Французский историк об истории крепостного права на Украине

Dec 08, 2014 12:13



Украинские мифотворцы от истории убедили и себя и остальных малых сих с Украины, что крепостное право на их вильной земле ввела в 1783 году злая немка Екатерина, а до того украинцы свободно и счастливо жили в Великом княжестве Литовском, Речи Посполитой и Гетманском государстве, обладая всеми правами и свободами, которыми их наделили Литовский статут, магдебургское право, конституция Орлика  и им подобные документы. В действительности же история крепостного права на украинско-белорусских землях началась в 1447 год, за три столетия до Екатерины - началась с привилея великого князя Литовского Казимира, и нигде в Европе, кроме разве что Латвии и Эстонии, крепостное рабство не было столь жестоким, безжалостным и деспотичним, как на землях Великого княжества Литовского. И если на Левобережье крепостничество и прерывалось на 130 лет, то на правобережной Украине, находившейся под властью поляков - первых евроинтеграторов Украины - до 1793-1795 годов, крепостное право без прерываний сохранилось до самого 1861 года.

Уже в начале XVI века Герберштейн отмечал, что народ в в Великом княжестве Литовском "жалок и измождён тяжёлым рабством", и никакой Литовский статут их зависимому положению помочь не мог. Как говорит французский историк-славист Даниэль Бовуа, "Литовский статут, который возник в XVI ст. ... был чрезвычайно жесток, позволял трактовать крестьян как рабов, как скот". Именно так польские паны и воспринимали своих украинских и белорусских крестьян, как скот ("быдло"). Как именно жилось украинским крестьянам под властью поляков Бовуа убедительно поведал в своей книге "Гордиев узел российской истории: власть, шляхта и народ в Правобережной Украине (1793-1914)" и в своих интервью:   
- Украинских крестьян трактовали как рабов еще в ХІХ ст. Некоторые шляхтичи были убеждены, что крестьянин не имеет души...

- Отношения между поляками и украинцами "напоминали зачастую отношения между господином и рабом [...]. Были такие жестокие, как на американских плантациях хлопка, на французской Мартинике или где-то в Африке".

-  Некоторые дворяне были даже убеждены, что крестьянин не имеет души. Все были такими? Конечно, были и паны, которые помогали своим крестьянам во время наводнения, голода или засухи. Но обычно отношение к простолюдину как к такому было, очень мягко говоря, презрительным.

- В книге есть впечатляющий список, который тянется на две страницы: господин убил крестьянина на смерть, что было признано "согласно воле Божьей", эконом убил беременную женщину - отсидел две недели в аресте. И это все происходит не в XV ст., а в 30-х годах XIX-го. При этом ваши критики пишут, что вы преувеличиваете, что жестокие люди встречаются повсюду. Но это же факты, записанные в польских трибуналах, перенесенные впоследствии в российские архивы!

- О том, что народ жил в нечеловеческих условиях, (поляки) вспоминают в полслова. Братание с народом чаще всего сводилось к одному: что господин брал себе любовницу из народа - как тогда это называли - "подрасование" крестьян. Для господ это было нормальным. Граф Мечислав Потоцкий имел во дворце в Тульчине целый гарем из красивых украинских крестьянок. Коротко говоря - смысла искать правду в дворянской памяти и шляхетских мемуарах нет. Ненависть народа, которая проявлялась веками, не бралась из ниоткуда.

Интервью Даниэля Бовуа

Стоит ли после этого удивляться не изжитому до ХХ века поразительному раболепию украинских крестьян? Нет, не стоит, а вот поразительному беспамятству современных украинцев, придумавших красивую легенду о счастливой жизни украинцев в Польско-литовском государстве и не желающих взглянуть исторической правде в глаза, удивляться не перестаю!

Украина, история, холопство

Previous post Next post
Up