1991 году, но это же не Косово или там Эритрея, тут двойные стандарты мощно цветут и пахнут), неоднократно заявляли о намерении силой вернуть вышедший из-под его контроля регион под свою юрисдикцию. Воинственная риторика и бряцание оружием регулярно сопровождались обстрелами линии соприкосновения, забрасыванием диверсантов, и т.п. А сейчас, видимо, решили, что, пока мир занят разгребанием украинского бардака и схваткой с исламским терроризмом в сáмом центре Европы, настал удобный момент осуществить свои поганые намерения. И в эту ночь самураи… то есть - азербайджанские “вояки” решили вторгнуться в Нагорный Карабах. Огнем и мечом, наконец, покарать непокорных, значит.
Почему же милитаристский психоз Азербайджана дошел до точки кипения именно сейчас? Не потому ли, что, помимо заунывных мантр типа “Карабах наш” и “подлые армяне”, Баку на сей раз, наверное, обзавелся кое-чем, на его взгляд, более существенным? А может, просто весеннее обострение прихватило? Весна ведь наступает, птицы с юга прилетают, почки набухают, медведь из берлоги вылезает…Наверное, вряд ли. Хотя некоторый диагноз, думается, напрашивается и здесь.
События последних дней красноречиво свидетельствуют: мотивы для зашкаливания агрессивного поведения Азербайджана до критического градуса - налицо. При этом “тузом в азербайджанском рукаве” оказались боевики террористической группировки “Исламское государство” - ИГИЛ-ДАИШ (запрещена в России) и проче подобное отребье. Сокрушительно проиграв в Сирии, эти головорезы, науськиваемые турецкими властями, решили подключиться к агрессии Азербайджана против Нагорного Карабаха и, по большому счету - против Армении. Так что подозрения армянской стороны - уже неоднократно озвученные - относительно того, что в рядах азербайджанской армии Арцах атакуют и террористы-исламисты, вовсе не беспочвенны.
Партнеры, сеющие смерть
По не подтвержденным пока данным, в ходе нынешних боев Азербайджан привлек в свои войска наёмников из турецкой террористической организации “Серые волки” и ряда других подобных структур. “Наряду с прочими аспектами, этот факт показывает, что Азербайджан грубо нарушил (впрочем, ему не привыкать грубо нарушать - А.Г.) нормы международного права, вовлекая в боевые действия иностранных наёмников и международных террористов”,- отметил в комментарии радио “Спутник-Армения” пресс-секретарь президента НКР Давид Бабаян. По его оценке, основания для подобных заключений имеются, и весьма серьезные. “Некоторые явления свидетельствуют, что подобным образом действуют как раз представители террористических организаций. Если появятся более четкие свидетельства, мы, естественно, молчать не будем”,- подчеркивает Бабаян.
- Азербайджан давно уже взял на вооружение подобную практику - прибегать к услугам иностранных специалистов при разворачивании боевых действий, когда это требует высокого профессионализма,- говорит эксперт-международник Левон Овсепян.- Например - использование аппаратов-беспилотников иностранного производства. В прессу не раз уже просачивалась информация о вовлечении в различные рода войск украинских, израильских и других специалистов. Баку щедро оплачивает их услуги, а те отрабатывают. Не является секретом и присутствие в азербайджанских войсках наёмников из-за рубежа. В этом контексте, думается, важна роль Турции, влияние которой на Азербайджан и, в частности на его военно-политическое руководство очень значительно. Да и вообще не пошел бы Баку, думается, на нынешнюю широкомасштабную агрессию без согласования своих шагов с Анкарой.
Как бы то ни было, факт есть факт: и в годы первой Арцахской войны, и сейчас военно-политическое руководство Азербайджана тесно сотрудничает с исламскими радикалами, активно привлекая наёмников. И здесь в очередной раз не обошлось без подачи “старшего брата”: Анкара по-прежнему присматривает за Азербайджаном и регулярно адресует ему свои рекомендации. Сегодня Турция использует боевиков ИГИЛ против курдов, бакинские же власти в очередной раз вознамерились задействовать их против Нагорного Карабаха. Вообще, тут в последнее время наблюдается некое духовно-идеологическое единение, что ли. Не случайно, по имеющимся сведениям, после ликвидации одного из лидеров и “военного министра” ИГИЛ Абу Умара аш-Шишани (Тархан Батирашвили) основным кандидатом на его место является этнический азербайджанец.
