о Творчестве

Feb 17, 2014 22:39

Помню, как совсем маленькой, задолго до детского сада, я испытывала ни с чем не сравнимое чувство восторга при виде чистой бумаги и коробки красок. Рисование было священнодейством, я ощущала себя волшебницей, превращавшей скучный белый лист в сказочный, переливающийся всеми цветами радуги, мир. Неудачи ничуть не разочаровывали, а казались удивительными метаморфозами: хотела нарисовать бабочку, а получилась птичка… нет, вовсе не птичка, а тучка… тучку превратим в цветочек… игра могла длиться бесконечно.

Но вот, подоспел детский сад, и волшебство пропало. Рисовать нужно было уже не просто так, а по правилам: точно выполнять задание а не рисовать что попало, сначала зачем-то делать рисунок простым карандашом, а лишь потом красками, белого на листе не оставлять, а обязательно делать фон, краски не пачкать, на стол не брызгать, долго не возиться. На смену радости пришел панический страх: а вдруг не получится, испорчу краски, растечется рисунок… Короче, художник из меня не получился.

Увы, моя история не оригинальна. Ведь все, без исключения, маленькие дети хорошо рисуют, но лишь единицы сохраняют любовь к рисованию хотя бы до школы.
Большинство ошибок при обучении рисованию связано с тем, что родители и воспитатели стремятся научить детей "отображать" окружающий мир, передавать сходство с реальными предметами. А именно это абсолютно несвойственно детской психике. Рисуя, малыш стремится осознать свое место в мире, выстроить систему ценностей, выразить то, что тревожит и пугает его. Детский рисунок - это своего рода тайнопись, особая знаковая система, которую любящие родители просто обязаны научиться понимать, чтобы знать, что происходит в душе их крохи. Вторгаясь с непрошеными советами в интимнейший процесс детского творчества, навязывая малышу "взрослые" представления о прекрасном, мы мешаем его нормальному развитию, лишаем важнейшего канала связи с внешним миром, в том числе, и с нами.

А ведь нужно совсем немного, чтобы малыш получал радость от рисования, чтобы на долгие годы сохранил вкус к творчеству. От нас требуется лишь обеспечить кроху необходимыми материалами и инструментами и… предоставить его самому себе, оставив на свою долю роль восхищенного зрителя.

Когда начать?

Начинать заниматься рисованием можно, как только малыш научиться сидеть и удерживать в руках кисточку, то есть, примерно с пяти-шести месяцев. Конечно это будет еще не вполне рисование, а скорее игра с красками и бумагой, но такая игра полезна и для развития мелкой моторики, и для формирования представления о цветах. Запаситесь одежкой, которую не жалко будет испачкать, а еще лучше будет, если вы просто разденете малыша: голенькому ему будет куда сподручнее, а заодно и примете воздушную ванну. Кое-кто предлагает рисовать в ванной, на кафеле или непосредственно на стенках ванны, чтобы потом легче было убираться. Можно положить на пол лист обоев и расположиться с прямо на нем, а можно усадить юного художника в высокий стульчик и рисовать на приставном пластмассовом столике: в таком возрасте ребенок еще не будет протестовать против уничтожения его "шедевров".

Без вреда для здоровья

Поскольку у малыша может возникнуть необходимость попробовать материалы "на зуб", все, чем вы рисуете, должно быть абсолютно безвредным. Покупайте только нетоксичные краски, карандаши, мелки и фломастеры, специально предназначенные для детей до тех лет. Они, конечно, недешевы, но если малыш отравится, лекарства потом обойдутся куда дороже.
В принципе, если не лень, можно приготовить дома безвредные краски из разноцветных соков и пряностей (зеленую - из шпината, оранжевую - из морковки, желтую из шафрана, малиновую - из свеклы, красную - из паприки). За основу можно взять яичный желток, заваренный крахмал или даже… манную кашу.

Кистью или пальцем?

Большинство детей до двух лет предпочитает рисовать просто пальчиками, но для развития координации движений полезно хотя бы иногда предлагать им кисточку. Выберите мягкую кисть самого большого размера, обрежьте ее ручку так, чтобы малышу было удобно держать, а сверху наденьте обычную резиновую соску, чтобы он не поранился острым кончиком.

