23 мая 1930, Баку - 13 марта 2011, Москва - советский и российский искусствовед, театровед, киновед и литературовед, переводчик, критик, публицист. Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (1998). Автор и ведущий программы «Мой серебряный шар». Кандидат юридических наук, доктор исторических наук.
Родился 23 мая 1930 года в Баку. Его отец был одним из самых известных бакинских адвокатов, мать была преподавателем русского языка.
После окончания средней школы Виталий Вульф поступил в МГУ имени Ломоносова на юридический факультет, который окончил в 1952 году. Через пять лет он поступил в аспирантуру, в 1961 защитил кандидатскую диссертацию на тему: "Обязанность доказывания в современном английском процессе". Кандидат юридических наук. Доктор исторических наук.
Виталий Вульф некоторое время работал в адвокатуре, затем в Институте права АН СССР.
С 1962 года у Виталия Вульфа сложились дружеские отношения со многими деятелями театра "Современник". Он общался с Олегом Ефремовым, Галиной Волчек, а с директором театра Леонидом Эрманом они стали близкими друзьями. В 1965 году он был введен режиссером Олегом Ефремовым в художественный совет театра "Современник".
С 1967 по 1997 год Виталий Вульф работал в Институте международного рабочего движения АН СССР (с 1992 года - Институт сравнительной политологии РАН) сначала младшим, затем старшим, а позже ведущим научным сотрудником. Долгое время он возглавлял группу по изучению молодежного сознания в странах Запада. В 1967 году была напечатана его большая научно-публицистическая работа
о движении хиппи.
Тяготение к театру привело к тому, что почти с самого начала пребывания в институте он профессионально стал заниматься американским театром. В 1989 году защитил диссертацию на соискание степени доктора исторических наук на тему: "Американский театр 70-х годов и общественно-политическая реальность". В том же году он впервые был командирован в США.
В 1992 году Вульф вновь поехал в США, где в течение двух лет преподавал на театральном факультете Нью-Йоркского университета, читая курсы "Чехов и театр", "История русской драматургии", "Сталин и театр", "Театр Теннесси Уильямса".
Читал курс по истории русского театра в университете Амстердама.
С ноября 1990 года Виталий Вульф начал вести телевизионные передачи.
В 1994 году он был приглашен Владиславом Листьевым в телекомпанию "ВиД", где стал автором и ведущим
программы "Серебряный шар".
В 2003 году программа переехала на телеканал "Россия", и претерпела большие изменения. Программа стала называться "Мой серебряный шар" и стала производиться студией Mb-group. В программе, построенной в форме импровизационного монолога ведущего, Виталий Вульф одновременно выступает и как критик, и как актер и как искусствовед.
В ней он рассказывает об актерах театра и кино, знаменитых писателях, а в последнее время героями его передачи стали и политические деятели:
Черчилль,
Рузвельт,
де Голль,
Фурцева, и др.
Мой серебряный шар - Виталий Вульф.Он делал передачи о деятелях театра и кинематографа XX века, таких как Грета Гарбо, Лайза Миннелли, Джуди Гарлэнд, Юл Бриннер, Ив Монтан, рассказывал о русских актерах Ольге Чеховой, Алле Тарасовой, Ангелине Степановой, Олеге Ефремове, Марине Ладыниной, Татьяне Дорониной, Юрии Григоровиче; о писателях Александре Фадееве, Максиме Горьком, Марине Цветаевой, сделал программу о Старой Русской Ницце, посвященную русским эмигрантам.
Мой серебряный шар 232 Виталий Вульф о себе Послесловие (19.03.2011)
Click to view
Мой серебряный шар - Виталий Вульф.230 видео.С июня 1998 года Вульф был автором колонки "Заметки мэтра" в еженедельнике "Век", оставил ее из-за отсутствия свободного времени.
В 2007 году Виталий Вульф стал главным редактором
радио "Культура" (ВГТРК).