Между прочим, после того, как, многие полевые командиры ИГИЛ были переброшены в Ирак, в Сирии возросла роль ИГИЛ-овцев - выходцев из Азербайджана. Вот свидетельство этой мерзкой практики:
https://www.youtube.com/watch?v=YDkc17snEO0 Эти азербайджанские террористы, которые воюют сейчас против НКР, много лет до того воевали в рядах террористических группировок различного пошиба в Афганистане, Пакистане, а теперь - и в Сирии. По данным самих азербайджанских СМИ, только в Сирии за последние три года погибло около 200 азербайджанских террористов, включая командиров частей и подразделений. А всё это возникает, согласитесь, не на пустом месте - почва обильно удобрялась долгие годы. И сейчас, как видим, полезли ростки.
Ударники моджахедского труда
По оценке российского эксперта, связи Азербайджана с международными террористическими группировками берут начало в 1990-х годах. Тогда азербайджанская армия, потерпев неудачу в агрессии против Нагорно-Карабахской Республики, отступала, неся потери. В попытках спасти положение, азербайджанское руководство во главе с Гейдаром Алиевым не погнушалось привлечь к войне против Нагорного Карабаха международных террористов и членов радикальных группировок - из Афганистана (группировка Гульбеддина Хекматияра), Турции («Серые волки» и др.), Чечни (группировки Шамиля Басаева, Салмана Радуева, Хаттаба и др.) и некоторых других регионов. В общей сложности, в составе азербайджанской армии тогда воевало несколько тысяч иностранных наемников и террористов. Но агрессия Баку против Нагорного Карабаха все равно не удалась. И азербайджанским властям пришлось подписать перемирие с представителями НКР и Армении.
Однако тот разгром, как видно, уроком Азербайджану не послужил. Напротив - сегодня привлечение террористов к военным действиям против НКР приобрело еще бòльший размах. С годами эти контакты становятся всё теснее. Азербайджанские спецслужбы, с одобрения и при содействии турецких коллег, продолжают вести вербовку среди азербайджанцев, воевавших в рядах исламского государства и, следовательно, накопивших определенный боевой опыт. Который, как там предполагается, поможет в новой войне с армянами.
Немного истории: Исламствующий терроризм проник в наш регион еще в советские времена. В конце 1980-х гг. на территорию тогда еще существовавшего Советского Союза проникла печально известная “Аль-Каида”; эта террористическая организация основала в Баку свою ячейку для оказания поддержки азербайджанским “борцам за веру” в их “священной войне против христианской Армении за контроль над Нагорным Карабахом” («Washington ProFile»). На рубеже 1980-х−1990-х в Азербайджане возник целый ряд местных исламистских групп, исповедующих идеологию насилия и стремившихся установить контакты с зарубежными “соратниками”. В 1991 году в зоне карабахского противостояния появились части Шамиля Басаева и Салмана Радуева. Дальше - больше. Азербайджанский полковник Азер Рустамов вспоминал: «В боях летом 1992 г. неоценимую помощь нам оказали около сотни чеченских добровольцев во главе с Басаевым и Радуевым. Но и они из-за больших потерь вынуждены были покинуть поле боя и уйти» («Obozrevatel.Net», 07.01.2005 и 14.01.2005). Позже Басаев отметит: «Мы пришли в Карабах для джихада» (Интервью Ш. Басаева азербайджанской телекомпании ANS, 14.07.2000).
«Летом 1993 г. Алиев-старший использовал более тысячи исламских наемников в войне против карабахских армян. Они прилетали в Азербайджан из Афганистана… Наемники, среди которых были арабские ветераны афганской войны, принимали активное участие в карабахском конфликте» («Moscow News», 13.09.2000).
«Один из сообщников Усамы бен Ладена утверждает, что бен Ладен лично руководил моджахедами, по меньшей мере, в двух сражениях в Карабахе» (АР, 14.11.1999).
«Азербайджан остается привлекательным прибежищем для международных террористических сетей, в особенности тех, которые базируются в Афганистане. В 2000 г. глава миссии UNHCR в Азербайджане Дидье Лей отметил, что большинство лиц, ищущих в этой стране политического убежища, прибывают сюда из Афганистана… Недавно в прессе муссировалось то обстоятельство, что, если бы бен Ладен вынужден был покинуть Афганистан, он оказался бы в Азербайджане. В течение нескольких лет сторонники бен Ладена покидали Баку с тем, чтобы создавать лагеря в сельских районах, в особенности - в отдаленных горных местностях на севере страны» (Strategic Policy, №10, 1998).
