В конце 19 - начале 20 вв. был накоплен достаточно богатый фактический материал о развитии детей, позволивший сформулировать ряд принципиально важных выводов: о своеобразии психофизической организации ребёнка, о качественном, а не только количественном отличии ребёнка от взрослого; о скачкообразном характере детского развития, определяющем своеобразие отдельных возрастных периодов; о тесной зависимости психического и физического развития.
Идея о важнейшем значении изучения ребенка для решения как теоретических, так и практических (в первую очередь педагогических) задач никогда не отрицалась советской наукой. Изучение ребёнка шло в разных направлениях.
Врачи и физиологи (первыми обратившиеся к научному исследованию детства) основное внимание обращали на психофизиологические закономерности.
Гигиенистов интересовали условия, обеспечивающие правильное развитие психофизиологических и физиологических функций, разработка средств, препятствующих отклонению ребёнка от нормы. Изучалось и возрастное развитие психических функций.
Предметом специального изучения стали аномальные дети, в отношении которых была поставлена задача не только организации ухода, но и их обучения.
В педагогике разрабатывались как теоретические основы учебно-воспитательного процесса, так и способы практического использования данных о ребёнке для целей воспитания и обучения.
Теоретическое осмысление этих данных вызвало стремление создать целостное представление о ребёнке на различных стадиях возрастного развития. Одним из проявлений этого стремления и стало изобретение термина «педология» для обозначения науки, призванной объединить разнообразные данные о ребёнке.
Педология (от греч. педос - дитя и логос - наука), термин, предложенный в 1893 году американским психологом Хризманом для обозначения всестороннего исследования закономерностей возрастного развития.
Но как это обычно бывает, под видом обеспечения наилучших условий для детского развития расцветала чисто социал-дарвинистская теория, о неполноценности значительного числа детей из непривилегированных слоев общества, особенно беспризорных и детей низкоквалифицированных трудящихся.
После Октябрьской революции засилие троцкистов во главе Наркомпроса привело к широкому размаху этого направления в СССР.
Правильное по сути желание - дать системе образования в стране серьезную научную основу, поставили педологию в СССР в 20-х и 30-х годах 20-го столетия в наиболее благоприятные условия. Развилась сеть педологических учреждений, была издана обширная литература, проведены конференция (1927) и съезд педологов (1928), выходил журнал «Педология» (1928-32).
Хотя педологи и говорили, что хотели видеть свою науку, диалектической, она явно таковой не являлась. Вместо диалектического подхода педологам удалось лишь накопить лишь некоторое количество отдельных, нередко никому не нужных наблюдений о ребенке.
Не случайно, что П. П. Блонский в период расцвета педологии вынужден был признать: «Надо сказать правду: и сейчас часто курсы педологии фактически представляют собой винегрет из самых разнообразных отраслей знания, простой набор сведений из различных наук всего того, что относится к ребенку. Но разве подобный винегрет есть особая самостоятельная наука? Конечно, нет».
Таким образом, наиболее проницательные и «идейные» педологи сами видели пороки своей «науки» и подвергали ее острой критике. С помощью этой критики они не собирались ликвидировать педологию. Они хотели исправить пороки педологии и сделать ее более совершенной. Однако с этой задачей они не справились и справиться не могли по одной простой причине, таких было меньшинство.
Ведущим методом во всех видах педологических исследований стало тестирование. При этом доходило до абсурда, кустарщины и формализма в их разработке. Даже пришлось в 1925 году создавать специальную тестовую комиссию, которая должна была навести в них порядок. Но остановить лавину новых тестов даже это не смогло, поскольку функции педологии все более расширялись, а ее официальные позиции укреплялись.
Особое влияние в нашей стране педология приобрела после Первого Всероссийского педологического съезда (27 декабря 1927-3 января 1928).
Под давлением решений этого съезда Наркомпрос был вынужден осуществлять широкие мероприятия по развитию так называемого педологического движения в СССР, придать педологии государственный характер в деле изучения детей и детских коллективов, изучения и совершенствования учебно-воспитательного процесса, в деле организации трудового, политического и нравственного воспитания учащихся.
