Живой/неживой -- "на прием"/"на передачу"

Aug 09, 2015 22:10

Оригинал взят у alelchuk в Живой/неживой -- "на прием"/"на передачу"
Начал отвечать на комментарий к предыдущему посту. Но тут можно сказать больше. Итак, начнем с начала.

>>А пластилин сюда как-нибудь вписывается?
>>Он совсем "неживой" по ощущениям после глины, но дети его любят.
>>И Елена Макарова :)

И правильно любят. В каком-то смысле он лучше для детей. Дети любят цвет, и он есть в пластилине. Мелкие пластилиновые детальки хорошо липнут друг к другу, а глиняные нужно примазывать. Лена, с одной стороны, тоже любит играть с цветом, а с другой стороны, сама лепит дома и рассказывает о лепке в домашних условиях. Поэтому -- пластилин. Но, например, в Израильском музее, когда она работала в постоянной мастерской, где было много хорошей глины, дети лепили из глины. (Для тех, кто не в курсе -- она профессиональный скульптор, когда-то стажировалась у Эрнста Неизвестного)

Вообще, живость материала -- понятие условное. Живо то, из чего данный конкретный человек может сделать живую вещь. Если для кого-то это металлопрокат и сварка, значит, для него это и есть живой материал.   

Почему дети любят цвет? С одной стороны, детей привлекают яркие вещи, они по природе своей стараются вычленить в окружающем их мире четкие, однозначные, выделяющиеся вещи. И им проще воспринимать разноцветные вещи, чем однотонные. То есть, пластилин их больше привлекает, чем глина. С другой стороны, в рисунке или лепке ребенок обозначает цветом какие-то свои идеи и мнения. Глину у меня дети тоже любят раскрашивать, причем о реальных цветах предметов речь не идет. Цвет обозначает что-то другое, что -- спросите у колористов. (Только не верьте, что черный цвет всегда означает депрессию и агрессию. Часто -- да, но иногда дети в прекрасном расположении духа мажут черным цветом, просто потому, что он самый "яркий", сильнее всего отличается от белого или иного фона.) Поэтому цвет дает детям возможно полнее выразить себя.

В этом смысле пластилин лучше глины. Кроме того, пластилин есть во всех магазинах, и он всегда почти готов к применению, его нужно только немного подогреть руками. А хорошую глину достать нелегко, и она должна быть правильной консистенции. А за этим нужно следить. У меня в теплой мастерской (батареи жарят ого-го) даже в полиэтиленовых пакетах глина за две-три недели подсыхает, и лепить из нее уже плохо. Поэтому, для всего того буйства творчества, о котором я пишу, нужно постоянное обеспечение хорошей глиной. Иначе это уже будет слезы, а не творчество, и лучше дать детям пластилин.

Но пластилин -- это все-так пластмасса, он ненатуральный, "неживой". Конечно, но тут есть два "но". Во-первых, необязательно все должно быть из природных материалов. Конечно, тактильное ощущение много значит, но, в конце концов, чтобы получить это ощущение, можно помять воска и глины, а потом идти и спокойно лепить из пластилина. Потому что, во-вторых, в домашних условиях выразительная сила у него больше -- он лучше позволяет ребенку выразить себя (если ему помочь его размять или объяснить, как это делается). Аналогия -- живя в городе, можно "натурально" пешком сходить в скверик рядом с домом, а можно сесть на "ненатуральную" машину и доехать до настоящего леса. Что даст больше природных впечатлений? Мы живем в окружении искусственных вещей, и некоторые из них помогают нам быть ближе к природе.

Вообще, из всех этих рассуждений вырисовывается одно интересное соображение. Человек может работать с материалом "на прием" и "на передачу". Вопрос -- хотите ли вы что-то от мира получить с помощью некоторого материала, или вы хотите что-то миру дать? Эти вот природные натуральные тактильные радости (воск, глина, дерево, шерсть) -- это все "на прием". Вам нужна природная энергия, которой вам в городе не хватает, и вы хотите помять воск, чтобы этой энергией напитаться. Либо у вас есть энтузиазм и энергия сотворить какую-то форму, вещь, просто излить избыток сил куда-то. Это уже совсем другое. Тут уже не так важна эта теплота и природность. Вы своей энергией онатуралите любой попавшийся под руку материал, если он подходит для решения вашей задачи. Правильно? И получится у вас живая вещь хоть из поролона, хоть из проволоки.

Живой человек живее всех самых живых материалов. И он из любого материала может сделать живое, если захочет и сумеет, конечно. Как Господь обещал из камней сделать сыновей Авраама. Вспоминаем Фридл Дикер (и Лену Макарову): "Все может быть всем".

А дальше выбор материала для детской лепки зависит от задачи воспитателя. Если стоит задача дать детям источник энергии, приобщить их к природе, к природным силам, то нужно выбирать тактильные материалы для работы "на прием". А если стоит задача разбудить и поощрить собственные внутренние силы ребенка, помочь ему эффективно и с удовольствием отдавать энергию, творить, изменять окружающий мир, то нужно выбирать выразительные материалы для работы "на передачу". В этом смысле хорошие фломастеры лучше красок. Если, конечно, они их не заменяют, а дополняют. А особенно интересно получается, если рисовать фломастерами и красками одновременно.

Я работаю с глиной именно по второй программе, "на передачу" -- для меня, в условиях моей мастерской и избытка хорошей дешевой глины это самый выразительный материал. Кроме того, я создаю атмосферу активной лепки, отдачи энергии, создания миров ("мы лепим не вещи, а миры"). Показываю детям пример, активно помогаю им в этом, они заряжаются этой энергией, усваивают некоторые приемы работы с глиной, без которых не сделаешь ничего толкового. И поэтому им нравится моя лепка. Если ничего этого не делать, а просто дать ребенку кусок глины, вот мол, природный материал -- лепи, интереса к работе у него будет не особенно много.

Кроме того, дети обычно изначально настроены именно "на передачу". Это взрослым (многим, не всем) кажется, что ребенку нужно все дать, обучить, напитать. На самом деле дети в основном стремятся, наоборот, что-то сделать самостоятельно, помочь, построить, научить. Это нужно учитывать при создании для них развивающей обстановки -- чтобы она поощряла эту вот отдачу энергии. Нельзя забывать, что дети -- это люди, которые еще только совсем недавно пришли в наш мир. Вероятно, они еще помнят, зачем они пришли, и вероятно, судя по их поведению, они пришли, чтобы что-то в этом мире изменить. А взрослые давай учить их жить по старым правилам. Потому что в свое время забыли, зачем сами сюда родились.

Родителям, которые приходят с детьми, я стараюсь показать и рассказать об этом вот процессе активной творческой игры. Важен родительский настрой и умение сделать какие-то элементарные вещи, а дальше это можно использовать в любом материале -- хоть из салфеток птичек крутить (кстати, Лена в этом спец!).

А у Юрия Палыча, например, самый живой материал -- струганые доски, шуроповерт и "болгарка". Мы сейчас строим мебель для будущего полу-вальдорфского детсадика в Бутово, и можно наблюдать процесс рождения пространства. Это круто, скажу я вам! Результат можно посмотреть у нас в "Пути зерна".

Previous post Next post
Up