К вопросу о том, что РПЦ есть, что терять
Иллюстрация к главе 15 моей книги
Взято
отсюда Жизнь православной церкви. О налогах, доходах и махинациях
РПЦ: налоги
О том, как все должно быть, что, как всегда, противоречит практике. Сразу надо сказать, что РПЦ должна платить налоги, и платит, но не все. РПЦ (некоммерческая организации) свободна от налога на землю, имущество, а также от налога с доходов от продажи культовых товаров. Каждая точка, где продаются культовые предметы и оказываются магические услуги, зарегистрирована как юрлицо, а это означает, что торговые точки религиозной организации не выше всех остальных в юридическом смысле, налоги они платить должны, но не все.
Помимо государственного налога в РПЦ есть налог внутрицерковный. Прямо как в пирамиде: мелкие торговые точки отдают определенную сумму раз в месяц (или полгода, или год) структуре повыше, а та, в свою очередь, переправляет сумму тем, кто еще выше. И так доходит до патриархии.
Характерный пример:
«Хотел бы дополнить картину Красноярской епархии. После прихода митрополита Пантелеимона были сильно подняты сборы, к примеру, обычный красноярский храм в спальном районе платит 2 500 000 + постоянные сборы на дни ангела рождения, хиротоний и т. п. в среднем по 500 тыс. + конверты при служении, минимум 200 тыс. + его окружению по 70 тыс. Сборы бешеные, после прихода Пантелеимона убрали всех нормальных настоятелей и поставили своих, с Орла. Задача у них простая - сбор денег»[2].
Но статья не об этом, а если данный вопрос интересен, то можно ознакомиться с публикацией «
Социальный портрет служителя культа», где об этом написано подробно.
Государство рассматривает РПЦ, как и любую другую официальную религиозную организацию, в качестве некоммерческой организации. Формально каждая организация должна отчитываться:
- «основные виды деятельности в отчётном периоде в соответствии с уставом»;
- «источники формирования имущества» (надо указывать поступления как от российских, так и иностранных юридических лиц);
- «сведения о расходовании денежных средств, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства»;
- «средства об использовании иного имущества».
РПЦ лоббировала принятие поправок, упрощающих жизнь для местных религиозных организаций, которые, однако, усложняют жизнь иностранным организациям[3].
Хотя церковь и некоммерческая организация, отчетность у нее упрощенная. Светские некоммерческие организации должны указывать все доходы и расходы в отчетах и подробно все описывать, церковь - нет. Что особенно радует служителей культа - отсутствие контроля со стороны антимонопольных и многих других государственных органов.
РПЦ не платит налоги за продажу культовых товаров, а это свечки, иконки, елей, миро, лампадное масло, ладан, кадила и др., а также за литературу и аудио- и видеоматериалы. Формально серебряные и золотые побрякушки в этот перечень не входят, однако в церковных лавках они распространяются точно так же, как и остальные товары. Неизвестно, платят ли за них налог и в достаточной ли мере платят.
Законы позволяют религиозной организации как производить предметы в своих учреждениях (например, свечных заводах), так и покупать на стороне. Никакого значения нет[4].
Есть нюансы по поводу некоторых льгот. Религиозные организации, в том числе РПЦ, не освобождены от транспортного налога. А вот с имущественным налогом все сложнее. РПЦ не платит налог только тогда, когда речь идет о местах, где отправляют культ либо обучают будущих попов/богословов. Имущество религиозных организаций, которое не используется для отправления культа, облагается налогом. Однако есть послабления, так как закон позволяет регионам устанавливать налог для религиозных организаций, и часто все имущество (или почти все) освобождается от налога. Главное, чтоб была правильная религиозная организация. Где-то это ислам, а где-то православие.
По поводу налога на землю было сломано немало копий, так как формально от налога освобождены учреждения «духовные», но церковники желают, чтобы и прочие объекты от налогов освобождались. Как они обходят налог, если там объекты, принадлежащие религиозной организации, но не молельные дома: церковники просто размещают это на земле, которая расположена рядом с храмом. Налоговики какое-то время полагали, что налог церковь в таком случае платить должна, но Минфин поставил точку:
«От налогообложения земельным налогом освобождается весь земельный участок, принадлежащий религиозной организации, на котором находится используемое этой религиозной организацией здание, охраняемое государством как памятник истории, культуры и архитектуры, независимо от нахождения на данном земельном участке зданий, строений и сооружений иного назначения»[5].
Официальная позиция РПЦ:
«Церковь заявляет, что если тот или иной её доход носит предпринимательский характер, то он может быть облагаем налогами, но любые посягательства на пожертвования верующих являются преступлением перед людьми и Богом»[6].