В апреле 1927 года на Всесоюзной педологической конференции разгорелись острые дебаты вокруг тестов. Многие ораторы признавали, что тесты должны применяться только в сочетании с методом наблюдения.
Наиболее глубокая критика сущности педологии, ее методов, в частности методов диагностирования интеллектуальной недостаточности, была дана Л. С. Выготским, который в период наибольшего расцвета педологии сумел вскрыть ее пороки.
В 1931 году в статье «Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства» Выготский указал на глубокий кризис, который переживала педология в это время. Кризис педологии он видел в ее бесплодности. Выготский писал: «Множество людей работают над практическим приложением педологии к задачам жизни, но нигде, вероятно, отрыв теории от практики внутри самой научной области не оказывается таким большим, как в педологии».
Даже среди педологов не было единого мнения. Одни основным фактором в развитии личности считали социальную среду, другие опирались на биогенетический закон, согласно которому ребенок в своем развитии обязательно проходит все стадии развития человечества. Признание этого закона приводило к недооценке роли воспитания в развитии личности. В свете этого закона педагогика должна лишь следовать за сменой стадий в развитии ребенка, приспосабливаясь и не мешая ему.
Хотя в последствии большинство педологов вроде бы и отвергло биогенетический закон, что было зафиксировано и в резолюции I педологического съезда (1927-1928), но не отрицало роли наследственности в развитии личности. Они лишь утверждали, что все биологические факторы очень пластичны и поддаются изменению под влиянием среды.
Самым большим пороком педологии, подвергшимся в дальнейшем резкой и справедливой критике, была вульгаризация учения о роли среды, упрощенное, механическое понимание самой социальной среды и ее влияния на личность. В некоторых же случаях педологи смешивали понятия среды и наследственности и придавали среде фатальное значение в развитии личности, например, считалось что ребенок не только внешне усваивает нормы поведения своей среды, но и по наследству получает черты, присущие его среде. По существу - это признание непреодолимости зависимости личности от среды и наследственности, пожалуй, самое антинаучное и противоречивое утверждение педологов. Исходя из этих предпосылок педологами устанавливалась связь между умственным развитием ребенка и его классовой и социальной принадлежностью и т.д.
Ощутимым был вред, нанесенный педологией так называемой «вспомогательной школе», которая комплектовалась в соответствии с педологическими методами и принципами, значительно расширявшими само понятие «трудный ребенок» и состав учащихся этой школы.
Пользуясь педологией учителя массовой школы легко избавлялись от «трудных» детей, нуждавшихся в более глубоком, вдумчивом педагогическом воздействии в условиях обычной школы.
В результате такой порочной деятельности педологов работники отделов народного образования и учителя стали рассматривать вспомогательную школу как подсобное для массовой школы учреждение, куда можно «отправить» всех тех, кто в какой-то степени затрудняет работу массовой школы. Это привело к чрезмерному увеличению сети вспомогательных школ.
Педологи не могли, да особо ми не хотели в силу указанных выше причин, собственными силами найти выход из создавшегося положения и направить ее на решение актуальных проблем народного образования. Судьба педологии была решена решением ЦК ВКП(б) от 4 июля 1936 года «О педологических извращениях в системе Наркомпросов».
Педология называлась лженаукой и прекращала свое существование. Педологов совершенно правильно обвинили в правом и левом уклоне, в использовании бухаринской теории равновесия, в недостаточном внимании к ленинскому наследию - о чем неоднократно писала Крупская.
«Общей основой для всех ошибок и извращений является некритический перенос в советскую педагогику и психологию установок антинаучной буржуазной педагогики, педологии и психологии, ставший возможным благодаря недостаточному изучению трудов основоположников марксизма-ленинизма - Маркса - Энгельса - Ленина - Сталина, благодаря недостаточному овладению марксистко-ленинско-сталинским учением. Подъем и расцвет советской педагогики (и психологии) возможны только на путях тщательного изучения и проведения в области педагогики всех указаний Маркса, Энгельса, Ленина, Сталина и всех директив о коммунистическом воспитании, данных с такой отчетливостью и исчерпывающей полнотой сталинским Центральным Комитетом партии и правительством Союза ССР».
