Дмитрий Солунский - необычайно интересный персонаж, в свете нашего исследования. Его родители, по свидетельству жизнеописаний святого, были убежденными христианами и при рождении крестили своего сына в домовом храме. И сразу здесь нас настигает когнитивный диссонанс. Представьте, убежденные христиане посвящают своего сына не кому-нибудь, а языческой богине Деметре - Матери Земле - ДеМатре. И нарекают его этим именем при крещении. Что за «христиане» были родители ДеМатрия Солонского? Можно подумать, во-первых, что родители просто называют ребенка именем, которое популярно, не задумываясь о его значении. Так конечно делают многие наши современники, в современной России, например. Но представить себе, что родители в Греции 4-го века тоже не понимают этого совершенно не возможно. Еще можно представить, что родители называют ребенка таким образом задолго до того, как они стали христианами. Да, можно было бы, если бы не следующее обстоятельство. Дело в том, что в греческом языке все мученики именуются μαρτυρ - martyr - мартор. И несмотря на то, что сегодня нам предлагают в качестве перевода слово «свидетель», не вызывает никаких сомнений слово-генез - Тор Мары(Мари) - боец ее, защитник Матери. Так были ли эти первые «христиаские» мученики вообще-то христианами, как нас пытаются уверить? Сомнительно! Великомученик - magnus martyr - Великий защитник Мари, Мартириум (мартирий, мартирион) - культовое сооружение, построенное над местом гибели или захоронения мученика. Мартириумом раннехристианские тексты также называют постройки на местах, связанные со Страстями Христовыми в Иерусалиме: «И так утром в день воскресный служба совершается по обычаю в большой церкви, которая зовётся Мартириум. Зовется же она Мартириум потому, что находится на Голгофе, то есть за Крестом, где пострадал Господь, оттого и Мартирион». Т.е., вот этот христианский хронист, на голубом глазу признает, что и слово «церковь» неизвестно так называемым «ранним христианам». Мартиролог (мартирологий, мартирология) - список признанных святых, имена которых приводятся в календарном порядке в соответствии с датой их мученичества. Не известно ни одного древнего изображения святого, на котором он был бы изображен с крестом, только копье и меч. Главный символ христианства также не известен «первым христианам». С именем святого великомученика Диматрия Солунского связаны первые страницы русской летописи. Когда Вещий Олег разгромил греков под Константинополем (907 г.), как сообщает летопись, «убоялись греки и говорили: это не Олег, но святой Димитрий послан на нас от Бога». Русские воины всегда верили, что они находятся под особым покровительством святого великомученика Димитрия. Стоит отметить, что в старинных русских былинах великомученик Димитрий изображается русским по происхождению. Сербы и болгары чтут великомученика Димитрия как патрона славянской народности, называя «отечестволюбцем» славянских народов.
Современное православие на вопрос о том, как понимать Софию Премудрость Божию, прямо отвечает: «Святая София Премудрость Божия - это есть Христос, Премудрость Божия и Божия Сила». Однако, женский род имени очевиден. На русской почве к XV-XVI вв. складывается богатая иконография Софии. София имеет облик Ангела; её лик и руки - огненного цвета, за спиной - два крыла. Она одета в царское облачение, на голове - золотой венец. Ей предстоят (как Христу в иконографии «деисуса») молящиеся Дева Мария и Иоанн Креститель; над её головой виден по пояс благословляющий Христос (что трактуется профессором С. С. Аверинцевым в неожиданном ключе, будто бы Христос не тождественен Софии, но являет Собой её «главу».
На иконе явно не Христос. Борода отсутствует. Крылья, как рудимент сфинкса
Старинных икон 15-16 вв. с изображение Софии Премудрости великое множество. Однако, они мало известны и едва ли сегодня можно увидеть их в храмах. Тем не менее, любой желающий сегодня может просмотреть их великое множество, набрав в поисковике «Икона Софии Премудрости Божией». Интересно, что это достаточно поздняя иконография, не ранее XIV века. Что же такое случилось, что после 400 лет христианства на Руси необходимо стало разъяснять пастве значение образа Софии. 400 лет уже, как стоят в древнейших городах величественные соборы, посвященные ей, уже закончили свой земной путь такие подвижники как Антоний Печерский, Алексий Московский, Сергий Радонежский и т. д.. Уже создали свои шедевры такие мастера как Андрей Рублев и Феофан Грек. Что может быть еще не понятно народу? Что может он еще не знать о Премудрости Божией? Посмотрим еще на эти иконы:
Для того, чтобы ответить на вопрос, что было не понятного в образе Софии православным «христианам» Руси после 400 лет христианства необходимо вернуться к древнейшим соборам Владимиро-Суздальского княжества, так называемым до-монгольским постройкам и рассмотреть их наружные резные барельефы.
Дмитриевский Собор во Владимире
Узнается образ? Общего много: трон, корона, двое святых каких-то сверху, крылатое существо между ними, ангел или голубок - символ Святого Духа или еще чего? А давайте так посмотрим:
Что такое софистика, и откуда она взялась? Философское учение - софистика, преследовало в основном практические цели - как эффективнее оказывать влияние на людей. Изначально слово «софист» означало «мудрец», но впоследствии оно приобрело яркую негативную окраску (пустослов, лжец, обманщик). Искусное оперирование понятиями, жонглирование смыслами, «кривда» и «правда», как писал Аристофан, - то, чему софисты готовы были обучить за деньги. Софистика использовалась чаще в личных корыстных целях, нежели как инструмент познания. В логике софизмы принято понимать как умышленно ложное утверждение/рассуждение, выдаваемое за истину, манипулирование сознанием. Подмена понятий и игра смыслами в споре - основные приемы софистики. На самом деле, то же самое НЛП (Нейролингвистическое программирование) корнями уходит, как раз, в софистику. Основа этой техники строится не столько на том что ты говоришь, а на том как и когда ты говоришь. Со времен Античности ничего, по сути не изменилось. Отдельные личности с хорошей смекалкой, развитой логикой и деловой жилкой умудрялись зарабатывать кучу денег на убеждении людей в ложных утверждениях. Софистика - один из излюбленных приемов политиков. Если софистика используется как инструмент влияния на массы, то всегда ставится задача - сделать это как можно менее заметно. Что, по большому счету, сделать несложно, потому что большинство людей, как правило, не обладают критическим мышлением.