Еще в 1970-е годы Виталий Вульф начал активно печататься в прессе. В настоящее время он печатается в еженедельнике "Московские новости", газетах "Культура", "Литературная газета", "Известия". Им написано множество статей о театре и деятелях театра.
С 1972 года Виталий Вульф занимается переводами англо-американской драматургии. Он переводил пьесы Юджина О'Нила, Эдварда Олби, Сомерсета Моэма, Теннеси Уильямса. Пьесы в переводе Вульфа шли и идут на сценах МХАТа, Театра имени Маяковского, Театра имени Моссовета, "Современника", Малого театра и др.
14 марта, GZT.RU Ольга Романцова
Читать статью ......Дата публикации: 14.03.2011
Всего им переведено около 40 пьес, большая часть из них в соавторстве с его другом Александром Чеботарем.
Виталий Вульф автор книг "От Бродвея немного в сторону" (1982), "А.И. Степанова - актриса Художественного театра" (1985), "Идолы, звезды, люди" (1995),
"Звезды трудной судьбы" (1997), "Театральный дождь" (1998),
"Серебряный шар " (2003). Читать книги Виталия Вульфa .
Произведения автора.В 1995 году он опубликовал переписку Николая Эрдмана с Ангелиной Степановой со своей вступительной статьей,
комментариями и послесловием
.
Читать .....
В 2001 году вышел трехтомник Теннесси Уильямса, состоящий из мемуаров, сборника пьес под названием "Что-то смутно, что-то ясно" и тома прозы. Мемуары и том прозы переведены Александром Чеботарем, том пьес переведен Вульфом в соавторстве с ним
и Александром Дорошевичем.
Читать .......
Виталий Вульф - первый заместитель главного редактора телевизионного канала "Россия Культура", ведущий программы "Мой серебряный шар".
Он член Союза писателей России (Московская организация), член Союза театральных деятелей РФ.
Член Академии Российского телевидения с 2004 года.
Заслуженный деятель искусств РФ (1998).
Виталий Вульф награжден орденом Почета (2003), орденами "За заслуги перед Отечеством" IV степени (2006) и III степени (2010).
В 2005 году Распоряжением Президента Российской Федерации за многолетнюю плодотворную деятельность в области культуры Виталию Яковлевичу Вульфу была объявлена благодарность.
Лауреат Национальной премии ТЭФИ.
В 2006 году Виталий Вольф стал обладателем награды в области моды и стиля "Астра-2006" в номинации
"Самый стильный телевизионный ведущий".
В 2009 году стал лауреатом Всероссийского конкурса "За образцовое владение русским языком".
* * * * *
Виталий Яковлевич Вульф ушел из жизни 13 марта 2011 года в Москве после продолжительной болезни.
Подробная биография Виталия Яковлевича Вульфа.
Виталий Вульф. Избранные сюжеты.
Виталий Яковлевич Вульф, ведущий программы Мой серебряный шар, которой уже нет с нами, представляет себя в образе прекрасного Буратино, которым, по его собственным словам, он был в детстве.
Буратино вырос и стал человеком, интересным рассказчиком и ведущим целого ряда достойнейших программ.
Марлен Дитрих, Александр Сергеевич Пушкин, Рената Литвинова, Рудольф Нуриев и тётя Тамара из Австралии - представители и главные действующи лица данного вышепредставленного микрофильма.
Здесь представлено лишь небольшое собрание фрагментов, характеризующих театральную жизнь, Ленинграда, культурные события Азербайджана, Австралии и, не в последнюю очередь, богемную жизнь советской Москвы и Парижа.
- А, ты думал - я тоже такая,
Что можно забыть меня,
И что брошусь, моля и рыдая.
Под копыта гнедого коня.
- Тише.
- Но на улице никого нет.
- Детка, это вам только так кажется.
Click to view
Культурный центр имени В.Я. Вульфа
История библиотеки насчитывает более 77 лет. За эти годы читальня переезжала по разным адресам и, наконец, обосновалась в тихом московском Банном переулке.