Педологам абсолютно правильно поставили в вину некритическое использование буржуазных идей в ущерб развитию марксисткой науки о детях.
Педологи шли на поводу у слуг буржуазии, разрабатывая расовую теорию умственной неполноценности детей рабочих и крестьян.
Стали закрываться специальные школы, психоневрологические диспансеры, детские сады, в которых находились дети с якобыs отклонениями в развитии. В 1936 года - всего 3,3%, а после начала кампании их осталось 1,1%. Кстати, при возрожденной педологии, но уже под другим названием, в 80-х годах в школах для умственно отсталых училось уже порядка 5% детей, и специалисты считали это недостаточным.
Справедливой критике подверглось состояние учебно-воспитательного процесса во вспомогательной школе, которое признавалось совершенно нетерпимым, граничащим с преступной безответственностью.
«Специальные» школы являются по существу безнадзорными, постановка учебной работы, учебного режима и воспитания в этих школах отдана в руки наименее квалифицированных воспитателей и педагогов. Никакой серьезной исправительной работы в этих школах не организовано. В результате, большое количество ребят, которые в условиях нормальной школы легко поддаются исправлению и становятся активными, добросовестными и дисциплинированными школьниками, - в условиях «специальной» школы приобретают дурные навыки и наклонности и становятся все более трудно исправимыми».
Причину всех этих недостатков ЦК ВКП (б) видел в неудовлетворительном руководстве школами и развитием педагогических наук со стороны Наркомпроса.
11 сентября 1936 года Наркомпрос РСФСР издал приказ «О практических мероприятиях по улучшению учебной и воспитательной работы в специальных школах для детей умственно отсталых и трудновоспитуемых». В этом приказе Наркомпрос на примере многочисленных и конкретных фактов подтвердил «вопиющее» невнимание органов народного образования к специальным школам. Это невнимание выражалось в том, что под специальные школы отводились самые худшие помещения, школы работали в две смены, нарушались нормы количества учащихся в классах, школы не были обеспечены учебными пособиями и учебниками, многие учителя не имели ни дефектологического, ни общепедагогического образования, в школах не уделялось внимания трудовому обучению.
В своем приказе Наркомпрос наметил ряд мероприятий по устранению отмеченных недостатков и улучшению учебно-воспитательной работы вспомогательной школы. В частности, было установлено, что вспомогательная школа должна иметь семилетний срок обучения и работать по особым учебным планам и программам. Наряду с осуществлением общих задач советской школы в деле воспитания и обучения детей она должна решать и специальные задачи: исправление дефектов развития ребенка, укрепление здоровья детей путем лечебно-педагогических мероприятий, обучение детей профессии.
В приказе предлагалось пересмотреть состав учащихся вспомогательных школ, а в дальнейшем отбор детей проводить в соответствии с новой инструкцией.
После того, как был пересмотрен состав учащихся вспомогательных школ, сеть этих школ значительно сократилась. Новый состав учащихся позволил развернуть работу во вспомогательной школе в соответствии с ее спецификой и задачами обучения и воспитания умственно отсталых детей.
Таким образом, вспомогательная школа становится учреждением только для умственно отсталых детей; вводятся новые принципы отбора детей путем комплексного обследования ребенка педагогом, врачом и психологом; в качестве специальных задач вспомогательной школы на первый план выдвигаются коррекция недостатков развития ребенка и его трудовая подготовка; устанавливаются новые взгляды на возможности развития умственно отсталого ребенка под воздействием воспитания и обучения; вспомогательная школа получает специальные учебные планы, программы и учебники; продолжается развитие олигофренопедагогики как науки, повышаются требования к квалификации учителей вспомогательных школ.