В 1999 г. аналитическое издание Defence and Foreign Affairs привело факты о расширении радикальными исламистами своей инфраструктуры в Азербайджане: «Инфраструктура принимала моджахедов на передовые учебные и оперативные базы в Чечне, также проводила диверсионные акции против России, Армении и Нагорного Карабаха в случае, если Москва станет бомбить базы исламистов в Чечне или организует рейды для их уничтожения».
Можно привести еще немало фактов, свидетельствующих о присутствии на территории Азербайджана представителей радикальных исламистских структур. Эти связи, включая заигрывание с радикальными организациями, проповедующими джихад, были и остаются нацелены на дипломатическую изоляцию Армении и на, так сказать, фандрайзинг - поиск военной и финансовой помощи для развязывания новой военной кампании против Карабаха.
- Группировка “Исламское государство”, появившаяся в апреле 2013 года, первоначально вышла из недр террористической “Аль-Каиды”, которая, напомню, тесно контактировала с официальным Баку. Вербовкой моджахедов для участия в войне в Карабахе занимался и “Исламский фронт воинов Великого Востока”. Газета Gulf News, выходящая в Объединенных Арабских Эмиратах, отмечала, что эта организация занималась также отправкой боевиков в Чечню и Дагестан. В отчете за 2002 год отмечалось, что в предыдущие годы “через Азербайджан проходили маршруты транспортировки моджахедов, связаных с международными террористическими организациями”. Между тем, вхождение в состав террористических группировок граждан Турции и Азербайджана, а также то, что общим руководителем ИГИЛ-овских боевиков скоро будет выбран азербайджанец, доказывает, что руководство ИГИЛ делает ставку на Турцию и Азербайджан. Примечательный факт: по данным российских спецслужб, среди лиц финансово подпитывающих “Исламское государство”, много азербайджанцев. От них в ИГИЛ ежегодно поступает порядка 4,5 млн долларов, а то и больше.
Насчет финансов вообще разговор отдельный. Как поясняют правоохранители, механика здесь обкатанная: деньги собирают, в основном, через Интернет; упор делается на социальные сети и краудфандинговые площадки (Краудфа́ндинг, от англ. crowd: “толпа” и funding: “финансирование” - коллективное сотрудничество людей (доноров), которые добровольно объединяют свои деньги или другие ресурсы, преимущественно через Интернет, чтобы поддержать усилия других людей или организаций). Деньги собирают на электронный кошелек. Кроме того, суммы передают и лица, выезжающие из страны для участия в терактах. Часто они берут кредиты или продают свое имущество. Кроме того, существуют формы финансирования, о которых пользователь может и не догадываться, например, интернет-магазины на мусульманских форумах, где предлагаются товары с очень высокой наценкой. Наценка, понятное дело, во имя джихада. Собранные средства, как правило, обналичиваются на территориях, граничащих с зоной конфликта.
ИГИЛ-овцы сегодня ведут себя в Азербайджане совершенно по-хозяйски, на что, думается, надо обратить самое серьезное внимание. Власти Азербайджана не препятствуют не только рекрутингу боевиков, но и налаживанию эффективных финансовых потоков, подпитывающих террористов. Не случайно председатель Госкомитета по работе с религиозными объединениями Азербайджана Мубариз Гурбанлы недавно откровенно признал факт того, что “радикальные религиозные группировки в Азербайджане имеют свою бизнес-сеть по всей стране, в которую входят магазины и даже большие торговые центры”. По его словам, “доходами от этой бизнес-сети финансируются сами группировки, а часть отчисляется в ИГИЛ”. В связи с этим, оппозиционная бакинская газета “Ени Мусават” задаётся уместным вопросом: “Как в условиях, когда в стране существует жесткий контроль за предпринимательской деятельностью, эти группировки смогли создать подобную бизнес-сеть?” По данным издания, без соответствующей поддержки властей это было бы невозможно.
“К сожалению, в стране очень много необразованной молодежи. Поэтому они легко попадаются на крючки сторонников ИГИЛ,- отмечает в комментарии порталу Echo.Az политолог и арабист Зардушт Ализаде.- Плюс ко всему, у многих в стране исчезла вера во что-то хорошее, учитывая не совсем удачное социальное положение, уровень коррупции и т.д.”