В конце 2011 года Библиотека получила имя выдающегося деятеля российской культуры - телеведущего, кинокритика, писателя, переводчика, автора программы «Мой серебряный шар» Виталия Яковлевича Вульфа.
В Культурном центре имени В.Я. Вульфа воссоздан рабочий кабинет знаменитого телеведущего. При содействии наследников Вульфа библиотека получила в дар часть его коллекции книг, которая доступна читателям. Еженедельно здесь проводятся экскурсии по экспозиции кабинета и ретропоказы выпусков программы «Мой серебряный шар».
Помимо традиционных выставок, концертов, круглых столов, экскурсий и мастер-классов,
здесь проходят выступления ярких представителей искусства, народных и заслуженных артистов, лауреатов различных престижных конкурсов, популярных писателей. Виталий Вульф. Линия жизни.
Телеканал Культура. 2010.
Click to view
Виталий Вульф: «Баку всегда жил своей
особой жизнью»
30 июля 2021.
Известный театровед, писатель, переводчик и телеведущий Виталий Вульф родился в Баку в 1930 году. Его маме - Елене Львовне - посчастливилось учиться в Бакинском университете у Вячеслава Иванова. Сам Виталий Яковлевич застал ту эпоху, когда, спасаясь от сталинских репрессий, в Баку съезжались многие столичные интеллигенты и интеллектуалы. В своих радиопередачах и телепрограммах знаменитый автор-ведущий «Серебряного шара» нередко вспоминал ту эпоху.
Когда в 2009 году в издательстве «Эксмо» у Виталия Яковлевича вышла книга «Великие женщины ХХ века», это послужило поводом для нашего разговора, который стал последним интервью Виталия Яковлевича.
Разговор. Виталий Вульф.
В 2020 году исполнилось бы 90 лет Виталию Вульфу. Вспоминаем Виталия Яковлевича и смотрим большой Разговор,
который мы сняли в 2007 году.
Click to view
Виталий Вульф и Рената Литвинова о фильме Жан-Жака Анно "Любовник" (1992)
Рената Литвинова представляет фильмы, вошедшие в историю мирового кинематографа. Раз в неделю, по средам, Рената приглашает в гости известного человека, любящего и ценящего кино. Ведущая представляет фильм, который будет показан в «Ночном сеансе», и рассказывает об истории его создания, о режиссерах и актерах, а также о времени, когда картина вышла в мировой прокат. Кроме того, Рената ведет увлекательный диалог с гостем, выясняя его мнение о кинофильме и его отношение к проблеме, которая в нем затронута. Таким образом, ведущая передачи предстает в образе рецензента и интервьюера одновременно. Разговор с гостем, предваряющий фильм, позволяет зрителю не только узнать мнение интересного человека о фильме и его проблематике, но и проследить, как за время, прошедшее с момента выхода картины в прокат, изменилось отношение людей к той или иной проблеме.
Click to view
Сайт посвящённый
Виталию Яковлевичу Вульфу.
OOOOOOOOOOOOOOOOOOOOOOOOO
Материал подготовили Дмитрий РОДИОНОВ
и Анастасия МИНИНА. 2011.
Виталий ВУЛЬФ: «К концу жизни я пришёл к выводу: на этом свете ничто не возвращается»
Прошло 9 дней со дня смерти ведущего телепрограммы «Мой серебряный шар».
Почувствовал в себе силу в 60 лет
Известный российский искусствовед, переводчик, телеведущий, главный редактор радио «Культура» Виталий Вульф умер в Москве 13 марта. Последние годы жизни он боролся с тяжелой болезнью.
Год назад, незадолго до своего 80-летия, он был экстренно госпитализирован в реанимацию урологического отделения одной из столичных клиник. Тогда Виталий Вульф был прооперирован. Врачи оценивали его состояние как средней тяжести. Он болел, но держался стойко - и по просьбе друзей даже отметил свой юбилей. Но накануне торжества признался Владимиру Спивакову, что внутри как будто струна лопнула.
