Образование, развитие человека и семья в коммунистическом обществе

Mar 07, 2023 12:46

Машинная промышленность, достигнув определенного уровня уничтожения рабочей силы, неиз­бежно превращалась в источник раз­вития образования для человечества

«Большинство детей, занятых на современных фабриках и ремеслен­ных предприятиях, с самых ранних лет привязаны к простейшим опера­циям и подвергаются многолетней эксплуатации, не обучаясь ни одному ремеслу, которое можно использовать даже чуть позже в той же ремесленной мастерской или на фабрике» (Указ. соч., т. 23, с. 521). Капи­талистическая машинная индустрия привлекает к труду детей и женщин, дети «невежественны, грубы, физи­чески разлагаются и умственно де­градируют», потому что не получают знаний и навыков, и «там действует самая ужасающая и безумная капи­талистическая эксплуатация» (Там же, с. 527). Этому «излишеству» противостояли силы прогрессивных социальных классов, что привело к тому, что дети и женщи­ны были поставлены под защиту фа­бричного законодательства.

«Факт по­дневольного рабочего, состоящего из мужчин и женщин всех возрастов, хотя в своей стихийной, варварской, капи­талистической форме, то есть в фор­ме, в которой рабочий существует для процесса производства, а не процесс производства для рабочего, является бичом разрушения и рабства, должен, при правильных условиях, в свою оче­редь, стать источником человеческого развития» (Там же). Машинная промышлен­ность, при ее массовом использовании женщин и детей, объективно требует внимания к образованию женщин и детей, чтобы интегрировать эту рабочую силу также в производство и воспроизводство труда в целях ка­питала и прибыли, а вынужденный акцент на образовании и обучении наемных рабочих обязательно будет способствовать развитию человека.
Образование - единственный способ улучшить качество рабочей силы, повысить производительность труда и «создать всесторонне разви­тую личность»

Маркс считал, что образование - это единственный способ улучшить качество рабочих, повысить произ­водительность труда и «создать все­сторонне развитого человека», и что именно «труд непосредственно про­изводит, обучает, развивает, поддер­живает и воспроизводит саму рабо­чую силу»[1]. «Чтобы изменить природу человека в целом, заставить его при­обрести навыки и технику опреде­ленной отрасли труда, стать развитой и специализированной рабочей силой, требуется определенное образование или подготовка»[2]. «Высший и более сложный труд, чем средний обще­ственный труд, является выражением рабочей силы, которая требует более высоких затрат на образование, чем средняя рабочая сила, для производ­ства которой требуется больше рабо­чего времени, и которая, следователь­но, имеет более высокую стоимость. Поскольку эта рабочая сила имеет более высокую стоимость, она также проявляется как более высокий труд и материализуется в виде большей стоимости за тот же период времени»[3].

Через свой анализ капиталисти­ческой фабричной системы Маркс критиковал, с одной стороны, воз­никновение капиталистической ма­шинной индустрии, которая застав­ляла детей рабочих бросать школу и идти на фабрики, чтобы выжить, становясь для капиталистов дешевым инструментом для извлечения при­бавочной стоимости; они не только интеллектуально растрачивались, но и морально деградировали. Взрос­лые работники, в свою очередь, ста­ли придатками машин, частичными работниками без интеллектуального развития. Это неравенство в прене­брежении образованием рабочего класса и их детей имеет свои корни в старом общественном разделении труда и капиталистической частной собственности. С другой стороны, Маркс, основываясь на своем анализе капиталистической фабричной систе­мы, предвосхитил будущее состояние образования в обществе. С развитием крупной машинной индустрии, что­бы увеличить прибыль и удовлетво­рить желание делать деньги, капита­листы также будут обучать рабочих и развивать образование. Хотя это образование служило потребностям буржуазии в эксплуатации прибавоч­ной стоимости, из него возникли за­родыши современного образования. Он отметил: «Из фабричной системы возник зародыш образования буду­щего, которое для всех детей опреде­ленного возраста представляет собой сочетание производительного труда с интеллектуальным и физическим воспитанием. Это не только метод повышения общественного произ­водства, но и единственный метод создания всесторонне развитого че­ловека»[4].
Коммунизм объединяет образо­вание и производительный труд

В докапиталистический индустри­альный период образование в основ­ном передавалось от отца к сыну в семье и от мастера гильдии к рабочему-подмастерью, причем содер­жание образования зависело от их конкретных знаний о производстве и трудовых навыков. Поскольку ма­шинное производство постепенно за­меняло ручной труд, от рабочей силы требовался определенный объем культурных и научных знаний и про­фессиональных навыков, что способ­ствовало взаимодействию производи­тельного труда и образования. «Если фабричный закон, в качестве перво­начальной незначительной уступки, вырванной у капитала, будет сочетать только начальное образование с фа­бричным трудом, нет сомнения, что рабочий класс, после неизбежного за­хвата власти, предоставит теоретиче­скому и практическому ремесленно­му образованию его законное место в рабочих школах»[5].

