Производственные фильмы

Oct 12, 2020 23:17




Как и многие, я люблю в свободное время смотреть фильмы. Причём, из отечественных предпочитаю советские, а одним из моих любимых жанров кино являются производственные фильмы (ПФ). Подобные картины 70-х годов, или т.н. эпохи застоя представляют особый интерес.

Дело в том, что советское киноискусство к этому времени достигло столь небывалой высоты, что могло из самого заурядного, проходного сценария сделать конфетку. Причём, для этого кинодеятелям не нужны были особо большие бюджеты, просто сценарий, просто актёры, просто режиссура.



Особенно это касается таких фильмов, как «Премия», «Мы, нижеподписавшиеся», где и тема вроде «неинтересная», и динамики практически нет, сюжет разворачивается по большей части в ограниченном пространстве, а число действующих лиц меньше десятка, а то и вовсе несколько человек. Это не «Девять дней одного года» или «Барьер неизвестности», где гиперзвук, грохот ядерных взрывов, героизм, самопожертвование и любовь. Однако же с художественной точки зрения смотреть «Премию» не менее интересно, чем «Девять дней...». Впрочем, и в большинстве других ПФ 70-х действие разворачивается в скучных кабинетах администрации заводов, КБ, министерствах и парткомах.

Но чем больше смотришь подобные фильмы, тем чётче проявляется мысль, заложенная в них. На первый взгляд, всё здесь казалось бы просто и прозаично. Центральной темой большинства фильмов становятся достижение плановых показателей, неэффективное руководство, проблемы на производстве и строительстве и так далее. В общем, аналог полнометражных «фитилей», только серьёзных.

В фильмах чаще всего нет откровенно отрицательных персонажей. Все, даже условно «плохие» герои - чиновники, инженеры, члены партии - так или иначе болеют за дело. Однако без антагониста выстроить конфликт, а соответственно, создать фильм, невозможно.

Удивительно, но в роли незримого отрицательного героя предстаёт... план. Он подгоняет главных героев, заставляя их переходить к столь ненавистной им «штурмовщине», ради достижения плановых показателей хорошим людям приходится хитрить, изворачиваться, иногда прямо обманывать руководство.



В фильме «Обычный месяц», где действие происходит на Приборостроительном заводе, ради плана главный инженер даёт отмашку на создание приборов из ранее отбракованных элементов. В результате на завод идут рекламации, жалобы от потребителей. Ну, а что делать? План же, да и смежники подводят постоянно. А в картине «Здесь наш дом» положительный герой, коммунист прямо заявляет, что не намерен выполнять план, несмотря на давление руководства.

Ради перевыполнения планов и завоевания красного знамени руководство атомной электростанции в «Активной зоне» регулярно перегружает технику, из-за чего подчинённые готовы в любой момент к аварии или остановке реактора. В фильме «Остановился поезд» трагедия всё же происходит, погибает человек. Но виноватого нет. Точнее есть, но заставить его сделать ошибку вынуждает система, поскольку в противном случаев всё просто-напросто остановится.

При этом если откровенного антагониста в фильмах нет, то положительный герой здесь самый что ни на есть положительный. Принципиальный, справедливый, в общем, настоящий коммунист! И тем они выглядят неуместными в этой бездушной системе планов, показателей, вечно подводящих смежников и дефицита стройматериалов, фальшивыми нотками в композиции. Эдакие Дон Кихоты своего времени.



Причём, даже по фильмам понятно, что ни к чему борьба бригадира Потапова из «Премии» и  Шиндина из «Нижеподписавшихся» не приведёт. Потому что везде строительство начинается не с фундамента, а с крыши, всегда не будет хватать комплектующих и сырья. Так у нас получается. Везде будут люди, которые ради плана, орденов и материальных благ будут заниматься очковтирательством.

А чтобы строительство велось планово, нужна фигура вроде Малунцева из «Обратной связи». А рядовому инженеру Нуркову, внезапно выросшему до начальника треста, никогда не хватит авторитета, чтобы выбить стройматериалы вовремя. Поэтому он вынужден хитрить, идти на сговор с партийным руководством области, что если те обеспечат ему внеочередное обеспечение, то он введёт в эксплуатацию первую очередь комбината досрочно, пусть даже в ущерб строительству комбината в целом. Что опять же означает славу, награды и всё прочее по списку.

И ведь не скажешь, что такого не было. Напротив, такое происходило сплошь и рядом, иначе мы будем вынуждены обвинить сценаристов и режиссёров картин, а заодно и культурный отдел КПСС в клевете на советскую действительность.

То, что было ещё нонсенсом в конце 50-х годов, когда из-за аферы с планом застрелился целый начальник Рязанского обкома КПСС, стало рядовым и распространённым явлением в 70-е. Экономический же рост, который СССР тех времён всё ещё демонстрировал на бумаге, объясняется всё теми же приписками, урезанием планов задним числом, выпуском заведомо некачественной, бракованной продукции, шедшей на свалку, едва попадая в руки покупателей. Да что мне перечислять, лучше посмотрите тогдашние фильмы.