15 февраля этого года 80-летний телеведущий был вновь госпитализирован. В начале марта его состояние резко ухудшилось. Он умер в реанимационном отделении Боткинской больницы. До последних минут жизни Виталий Вульф находился в сознании.
«Я знаю, что возраст никогда не определяется по паспорту, - говорил Вульф. - Ты должен держать себя в форме, ты должен всегда быть хорошо одетым. Ты должен «держать спину», ты должен свою внутреннюю жизнь определить так, чтобы ты был хозяином своей судьбы. Мне повезло! Я сполна посвятил себя тому, что люблю больше всего на свете. Это и есть главное достижение моей жизни».
К своему 81-му дню рождения Виталий Вульф собирался снять очередной цикл программ «Моего серебряного шара», выпустить несколько томов биографий знаменитых людей. До дня рождения он не дожил чуть
больше двух месяцев.
Интересы Виталия Вульфа всегда были необыкновенно широки. Блестящий знаток мирового театра, он перевёл около 40 произведений англо-американской драматургии. В его версиях шли и идут пьесы Юджина О’Нила, Эдварда Олби, Сомерсета Моэма,
Теннесси Уильямса.
«Когда я начал переводить, мне часто говорили: «Это дилетантизм! Ты же не театровед, ты не заканчивал ГИТИС», - вспоминал Виталий Вульф. - Я проходил через очень большие тернии и по глупости своей сильно переживал по этому поводу, хотя и делал вид, что всё замечательно. А потом наступил такой момент, когда отбросил всё. Совсем. И почувствовал в себе силу. К сожалению, это произошло, когда мне было 60 лет».
Виталий Вульф был носителем великолепного русского языка, его речь отличали легкость интонаций, лаконизм формулировок, точность наблюдений и характеристик героев.
Ему было уже много лет, когда его назначили главным редактором радио «Культура». Он никогда не занимал должностных постов и по-детски радовался: это мой первый кабинет! Потом Виталия Вульфа позвали и на телеканал «Культура» - и он стал там одним из руководителей. Уже тяжело больной, он умудрялся выполнять обязанности редактора двух эфирных каналов и при этом сниматься в своей телепрограмме, записываться для радио и писать книги.
Он жил один. Детей не имел и, по его словам, никогда не хотел. Его жизнью была работа.
Россия простилась с Виталием Вульфом. Но сам он прощаться - даже в конце своих программ - не любил. Это был его фирменный прием.
---
Папа считал, что главное - воздух, море и виноград
Виталий Яковлевич Вульф родился 23 мая 1930 года в Баку. Отец был одним из самых известных бакинских адвокатов, мать была преподавателем русского языка.
Его воспоминания о детстве и юности похожи на прозу Пруста или исповедь Бланш Дюбуа из «Трамвая “Желание”». Папа талантливый и страстный, мама прелестная и женственная; дядя, живущий в Давосе, в туберкулезном санатории, оплаченном богатой бабушкой на десять лет вперед; любящие тетушки Белла и Ида, застигнутые врасплох революционной бурей и застрявшие в сонно-провинциальном Баку...
От той безмятежной жизни, прожитой в большой барской квартире на улице Лейтенанта Шмидта, осталось немного мебели красного дерева, рояль, на котором он так и не научился играть, и... абсолютная неумелость во всех прозаических бытовых вопросах. «В том, что я ничего не смыслю в быту, виноват, конечно же, папа, который баловал меня бесконечно, - рассказывал Виталий Вульф. - Поразительно, как я вообще чему-то в этой жизни выучился. Потому что папа считал, что для меня главное - воздух, море и виноград. Всё остальное не имеет никакого значения. Я рос предельно избалованным ребенком».
Виталий с детства любил театр и мечтал поступить в ГИТИС, однако по настоянию отца после окончания школы поступил в Московский университет на юридический факультет. «Я ненавидел этот юридический факультет лютой ненавистью, - признавался Вульф. - Всегда писал себе шпаргалки на экзаменах. Когда мне удавалось их достать, я получал пятерки. Когда не удавалось - тройки. Причем я вылезал, как говорится, на обаянии».
