Господа! Сегодня очень значимый день для всех, кто так или иначе имеет отношения к музыке, театру, декорациям и танцу!
Сегодня 145 лет со дня рождения СЕРГЕЯ ДЯГИЛЕВА.
..когда-то, я жила в Перми, и часто ходила мимо гимназии им. С.Дягилева, а потом выросла и познакомилась с его творчеством глубоко и всесторонне.
Хотя творчеством ли?
Жизнь Дягилева меня одновременно пугает и вдохновляет. Я даже не знаю, что сильнее...
Это гениальный управленец, несостоявшейся музыкант, человек, чья несломленая вера, жесткость и целеустремленность и безупречный вкус задали тон театрам, моде и высшему свету на протяжении четверти века по всей Европе, а Российская Империя открестилась от него навсегда. Не говоря уже о том, что если бы не он - балет так бы и остался унылым классическим зрелищем, Стравинский остался бы юристом, и половина его друзей прожило бы спокойную жизнь. ))))
В этом году я прочла подробную офигительную биографию Дягилева ( Спасибо Насте Волкодав). Была под впечатлением несколько дней. От ужаса и восторга.
Работа Дягилева в состоянии «лихорадки» - вечные дедлайны, работа с утра до ночи, постоянный поиск зрителя, публики, которая оценит по достоинству, вечный вопрос:" где взять спонсорских денег?" со свистом улетающие в минуса выставки, а затем первые «сезоны», ошеломительный успех, потеря друзей из-за зависти и невыносливости, потеря покровителей, потеря Родины. Работа троицы -Дягилев, Бакс и Бенуа, с разными людьми, которыми то по пути, то нет, - общее дело, когда сюжеты и идеи рождались одновременно и совместно, так, что невозможно понять где чье авторство… удары судьбы - пожар в театре, немилость Государя, внезапные отмены и предательства перед представлениями как гром с Неба - и в ответ только экспансия. Победить, взять на абордаж! Стоическое переживание всех, любых неудач - личных, финансовых, публичных оскорблений, травли всего «монда» Санкт-Петербурга, и только - вдохновение и организация на уровне Бога.
Отдых? "У вас будет вечность для отдыха" (с).
Я просто в немом восторге от энергии, смелости, новаторства и силы духа Дягилева. Гениальность его балетов, то, деятельность просвятившая Европу о сущестововании балета и оперы в Российской Империи - и абсолютное категоричное непризнании, унизительные оскорбления и травля у себя на Родине, невозможность привезти туда свои спектакли, невозможность просто приехать.
То, что делал Фокин в Петрушке, Нижинский в Фавне и «Весне Священной» - это просто взрыв новаторства на грани фола даже сейчас, относительно балета 21 века - постановка, драматургия и хореография. С трудом представляю себе атмосферу премьер в Париже, это как общий наркотический бред.
«Весна священная» дала такой скандал, что по событиям, описываемым в биографии, люди чуть ли не дрались в театре -- их разнимали полицейские - противники и новые поклонники.
Дягилев для меня - это живая иллюстрация того, что твое дело, твое призвание, работа над ним должно быть ежесекундно для тебя необходимым - как потребность дыхании. Ты же не делаешь перырыв на подышать? Не откладываешь дела для этого на потом, не делаешь это в ущерб чему-либо? Нет. Ты делаешь всё - совместно с этим.
Дышать.танцевать.творить.