Конечно, в капи­талистических условиях сочетание образования и труда является необ­ходимостью для рабочих, чтобы за­работать на жизнь, а сочетание труда и образования движет капиталистами ради прибыли. Однако сочетание об­разования и производительного тру­да является неизбежной тенденцией социализированного массового про­изводства. Характер массовой про­мышленности диктует смену труда, смену профессий и мобильность ра­ботников, а частая смена профессий и мобильность рабочей силы требуют подготовки всесторонне развитого человека, отвечающего объективным требованиям современного произ­водства. Таким образом, современное образование, построенное на фун­даменте крупной промышленности, предвещало зародыш образования будущего. «Это развитие человече­ского таланта, хотя сначала за счет большинства индивидов или даже за счет целых классов, в конце кон­цов преодолеет это противостояние и совпадет с развитием каждого ин­дивида; таким образом, сравнительно высокое развитие индивидуальности может быть достигнуто только за счет исторического процесса индивида» (Указ. соч., т. 26, подтом 2, с. 124-125). Коммунистическое образование, на­правленное на свободное и всесто­роннее развитие человека, безуслов­но, заменит утилитарное образование капитализма и важные классовые раз­личия в образовании.
Использование женского и дет­ского труда в крупных отраслях промышленности создало новую экономическую основу для комму­нистических семейных и гендерных отношений

Капиталистическая машинная индустрия, вовлекающая в рабочую силу женщин и детей, неизбежно сопровождалась жестокой эксплуа­тацией и грабежом, уничтожением и сокрытием человеческой природы.

Однако капиталистическая фабрич­ная система демонтировала старые семейные отношения. С одной сто­роны, при капиталистической си­стеме, чтобы поддерживать средства к существованию семьи, муж должен был позволить своей жене, а роди­тели должны были позволить своим детям работать на фабрике, так что жена и дети вышли из семьи в обще­ство; с другой стороны, фабричная система породила зарождение обра­зования будущего и акцент на обра­зовании детей и профессиональном образовании женщин, что повысило статус женщин и детей в семье и об­ществе, таким образом. «Предоставляя женщинам и детям решающую роль в организованном производственном процессе общества за пределами се­мейной сферы, он также создает но­вую экономическую основу для более высокой формы семейных и гендер­ных отношений» (Указ. соч., т. 23, с. 536-537). В социалистиче­ском обществе по-прежнему будет су­ществовать фабричная система, и эта новая фабричная система, конечно, будет фундаментально отличаться от капиталистической фабричной си­стемы. Как только капитализм, «бич разрушения и рабства», будет отме­нен, общинная фабричная система, в свою очередь, станет источником развития новых социалистических гендерных и семейных отношений.

С момента образования Нового Китая политика в области образова­ния, установленная нашей партией, которая сочетает образование и труд, всестороннее развитие нравственно­сти, интеллекта и физической под­готовки, полностью соответствует коммунистической идеологии обра­зования Маркса. В системе социа­листической рыночной экономики, чтобы следовать теории Маркса об образовании, мы должны, во-пер­вых, увеличить инвестиции в обра­зование и перенести трансформацию способа экономического развития, чтобы действительно полагаться на улучшение качества работников и повышение производительности труда. Во-вторых, мы должны обе­спечить справедливое распределение образовательных ресурсов и сосре­доточиться на решении проблемы дисбаланса в праве на образование и владении образовательными ре­сурсами среди различных регио­нов и групп населения, вызванного увеличением разрыва в доходах, балансом регионального экономи­ческого развития и дисбалансом между городским и сельским эконо­мическим развитием. В-третьих, мы должны идти по пути объединения образования и практики, обновлять систему управления образованием и образовательную модель, уважать и стимулировать индивидуальный потенциал, преодолевать недостат­ки слишком сильного экзаменаци­онного образования, регулировать отношения между общим и профес­сиональным образованием, а также выращивать многогранно развитые таланты с инновационными способ­ностями. В-четвертых, особое вни­мание следует уделить образованию женщин и детей, повышению уров­ня участия женщин в рабочей силе и воспитанию у детей и молодежи с раннего возраста хороших привы­чек любви ко всем видам труда.

[1]   Указ. соч., т. 26, подтом 1, с. 164.
[2]   Указ. соч., т. 23, с. 195.
[3]   Там же, с. 223.
[4]   Там же, с. 531.
[5]   Там же, с. 535.

Программа Движения
Вступить в Движение



Образование, развитие человека и семья в коммунистическом обществе

марксизм, Китай, образование

Previous post Next post
Up