Удобнее всего, если кисточек будет столько же, сколько и красок. В этом случае вам не придется тратить время на полоскание, ведь "урок живописи" будет длиться считанные минуты, и жаль потерять хотя бы несколько из них. Для начала не стоит давать малышу больше одной краски за раз. Обмакните кисточку в краску и назовите ее: "вот красная краска", потом повторите еще несколько раз: "Как хорошо Ваня рисует красной краской" и т.д. Позже можно попробовать предложить ребенку выбор: "ты возьмешь красную краску или синюю?" Вряд ли до полутора-двух лет имеет смысл оставлять кроху наедине с целой коробкой красок. Изобилие лишь собьет его с толку.

А что получится?..

Ближе к двум годам малыш начнет самостоятельно интересоваться рисованием. Собственно, самые первые детские рисунки- это не столько художественное творчество, сколько "научные эксперименты": что получится, если поводить вот этой смешной палочкой по обоям? А что будет, если окунуть пальчик в баночку с яркой густой массой, а потом размазать ее по животику?

Если вы будете терпимы к неизбежным небольшим разрушениям, сопровождающим эти "опыты", малыш очень скоро освоится в мире красок и карандашей. Лучше всего смириться с этапом "наскальной живописи" и по его окончании просто переклеить обои, но если бабушка или муж не разделяют ваших эстетических пристрастий, запаситесь большими листами ватмана, оберточной бумаги, а еще лучше - самыми дешевыми обоями, которые можно просто раскатывать на полу или укрепить рулон на стене в детской и отматывать по мере необходимости.

Этапы большого пути

Сначала малыш будет покрывать бумагу ломанными линиями, которые после перейдут в плавные кривые и, наконец, замкнутся в круг. И вдруг малыш осознает, что круг похож…правильно, на голову! А если пририсовать глазки-ручки-ножки, то выйдет человечек. Так появляется "головоног", который станет важнейшим этапом самопознания малыша и началом его сознательного творчества.
Наступает эпоха "семейных портретов": самый лучший "головоног" - это, конечно, сам малыш, самый красивый - мама, самый сильный - папа… Бесполезно спрашивать на этом этапе, почему у папы нет животика, а у мамы ушек. Ведь малыш вовсе не отображает реальность, а создает собственный мир, который будет расширяться и усложняться, вмещая в себя все новые открытия вашего крохи. Постепенно в нем заведутся звери и птицы, вырастут цветы и деревья, появятся дома и машины. Каждый ребенок проходит этапы "графического развития" в своем, присущем лишь ему одному темпе. Если соседский ребенок уже давно рисует елочки и собачек. а ваш все еще заполоняет стены детской головоногами, не торопите его и, тем более, ничего не навязывайте, не "учите рисовать". И все же, если к трем-четырем годам малыш вообше не начал рисовать. стоит проконсультироваться у психолога: возможно, такое отставание связано, например, с тем. что у малыша не определилось ведущее полушарие, и это тормозит развитие графических навыков.

По канонам детства

Композиция детского рисунка принципиально отличается от классической, и ни в коем случае нельзя требовать, чтобы малыш следовал академическим канонам: делал крупнее предметы, расположенные ближе, и мельче те, что дальше, равномерно заполнял все пространство листа. Любой нормальный ребенок расположит в центре на переднем плане самое главное (самого себя, любимую игрушку, объект своих страхов и т.д.). И, конечно же, то, что достойно особого внимания, будет нарисовано крупнее, выделено цветом. Так что не удивляйтесь, если собака, о которой мечтает ваш малыш, окажется выше папы и будет ярко-красного цвета. Ну, а если в центре листа расположился страшный динозавр с безобразной бабой-ягой, а себя ребенок нарисовал крохотным-крохотным, спрятавшимся в углу, насторожитесь. Скорее всего, малыша мучают страхи и ему необходима помощь психолога..

