Feb 06, 2010 08:00
Экономика
К сожалению, в этой области не имею никаких профессиональных навыков, помимо курса политэкономии. Посему, изложение финансовых принципов нашей жизни может выглядеть дилетантским, но обойтись без их описания было бы неправильно.
Историческая справка.
Единственным способом обзавестись хозяйством, не имея средств, на наш взгляд было выращивание этого хозяйства под заказ. Первоначальная схема выглядела следующим образом: нам дают деньги на приобретения молодняка, мы его приобретаем в двойном - тройном количестве (для страховки), растим и, по достижению товарных параметров, передаем заказчику (инвестору). Те зверушки и птички, которые уцелели сверх заказа - наши.
В данной схеме не учитываются расходы на питание и содержание. Как мы поняли позже, она применима только к быстрорастущим и товарным животным, например, к свиньям (поросятам) в соотношении 1 к 2-3, причем этих 2-3 вполне можно пересчитать на затраты. Конечный результат может быть неудобен обеим сторонам: нам не достается «ни уха, ни рыла», а заказчик получает целую тушу, которую надо разделывать, хранить и\или перерабатывать. Когда речь идет о птице, выращивание молодняка требует навыка, предвидеть падеж иногда невозможно, кроме того, очень существенен фактор времени из-за затрат на корма. Словом, данная схема не дала ожидаемого результата, но дала бесценный опыт и стимулировала работу мысли и учет затрат. Два года такой работы позволили не только изучить основные запросы заказчиков, но и разработать пакет необходимых документов для работы, отладить ценообразование и многое другое. В результате родилась схема, по которой работаем уже более 3х лет без существенных проблем.
Во-первых, разработали прайс-лист на продукцию. Цены брали не с потолка, не из супермаркета, а считали по рекомендуемым рационам. Самое интересное, что цена мяса, независимо от его вида, получается примерно одинаковой - что для кролика или курицы, что для коровы. За время нашей работы она выросла со 150 р\кг до 300 р\кг. Теперь тушки скотины, начиная с козликов, наши покупатели получают в течении суток, оговоренными частями. За разделку птицы и кроликов в прайс-листе оговорена оплата.
Затраты на производство молока подсчитать тоже реально, необходимо только учитывать время существования скотины до его появления и период запуска. Тоже интересно получилось: затраты на производство козьего молока минимум в 2 раза больше, чем на производство коровьего. Напоминаю, что для подсчета мы использовали рекомендуемые рационы (которых по мере возможности придерживаемся), что зерно и сено у нас покупные, а цены на выращенные овощи мы берем средние между оптовыми и розничными. Согласно агронауке, затраты на корма составляют 70% от общих затрат, из чего и исходим. Подсчет грубоват, не учитывает 6 зимних месяцев и наших расходов на строительство. Тем не менее, находит своего покупателя. Тем более, что наша основная маркетинговая тактика - представить «товар» в наличии и здравии в любой желаемый покупателем момент. Мы активно предлагаем знакомство с хозяйством (и многие на это идут), а выпас на виду у «почтеннейшей публики» практически является своеобразным «рекламным роликом» нашей продукции.
От многих неприятностей нас страхует наличие документов: основного договора, расписки в получении денег и акта передачи продукции, в котором покупатель расписывается при каждом получении закза. Кроме того, этот акт незаменим для учета расходов покупателя-заказчика, поскольку мы предпочитаем работать с авансами. Документы также позволяют отследить историю взаимоотношений и вводить обоснованные скидки. Например, для заказчиков, работающих с нами более года без перерывов сохраняются прошлогодние цены, а для внесших более 10 000р за один раз - 30% скидка на весь ассортимент. Соответственно договорам мы планируем и поголовье и посадки.
У этой схемы главный недостаток - нехватка наличности, так как большая часть поступлений немедленно расходуется на запасы кормов. Надеемся его преодолеть за счет расширения стада и розничной продажи. Она неплохо идет летом, в дачный сезон. Зимние возможности мы никак не можем реализовать (наша дорога ведет к 2м горнолыжным комплексам) из-за отсутствия теплого помещения у дороги. Другой способ оптимизации расходов - собственное производство кормов. На этом пути нас тормозит глобальная проблема - собственность на землю. В этом году нам удалось разжиться участком около гектара, засадить его картошкой и овощами и получить урожай с хорошей себестоимостью - примерно в 2.50 рубля за кг. Но на земле этой мы на птичьих правах, что тормозит ее эффективное использование. Хотя и плюсы такого положения есть - не надо тратиться на технику.
На основе договоров мы выяснили характерные черты наших заказчиков. Это семейные люди, изначально обратившиеся за козьим молоком для проблемного ребенка. Довольно высокие цены не подразумевают высокого уровня доходов, а вот деревенское прошлое практически обязательно. Примерно 50% заказчиков ориентированы на здоровое питание в принципе.
Конечно, есть еще множество деталей в бухгалтерии и в общении с заказчиками. Наша схема нам кажется близкой к клубному принципу работы. Надеемся, что небольшой ресторанчик вполне впишется в нее, что позволит нам встретить старость не только при деле, но и в окружении понимающих нас людей.
реализация,
договорные отношения