Педологию очень жестко критиковал А. С. Макаренко. Этот практик коммунистического воспитания вообще очень жестко относился к тем, кто наносит реальный вред делу воспитания ребенка. Вот вчитайтесь:
«Я еще раз повторяю - педагогики [педологии выделено мной] я боялся настолько, что в своей книге ни разу не упомянул слова «педология», тогда как фактически моя борьба была с педологией и с педологическим уклоном в педагогике.
В чем заключается педологическая работа в педагогике? Коротко говоря - в том, что ребенок берется совершенно отдельно, как обезьяна или кролик в биологическом кабинете, и рассматривается. При помощи разных искусственных форм наблюдения, иногда оторванных от жизни, оторванных от коллектива, от широкого общественного движения и не диалектически, этот ребенок рассматривается, и естественно в таком случае, что картина получается не социальная, а биологическая.»
Макаренко. ВСТРЕЧА С ЧИТАТЕЛЯМИ МОСКОВСКОГО ЗАВОДА «ШАРИКОПОДШИПНИК» ИМ. Л.М. КАГАНОВИЧА (25.10.1936г.)
А как он замечательно прошелся по педологическим методам исследований в своей художественной книге «Флаги на башнях». Напомню сюжет. Один из героев книги Игорь Чернявин занимается махинациями с получением денег по подложным почтовым переводам.
Вообще-то, такая деятельность требует очень острого ума и довольно специфический знаний и высокой квалификации. Но вот его ловят и направляют на обследование к педологу, чтобы потом принять решение о том, куда его распределить:
«- Как? - спросила Полина Николаевна.
- Слабо. Очень слабо. Результаты нулевые. Рассеян, безынициативен, воображение отсутствует.
- Что вы говорите? У него инициативу нужно уменьшить вдвое, а вы говорите: безынициативен! Прочтите.
Она протянула довольно толстую папку. Человек в халате поднес её к самым глазам и стал быстро вертеть головой вправо и влево, бегая по строчкам.
- Это ничего не значит, Полина Николаевна. Мы не знаем, инициатива это или подражание. Такие штуки, - он потряс папкой в руках, - вообще ничего не доказывают.
- А я вам говорю, что вы ошибаетесь. Я вас очень прошу посмотреть ещё раз. Вы увидите, что вы ошибаетесь.
Лупоглазый поднялся со стула обиженный и двинулся к дверям своей комнаты.
- Хорошо!»
Ну Игорь Чернявину повезло, как и его реальному прототипу. Тот все же попал в коммуну, которую возглавлял Макаренко, а скольким нет?
Взять хотя бы наиболее известную, благодаря художественным произведениям «Школу им. Достоевского» о которой Макаренко в 1937 году заявил, что «Республика ШКИД» - это «добросовестно написанная картина педагогической неудачи».
Разделение обучения по любым признакам, это троцкизм, в самом чистом его виде.
В 20-е годы была попытка выделить из общей массы спецшколы для так называемых «дефективных», куда в основном направляли по надуманным причинам беспризорников и детей небогатых родителей, то есть искусственно отстраняли от знаний по типу «этому быдлу хоть какое-то образование дадим раз положено, но дальше ни-ни, нехрена им в институтах делать.»
А потом педологию раскусили и вроде бы прибили, но не до конца, в 60-х годах она проросла под другим соусом, в качестве других спецшкол - для одаренных. При этом опять же декларировались совсем другие намерения, поиск талантов. Но такое деление привело к тому, что обычные школы стали постепенно деградировать за счет оттока кадров, который в свою очередь приводил к ухудшению их подготовки.
Именно тогда возникло презрительное прозвище педагога «училка» вместо гордого «учитель». Народ редко ошибается при наделении такими прозвищами.
Ну и прочтите текст самого постановления о педологии от 36-го года. По-моему, все четко и ясно…
Приложение 1
Постановление ЦК ВКП(б) от 04.07.1936 г.