Окончив университет, он остался без работы. В то время шла борьба с космополитизмом, разбиралось дело врачей, продолжались аресты, и, естественно, юноше еврейской национальности без связей в Москве места практически не было.
После смерти отца наступили годы бедности и съема комнат и углов в московских квартирах. «Года полтора я работал в коллегии адвокатов, ушёл оттуда и года четыре вообще нигде не работал, - рассказывал Виталий Вульф. - Писал статьи, которые никто не печатал, переводил пьесы, которые никто не ставил, очень трудно материально жил, очень трудно. И крутился вокруг театра «Современник», который тогда очень любил. Олег Ефремов меня очень поддержал морально тем, что ввёл меня в художественный совет театра «Современник». Все задавали вопрос: почему он меня взял? «Вульф соображает», - говорил он».
У Виталия Вульфа сложились дружеские отношения со многими деятелями театра «Современник». Он общался с Олегом Ефремовым, Галиной Волчек, а с директором театра Леонидом Эрманом они стали близкими друзьями. Именно впечатления от встреч со многими деятелями театра использовал Вульф в своих книгах, статьях, эссе и в телевизионных передачах.
В 1967 году Вульф устроился в Институт международного рабочего движения АН СССР, где проработал почти 30 лет. Там он занимался изучением молодежного сознания в странах Запада. Виталий Яковлевич вспоминал, как написал большую статью о движении хиппи: «Один из недоброжелателей спросил меня, как я могу писать о хиппи, если я их ни разу не видел. На что я ему ответил: «Простите, а как же пишут о революции? Вы ведь тоже её не видели!»
«Писательство не мое дело, - говорил Вульф. - Поначалу всё, что я писал, было так беспомощно. Сейчас перечитывать даже неловко. Кошмар! В конце концов я и этому научился, но именно научился, потому что врожденного литературного дара у меня нет».
«Валя Гафт поливал «Шар» последними словами…»
Виталий Вульф был известен прежде всего как автор телепрограмм о талантливых людях мира искусства, писателях и политиках.
Первый цикл передач Вульф начал в 1990 году рассказом об актрисе Марии Бабановой. У многих появление его на телевидении вызвало резкое неприятие: почему именно он? Манерный, да еще картавит... Но он уютно устроился в кресле в студии, обосновался на экране, полюбился - одним словом, прижился.
В 1994 году Владислав Листьев пригласил Вульфа в телекомпанию «ВИД», где он стал автором и ведущим программы «Серебряный шар».
«Название программы родилось случайно, - вспоминал Виталий Яковлевич. - Я сидел в кабинете Влада Листьева, и он сказал: «Название! Нужно название этой передачи!» А у меня нет в голове названия. Я схватил маленький шарик, в который втыкалась ручка, и говорю: «Влад, был когда-то Серебряный век. Чем мы хуже? Мы сделаем «Серебряный шар». Он спрашивает: «А что это означает?» Я говорю: «Ничего. Это предполагает что-то красивое». «Гениально!» - сказал он».
В 2003 году Виталий Вульф, осознав, что руководство Первого канала теряет интерес к программе, подал заявление об уходе - и буквально на следующий день его пригласили на телеканал «Россия». Новая передача вышла под слегка измененным названием: «Мой серебряный шар».
Всего было сделано около 250 программ. На телеэкране Вульф был критиком, актером, театроведом. Практически не меняя мизансцены, оставаясь неподвижным в кресле, он способен был удерживать внимание миллионов.
Со многими персонажами своей программы Вульф, который был своим человеком в театральной среде, был знаком лично. А с некоторыми его и вовсе связывали тесные отношения. К примеру, именно Вульф представлял интересы Анастасии Вертинской, когда она разводилась с Никитой Михалковым.