Ализаде констатирует: эти “новообращенные” теряют веру, и, по их мнению, улучшить ситуацию можно будет лишь с оружием в руках. Поэтому невыгодно бороться с ними административными методами невыгодно. “Это приведет только к еще большему негативу. Необходимо решать все вышеуказанные проблемы, которые доводят людей до отчаяния”,- говорит Ализаде.
“Война до победного конца!..”
Отбросив даже тот минимум правил поведения в порядочном обществе, которого в Баку сквозь зубы придерживались в последние годы, сегодня Азербайджан сладострастно отдался милитаристскому угару. Тамошние СМИ буквально наводнены воинственной риторикой: “мы освободим наши территории, мы решим карабахский вопрос, мы вернем свои земли”. И это - на фоне затеянных учений азербайджанской армии, на фоне угрожающих заявлений верховного главнокомандующего Вооруженными силами Азербайджана, то есть - президента страны Ильхама Алиева. Словом, спелись.
По данным армянской стороны, повышенная военная активность Азербайджана наблюдается не только на линии соприкосновения, где она трансформировалась в открытое военное нападение. Но и в Нахичеванской автономной республике, которая граничит с Ираном, Арменией и Турцией. Причем боевики ИГИЛ стягиваются и туда. Есть сведения, что их там уже - около тысячи. Зачем они там? Думается, ответ лежит на поверхности: чтобы первым дело ударить по Армении и с той стороны.
Баку ныне, судя по всему, активно перенимает практику “воевать чужими руками”. Не за одну, конечно, только идею, даже самому безнадежному исламскому террористу надо где-то жить и чем-то питаться. На то и деньги активно собираются, напомним про краудфандинг. Неслабый объём получаемых средств позволяет не стесняться в средствах, расходуя их на пропаганду, зарплату активистов и подкуп должностных лиц. Например, можно уехать во Францию и вести там пропаганду, заманивая в ряды ИГИЛ потенциальных неофитов. Как ныне подвизается гражданин АР Инглаб Керимов, двоюродный брат председателя Партии народного фронта Азербайджана Али Керимли. На своей странице в сети Facebook он регулярно радушно приглашает: “ИГИЛ, добро пожаловать в Азербайджан!” А в самòм Азербайджане финансовые поступления координирует специально организованный с этой целью “Фонд джихада”.
Сегодня, по разным оценкам, численность последователей радикального течения ислама в Азербайджане составляет от 40 до 70 тысяч человек. Их становится всё больше буквально с каждым месяцем. Смекаете, куда можно двинуть эту лихую армию (еще и мобильные бригады смертников попутно комплектовать, для пущего разнообразия)? Не случайно, по сообщению портала Furat.info, ИГИЛ уже включил Азербайджан в так называемую “Кавказскую провинцию Исламского государства”. Чему в Азербайджане, видать, исключительно рады.
. Для этих соратников и единомышленников два существующих в регионе христианских армянских государства, Республика Армения и Нагорно-Карабахская Республика - воистину бельмо на глазу. Здесь позиция властей Азербайджана и Турции практически совпадает с настроем верховодов ИГИЛ..И тем, и другим на руку дестабилизация в Армении и Нагорном Карабахе. И те, и другие хотели бы нас просто уничтожить, осточертели мы им дальне некуда. Вот они и решили сейчас пойти ва-банк, возжелав нас растоптать. Что ж, по крайней мере - откровенно, уже без восточных хитростей и “мягких подушек”.
Однако желания, как известно, сбываются далеко не всегда. Получая по зубам в ходе нынешних боёв в Арцахе, наши оппоненты, думается, уяснили это в полной мере.
Или еще не уяснили?
Ашот Гарегинян (russia-armenia.info)
Читайте также:
Раскрыт план наступления на Арцах Доказательства применения со стороны Азербайджана запрещенных кассетных ракет (6 фото) Больше турки, чем сами турки Итальянское издание: Война в Карабахе показала - Баку спонсирует ИГИЛ Экс-сенатор США: Азербайджан уничтожил больше армянских памятников, чем террористы на Ближнем Востоке Бумеранг: ИГИЛ и Азербайджан Азербайджан с террористами игил:
Click to view
Прямая ссылка/b