Каждый охотник желает знать…

Некоторые родители полагают, что ребенка сразу нужно учить самостоятельно оставлять сложные цвета из основных, но чаще всего дети воспринимают превращение синего и зеленого в желтый лишь как забавный фокус и вряд ли будут применять его на практике. Поэтому лучше сразу купить набор, в который входит не меньше двенадцати цветов. Не стоит переживать, если малыш рисует малиновых котов и оранжевое небо. Ведь детский рисунок, как уже говорилось, не реалистичен, а цветовые предпочтения связаны с очень тонкими психическими процессами. Если спросить малыша, почему он выбрал именно этот цвет, можно услышать самые причудливые ответы: например, кот малиновый, потому что он хороший, а небо оранжевое, потому что мы с папой ели апельсин. Насторожить должен лишь избыток черного и коричневого, свидетельствующий об эмоциональном неблагополучии.
Многие "продвинутые" родители почему-то думают, что детям нельзя давать фломастеры, только краски или цветные карандаши. Это неверно. Во-первых, рисование фломастерами не требует помощи взрослых, не нужно доставать клеенки и фартуки, полоскать кисточки, точить карандаши. Фломастерная линия четка и лаконична, она позволяет быстро создать яркий, выразительный рисунок. Интересного эффекта можно добиться, сочетая фломастеры разной толщины, используя фломастеры-хамелеоны, цвет которых можно изменить. Некоторые дети любят сочетать в одной работе твердые, резкие фломастерные линии с более нежными штрихами цветных карандашей и восковых мелков. Вообще, чем больше разнообразных материалов использует малыш при рисовании, тем интереснее и выразительнее будут его рисунки.

Чего не надо делать

Ни в коем случае не показывайте детям уродливых схем, которые, как почему-то считают многие родители и учителя, характерны для детского рисунка: домик из поставленных друг на друга треугольника и квадрата, елочка из трех треугольников, солнышко в виде лупоглазого круга с палками-лучами. Если малыш спрашивает, как нарисовать тот или иной предмет, предложите ему понаблюдать, представить, из каких элементов он состоит. И уж поверьте, что зарисовка, которую сделает маленький художник, будет в тысячу раз оригинальнее и точнее, чем застывший, мертвый шаблон.

Очень вредны и раскраски. Привыкнув лишь раскрашивать готовые картинки, дети отучаются рисовать самостоятельно, усваивают готовые приемы и пытаются воспроизвести их в своих работах, которые моментально утрачивают непосредственность и индивидуальность, становятся тусклыми и мертвыми.
Правда раскрашивать и штриховать очень полезно для развития мелкой моторики, но это уже совсем другая тема…

Идем на этюды!

Изредка вы можете предложить малышу поиграть в художников, попробовать нарисовать пейзаж, натюрморт или порисовать с натуры животных. Кроха, конечно же, с радостью включится в игру, но не ждите, что он действительно станет рисовать с натуры: то, что он увидит, лишь натолкнет его на тему для самостоятельного творчества.

Выбираем студию

Лет до трех-четырех вряд ли стоит отдавать детей в художественную студию, но и после к ее выбору нужно подойти с крайней осторожностью. Следует помнить, что в этом возрасте детей вовсе не нужно учить рисовать. Они и сами прекрасно умеют. Художественная студия - это место, где собираются друзья-единомышленники и занимаются совместным творчеством. Педагог в такой студии - это прежде всего старший товарищ, умеющий создать творческую атмосферу, генерирующий идеи, втягивающий своих маленьких друзей в веселую игру. Он сумеет подбодрить робкого, направить в нужное русло неуемную энергию шустрого, объединить разношерстную компанию общим, увлекательным делом. Таких, к сожалению, немного.

При знакомстве с педагогом обратите внимание, что за рисунки вывешены на стенах. Если все они "правильные", одинаково-красивые, с выверенной композицией и аккуратно закрашенным фоном, вам сюда не надо. Ну, а если на стенах расположились самые причудливые и отчаянные плоды детской фантазии, смело записывайтесь.

Попросите разрешения поприсутсвовать на занятиях. Если педагог заставляет детей копировать или раскрашивать готовые картинки, требует следовать академическим канонам, навязывает одну общую тему, исправляет и дорисовывает детский рисунки и уж тем более сравнивает детей между собой, повышает на них голос, - в этом случае лучше сразу поискать другую студию. Не стоит записывать детей и туда, где требуется пройти любой отбор: ведь талантливы абсолютно все, как же выбрать достойных?
Конечно, не в наших силах сделать детей профессиональными художниками: лишь единицы посвятят свою жизнь искусству. Но мы можем подарить ему радость творчества, дать возможность почувствовать себя настоящими, всемогущими волшебниками.

жж, мамы, игры, творчество

Previous post Next post
Up