О педологических извращениях в системе Наркомпросов
ЦК ВКП(б) устанавливает, что Наркомпрос РСФСР и Наркомпросы других союзных республик допустили извращения в руководстве школой, выразившиеся в массовом насаждении в школах так называемых «педологов» и передоверии им важнейших функций по руководству школой и воспитанию учащихся. Распоряжениями Наркомпросов на педологов были возложены обязанности комплектования классов, организации школьного режима, направление всего учебного процесса «с точки зрения педологизации школы и педагога», определение причин неуспеваемости школьников, контроль за политическими воззрениями, определение профессии оканчивающих школы, удаление из школ неуспевающих и т. д.
Создание в школе, наряду с педагогическим составом, организации педологов, независимой от педагогов, имеющей свои руководящие центры в виде различных педологических кабинетов, областных лабораторий и научно-исследовательских институтов, раздробление учебной и воспитательной работы между педагогами и педологами при условии, что над педагогами был учинен контроль со стороны звена педологов, - все это не могло не снижать на деле роль и ответственность педагога за постановку учебной и воспитательной работы, не могло не создавать фактическую бесконтрольность в руководстве школой, не могло не нанести вреда всему делу советской школы.
Этот вред был усугублен характером и методологией педологической работы в школе. Практика педологов, протекавшая в полном отрыве от педагога и школьных занятий, свелась в основном к ложно-научным экспериментам и проведению среди школьников и их родителей бесчисленного количества обследований в виде бессмысленных и вредных анкет, тестов и т. п., давно осужденных партией. Эти, якобы, научные «обследования», проводимые среди большого количества учащихся и их родителей, направлялись, по преимуществу, против неуспевающих или неукладывающихся в рамки школьного режима школьников и имели своей целью доказать, якобы, с «научной» «биосоциальной» точки зрения современной педологии наследственную и социальную обусловленность неуспеваемости ученика или отдельных дефектов его поведения, найти максимум отрицательных влияний и патологических извращений самого школьника, его семьи, родных, предков, общественной среды и тем самым найти повод для удаления школьников из нормального школьного коллектива.
В этих же целях действовала обширная система обследований умственного развития и одаренности школьников, некритически перенесенная на советскую почву из буржуазной классовой педологии и представляющая из себя форменное издевательство над учащимися, противоречащая задачам советской школы и здравому смыслу. Ребенку 6 - 7 лет задавались стандартные казуистические вопросы, после чего определялся его так называемый «педологический» возраст и степень его умственной одаренности.
Все это вело к тому, что все большее и большее количество детей зачислялось в категории умственно отсталых, дефективных и «трудных».
На основании отнесения подвергшихся педологическому «изучению» школьников к одной из указанных категорий педологи определяли подлежащих удалению из нормальной школы детей в «специальные» школы и классы для детей «трудных», умственно отсталых, психо-невротиков и т. д.
ЦК ВКП(б) устанавливает, что в результате вредной деятельности педологов комплектование «специальных» школ производилось в широком и все увеличивающемся масштабе. Вопреки прямому указанию ЦК ВКП(б) и СНК Союза ССР о создании двух-трех школ для дефективных и дезорганизующих учебу школьников Наркомпросом РСФСР было создано большое количество «специальных» школ различных наименований, где громадное большинство учащихся представляет вполне нормальных детей, подлежащих обратному переводу в нормальные школы. В этих школах, наряду с дефективными детьми, обучаются талантливые и одаренные дети, огульно отнесенные педологами на основании ложно-научных теорий к категории «трудных». Что же касается постановки дела в этих «специальных» школах, то ЦК ВКП(б) признает положение с учебной и воспитательной работой в них совершенно нетерпимым, граничащим с преступной безответственностью. «Специальные» школы являются по существу безнадзорными, постановка учебной работы, учебного режима и воспитания в этих школах отданы в руки наименее квалифицированных воспитателей и педагогов. Никакой серьезной исправительной работы в этих школах не организовано. В результате большое количество ребят, которые в условиях нормальной школы легко поддаются исправлению и становятся активными, добросовестными и дисциплинированными школьниками, - в условиях «специальной» школы приобретают дурные навыки и наклонности и становятся все более трудно исправимыми.