Хотя свои программы Вульф не предъявлял героям для согласования, обижались на него редко, точнее - всего дважды: Валентин Гафт и Татьяна Доронина.
«Валя Гафт поливал «Шар» последними словами, - вспоминал Виталий Яковлевич. - Я так и не понял причину. До того мы каждое утро перезванивались, нежно любили друг друга, а тут вдруг… Зачем было хаять за спиной? Сегодня снова встречаемся, беседуем, но прежняя теплота исчезла. К концу жизни я вообще пришел к выводу: на этом свете ничто не восстанавливается и не возвращается».
Передача о Татьяне Дорониной, как казалось Вульфу, переполнялась любовью к актрисе, но… «В прессе на меня обрушился шквал критики. Якобы я осквернил святое для русского человека имя великой актрисы. Некоторые статьи отдавали явным антисемитским душком. Доронина тогда промолчала, но на время мы прекратили перезваниваться. Потом встретились на похоронах Львова-Анохина и кинулись в объятия друг к другу, словно родные. Однако пирог уже перегорел:
я стал иным, она другой…»
Он был щедр и радостен в общении. Те, кто бывал в гостях у Вульфа, в его маленькой московской квартире возле Проточного переулка, знают, что «Серебряный шар» - влюбленные рассказы о творческих людях - не прекращался никогда. Хозяин был забит воспоминаниями, как запасники больших музеев возможными экспонатами.
Виталий Вульф никогда не говорил «по бумаге» и не использовал телесуфлер, он импровизировал. «Помню, Влад Листьев меня спросил: «Скажите честно, где лежит текст?..» И был ошеломлен, когда наконец понял, что текста никакого не существует и что можно так, с одного дубля, записывать программу. Я тогда сказал: «Влад, я очень трезво смотрю на себя, знаю, что мало что могу. И единственное, чем наградил меня Господь Бог, - это неким ораторским умением. Могу хоть сейчас встать в зале на пять тысяч мест - и люди будут меня слушать». На Влада это произвело сильное впечатление», - вспоминал Виталий Вульф.
Отвечая на вопрос, как ему удается, делая довольно острые программы, избегать «желтизны» и копания в грязном белье, Вульф отвечал, что можно «в любых условиях оставаться европейцем». Флер европейской, нездешней культуры окружал весь облик Вульфа - от французских рубашек и туфель до прононса с еле уловимым акцентом. В свободное время Вульф уезжал погулять по Парижу. «Я часто бываю в Париже и знаю, где можно купить недорого хорошие вещи, - рассказывал Вульф. - К тому же меня невозможно прельстить модными лейблами. Поэтому никогда не зайду в галерею «Лафайет», где висит пиджак от Версаче за 800 долларов, а выберу другой, ничуть не хуже, за 100». Вульф полюбил проводить отпуск в Ницце задолго до того, как это место облюбовали новые русские.
Светлана ТЕТЕНЬКИНА,
заместитель главы департамента культуры Кировской области:
- Личность Виталия Вульфа передо мной раскрылась прежде всего благодаря его авторским программам. Этот телеведущий был мне очень симпатичен как человек. Я старалась не пропускать ни одной его передачи, если вдруг видела её в телепрограмме или просто натыкалась, листая телеканалы. Мне очень импонировал его стиль как ведущего. Виталий Яковлевич был необычайно обаятельный человек, он буквально с первых минут, с первых слов обволакивал своим обаянием. Формулу обаяния нельзя вывести, оно либо есть, либо его нет - это подарок природы, который, безусловно, достался Вульфу. Несмотря на то что у него был дефект речи, это совершенно не замечалось при просмотре его программы. Передачи его смотрелись на одном дыхании, и от них невозможно было оторваться. Уход из жизни такого человека - конечно, большая утрата. Но, думаю, его программы будут показывать по телевидению и дальше.