И здесь самое время задуматься, что за окном ещё не горбачёвское время, а минкультуры возглавляет не Швыдкой или Мединский, а вовсе даже Фурцева, столь уважаемая многими левыми, а потом Демичев. Но почему же большинство ПФ так или иначе показывают план, советскую систему в столь негативном свете?

Как-то в одной статье в «Коммерсанте» я прочитал, что эти картины снимались в целях пропаганды социализма, однако действительность была такова, что прорывалась в творчестве режиссёров даже против их воли. В общем, бессмертное «хотели как лучше».

Левые, возможно, скажут, что Брежнев и компания просто не понимали, о чем снимают режиссеры. А последние - «интеллихенты несчастные», понятное дело, всегда держали в кармане фигу. Да что в кино, если руководители СССР и в марксизме были ни в зуб ногой. То ли дело историк Спицын, по знанию марксистской теории способный за пояс заткнуть Хрущева, Суслова, Брежнева и прочую публику. Впрочем, оставим это нашим ностальгирующим по истинно духовным временам левакам.



Мы же напомним, что к подобному безобразию страна пришла не просто так, случайно. Всё имеет свою причину, как говаривал некто мудрый в инете. Так вот, в середине 60-х годов в СССР начинается т.н. Косыгинская экономическая реформа. Нам объясняют, что суть её состояла во введении хозрасчёта в работу предприятий. До определённого момента я удовлетворялся этим объяснением, ведь читать сами документы я, как и многие миллионы сограждан, не удосужился. А надо бы.

Зато их прочитал и разобрал лидер Движения имени антипартийной группы 1957 года Пётр Балаев, продемонстрировавший, что одним из основных «достижений» реформы стало предоставление большей самостоятельности отраслевым ведомствам и крупным предприятиям.

«Попутно, был окончательно уничтожен Госплан, его Постановлением правительства превратили из органа планирующего в орган согласовывающий отраслевые планы. Очень быстро, через 20 с небольшим лет, экономика была этими реформами подготовлена к раздербану», - пишет он.

То есть источники экономических проблем, продемонстрированных в фильмах 70-х годов кроются именно в этой реформе, закрепившей и углубившей раздробление на части единой хозяйственной системы страны при Хрущеве. Планирование было отдано отраслевым министерствам, которые совместно с руководителями заводов получили право делать практически все, что заблагорассудится. Отсюда застой и медленное, но верное устаревание всего и вся. Отсюда и Москвич 408, выпускавшийся вплоть до 90-х годов, и столь пугавшие граждан бор-машины, стоящие в некоторых сельских больницах вплоть до настоящего времени.



Страна перестала развиваться, медленно, но неуклонно двигаясь к банкротству и дерибану 90-х. Но пока, в 70-е годы возникло требование объяснить гражданам наметившиеся проблемы. Валить всё на организаторов реформ 50-60-х годов ещё не время, поскольку все они оставались на своих местах. При этом пустить все на самотек тоже нельзя, чтобы у трудящихся не возникла мысль, что люди, называющие себя коммунистами, таковыми совершенно не являются.

Значит... план. Значит, старые методы управления довели страну до такого. Именно плановую систему (хотя от неё к тому времени осталось одно название) поначалу незаметно, а затем практически открыто начали винить в неурядице. Если только отменить этот связывающий по рукам и ногам руководителей заводов и колхозов архаичный рудимент, да дать волю инициативным, прогрессивным, преданным своему делу людям... Тогда бы дело наладилось! Кто сказал “эффективный собственник”?



Всё это вкупе создало благоприятнейшую почву для «перестроечных» фильмов. Ведь фактически к этому все и шло в 70-е, когда граждан начали робко, вполголоса убеждать, что «так жить нельзя». Отсюда понятно, что горбачёвская «перестройка» явилась совершенно логичным продолжением брежневского «застоя», которая в свою очередь выросла из хрущёвской «оттепели». И все они прочно стоят на фундаменте антисталинизма и, соответственно, антикоммунизма.

К слову в своей последней книге «Троцкизм против большевизма» Пётр Григорьевич наглядно показывает, как банкротилась экономика СССР. Почему события вроде «освоения целины», ликвидации артелей и МТС, создания Совнархозов, реформы Косыгина-Либермана, а затем и Горбачёва крепко связаны между собой. Что Хрущёв, Брежнев, Косыгин, Андропов и так далее были не дурачками-незнайками, строившими изо всех сил коммунизм, а построившими в итоге самый что ни на есть настоящий капитализм.

Мы, Коммунистическое движение имени «Антипартийной группы 1957 года» фактически единственная в России организация, которая не пытается вилять различными частями тела и прямо утверждает о том, что посталинский СССР не был социалистическим государством. Читайте нашу программу, и если вы согласны с ней, то вступайте в Движение!



Подать заявку на вступление в Движение: https://1957anti.ru/applying-membership

Производственные фильмы

кино

Previous post Next post
Up