ЦК ВКП(б) считает, что такие извращения воспитательной политики партии в практике органов Наркомпросов могли сложиться в результате того, что Наркомпросы до сих пор находятся в стороне от коренных и жизненных задач руководства школой и развития советской педагогической науки.
Только пренебрежением Наркомпросов к руководству педагогической наукой и практикой можно объяснить тот факт, что антинаучная и невежественная теория отмирания школы, осужденная партией, продолжала до последнего времени пользоваться признанием в Наркомпросах, и ее адепты в виде недоучившихся педологов насаждались во все более и более широких масштабах.
Только вопиющим невниманием Наркомпросов к задачам правильной постановки дела воспитания подрастающего поколения и невежеством ряда их руководителей можно объяснить тот факт, что в системе Наркомпросов педагогика была пренебрежительно объявлена «эмпирикой» и «наукообразной дисциплиной», а несложившаяся еще, вихляющая, неопределившая своего предмета и метода и полная вредных антимарксистских тенденций так называемая педология была объявлена универсальной наукой, призванной направлять все стороны учебно-воспитательной работы, в том числе педагогику и педагогов.
Только головотяпским пренебрежением к делу развития советской педагогической науки можно объяснить тот факт, что широкий, разносторонний опыт многочисленной армии школьных работников не разрабатывается и не обобщается и советская педагогика находится на задворках у Наркомпросов, в то время как представителям нынешней так называемой педологии предоставляется широкая возможность проповеди вредных лженаучных взглядов и производство массовых, более чем сомнительных, экспериментов над детьми.
ЦК ВКП(б) осуждает теорию и практику современной так называемой педологии. ЦК ВКП(б) считает, что и теория и практика так называемой педологии базируется на ложно-научных, антимарксистских положениях. К таким положениям относится, прежде всего, главный «закон» современной педологии - «закон» фаталистической обусловленности судьбы детей биологическими и социальными факторами, влиянием наследственности и какой-то неизменной среды. Этот глубоко реакционный «закон» находится в вопиющем противоречии с марксизмом и со всей практикой социалистического строительства, успешно перевоспитывающего людей в духе социализма и ликвидирующего пережитки капитализма в экономике и сознании людей.
ЦК ВКП(б) устанавливает, что такая теория могла появиться лишь в результате некритического перенесения в советскую педагогику взглядов и принципов антинаучной буржуазной педологии, ставящей своей задачей в целях сохранения господства эксплоататорских классов доказать особую одаренность и особые права на существование эксплоататорских классов и «высших рас» и, с другой стороны, - физическую и духовную обреченность трудящихся классов и «низших рас». Такое перенесение в советскую науку антинаучных принципов буржуазной педологии тем более вредно, что оно прикрывается «марксистской» фразеологией.
ЦК ВКП(б) считает, что создание марксистской науки о детях возможно лишь на почве преодоления указанных выше антинаучных принципов современной так называемой педологии и суровой критики ее идеологов и практиков на основе полного восстановления педагогики как науки и педагогов как ее носителей и проводников.
ЦК ВКП(б) постановляет:
1. Восстановить полностью в правах педагогику и педагогов.
2. Ликвидировать звено педологов в школах и изъять педологические учебники.
3. Предложить Наркомпросу РСФСР и Наркомпросам других союзных республик пересмотреть школы для трудновоспитуемых детей, переведя основную массу детей в нормальные школы.
4. Признать неправильными постановления Наркомпроса РСФСР об организации педологической работы и Постановление СНК РСФСР от 7 марта 1931 года «Об организации педологической работы в республике».
5. Упразднить преподавание педологии как особой науки в педагогических институтах и техникумах.
6. Раскритиковать в печати все вышедшие до сих пор теоретические книги теперешних педологов.
7. Желающих педологов-практиков перевести в педагоги.
8. Обязать наркома просвещения РСФСР через месяц представить в ЦК ВКП(б) отчет о ходе выполнения настоящего Постановления.