Виктория ВАРМУНД,
преподаватель Сибирской академии права, экономики и управления (Иркутск):
- Виталий Вульф был удивительным и многогранным человеком. Он прошёл очень яркий творческий путь. Ему удалось многое сделать в профессии. Всё свое личное, частное он оставлял по ту сторону экрана, но хочется верить, что он прожил и просто по-человечески счастливую жизнь. Ведь биография этого человека не менее интересна, чем истории его героев. В его программах поражала глубина, образность, подача материала и безупречное чувство такта. Он рассказывал нам истории жизни легендарных людей. Рассказывал правдиво, без прикрас, и хоть было в жизни звёзд всякое, Вульф умел соблюсти эту тонкую грань между правдой и тактом. С удовольствием пересматриваю «Серебряный шар». Надеюсь, в память о Виталии Вульфе будет издан специальный сборник, коллекция его работ и написана книга.
Татьяна КУЧЕРЕНКО,
искусствовед, преподаватель высшей школы (Красноярск):
- Виталий Вульф связывал для нас прошлое с настоящим и стоял за нами во встрече с будущим. Ушёл ещё один проводник. Ираклий Андроников, Виталий Вульф… А кто же следующий, кто заменит его? Он исполнил своё предназначение. И мне его будет не хватать - интеллигентного, тактичного и умного человека. Посмотрела его творческую встречу со зрителями в день прощания с ним, где Вульф говорит, что ещё полон устремлений и сил. Человек, который был другом многим нашим «достояниям Республики» и долгое время приближал их к нам. Мы от этого становились лучше, чище. Его спросили: как относиться к возрасту? И он ответил коротко: «А не надо о нём думать». Он ответил это и мне. Спасибо огромное.
Ирина ЖИТНИКОВА,
аспирант СФУ (Красноярск):
- Очень его любила, то есть его передачи. Старалась ни одной не пропустить. Печально. Жаль... Появятся ли ещё на наших экранах такие люди? Светлая память интересному, необычному и очень талантливому человеку Виталию Вульфу. Да, он настоящий интеллигент был - особая социально-профессиональная и культурная группа людей, которая с его поколением уходит. У Вульфа частенько в рассказах о знаменитостях присутствовал элемент саморекламы. По крайней мере, он не упускал возможности подчеркнуть свою сопричастность, так сказать. Впрочем, рассказчик был хороший, энциклопедист и светский, что называется. И жизнь прожил большую и интересную.
Александр БЕРЕЗИН,
регент Спасского собора Вятской Епархии (Киров):
- На мой взгляд, Виталий Вульф был выдающимся деятелем культуры. Его заслуга состоит в том, что он пытался в какой-то степени поднять огромный пласт малоисследованных страниц культуры и истории нашей страны и всего мира, попытался их раскрыть с разных сторон. Во-первых, помимо простого изложения фактов, он старался выделить отношение разных людей к этим аспектам жизни общества. А во-вторых, Виталий Яковлевич попытался сделать совершенно уникальную вещь - проанализировать это отношение. Поэтому, несомненно, его личность сама по себе является культурным наследием нашей страны.
Людмила КОМАРОВА,
директор журнала «В хорошем вкусе» (Иркутск):
- Когда умирает человек, умирает мир. Я помню, когда ушёл Влад Листьев, умер на взлёте, я плакала, мы все плакали, потому что любили его, потому что остро чувствовалась эта потеря, эта несправедливость. Ведь он мог бы много чего ещё сделать, он был молод. Виталий Вульф ушёл, прожив долгую жизнь, но чувство потери тоже есть. Я многие годы смотрела программу «Серебряный шар» - лет 15-17, кажется, существовала эта передача. Очень умная, хорошо сделанная - об актёрах, о писателях, политиках. Он открывал для нас эти миры. И я понимаю, что за этим открытием мира человека стояла огромная работа - с дневниками, письмами, архивами. И ещё - мастерство, потому что далеко не перед каждым можно раскрыть свою душу. Перед Вульфом раскрывались, распахивались эти потаённые дверцы души. Наверное, потому что ему доверяли.
ОТСЮДА.