"Большой террор" в Белоруссии

Jan 03, 2020 11:06


Подстегнутый будущей книгой Петра Григорьевича Балаева и его статьями с разоблачением мифа о репрессиях 1937-1938 гг. в СССР, решился написать небольшой цикл статей о так называемых «сталинских репрессиях» и частью о самих «репрессированных» по БССР. Буду опираться на материалы, которые смог найти с 2009 года, интересуясь темой. Жаль, если пропадет потраченное время и кое-что из найденных интересных документов.
Часть 1

Насколько мне известно, поднимал и направлял тему сталинских репрессий в БССР Горком КПСС г. Минска. Зенон Позняк (белорусский диссидент, один из основателей "Мартиролога Беларуси", местной базы данных "жертв политических репрессий" Мемориала - ред.) именно оттуда получил указания заняться этой темой. Выделили для его статей место в популярном тогда издании «Литаратура и Мастацтва» (наш белорусский «Огонек»). Главлит БССР пропустил его статьи к печати. Т. е. направляющая и руководящая сила очевидна.

Cтатья Позняка «Курапаты - дарога смерці» в газете «Літаратура і мастацтва» вышла 3 июня 1988 года. Уже 14 июня 1988 года, всего через 11 дней после статьи, вышло постановление Совета министров о создании правительственной комиссии по расследованию случившегося в Куропатах. В Комиссию входят писатели Василь Быков и Иван Чигринов, народный художник СССР Михаил Савицкий, бывшая подпольщица Герой Советского Союза Мария Осипова, руководители Минюста и МВД БССР, Верховного Суда, КГБ, ученые, представители общественных организаций. Следствием руководит Язэп Бролишс - следователь по особо важным делам Генпрокуратуры БССР.

В итоге официальная комплексно судебно-медицинская и криминалистическая экспертиза, а также расследование Прокураторы БССР установят - в период 1937-го по 1941-ый в Куропатах было захоронено не менее 30 000 человек. А через год официально назовет преступников:

Достоверно доказано, что расстрелы осужденных осуществлялись сотрудниками комендатуры НКВД БССР… Принимая во внимание, что виновные в этих репрессиях руководители НКВД БССР и другие лица приговорены к смертной казни либо к настоящему времени умерли, на основании изложенного, руководствуясь ст. 208, п. 1, и ст. 5, п. 8 УПК БССР, уголовное дело, возбужденное по факту обнаружения захоронений в лесном массиве Куропаты, прекращено.

Позднее расследование возобновляли, но так ничего и не изменилось по факту.

Такова краткая предыстория вопроса. Заявления самого Зенона Позняка о том, что там захоронены 250 000 приговоренных, опускаю.
Часть 2

Первую заметку хотел бы посвятить тому, что считается «официальными данными». Во всех учебниках истории Беларуси фигурирует цифра репрессированных из книги Владимира Адамушко «Палітычныя рэпрэсіі 20-50 гадоў на Беларусі» 1994 года издания (Владимир Адамушко в 1988-1990 гг. был старшим преподавателем кафедры мировой политики Минской высшей партийной школы. С 1991 г. - начальник отдела, с 1995 г. - заместитель Председателя Комитета по архивам и делопроизводству Республики Беларусь). Книгу эту можно найти и ознакомиться с ней в Национальной Библиотеке Республики Беларусь. Я живу не в Минске, потому мне пришлось заказать её скан (экземпляров в районной не нашлось). Без работы с первоисточниками заниматься вопросом репрессий неверно. Далее цитирую ее касательно темы:

По официальным данным, начиная с октября 1917-го и по март 1953 года СУДЕБНЫМИ и несудебными органами в республике было рассмотрено свыше 170000 дел в отношении 250000 человек, которые привлекались к ответственности по политическим мотивам. С этого числа 10000 человек были репрессированы в 1917-1929 гг., 46000 в 1929-1934 гг., 55 тысяч в 1941-1943 гг. (основная часть репрессий в эти годы пришлась на первую половину 1941 года, вторую половину 1944 года и весь 1945 год), 50 тысяч в 1945-1953 гг. Пик репрессий пришелся на 1935-1940 гг. Свыше 85000 наших соотечественников стали жертвами политических репрессий в этот период, больше 28000 были расстреляны. Всего же за 20-50ые годы за «контрреволюционные преступления» было приговорено к высшей мере наказания свыше 35000 человек

(стр. 9 из книги Адамушко).

Документа он приводит всего два за период 1937-1938 гг.

Во исполнение приказа 00447 имеет место попытка притянуть за уши: Справка УГБ НКВД БССР «Итоги разгрома антисоветского подполья в БССР» (по материалам следствия 1937-1938 годов по линии 4-го отдела УГБ НКВД БССР) (стр. 53 из книги Адамушко).

В этой справке указано 2570 человек репрессированных. Причем среди троцкистов, правых эсеров и т.д. 1015 человек церковников и сектантов… По мне, так много для 1937-1938 гг. И если троцкистов, национал-фашистов ещё имена приводятся (позднее приведу ссылку на статью по этой справке из сборника «Мемориала»), то церковника и сектанта - ни одного… Но и это ещё не все, практически все имена с материалами по этой справке касаются высшего руководства БССР. И в этой справке среди имен упомянутых в различных статьях НЕТ ОСУЖДЕННЫХ ТРОЙКАМИ.

Уже одно только это в этом источнике должно было и историков и интересующихся НАСТОРОЖИТЬ. Как так? Вот же приказ 00447 цитируется в книге Адамушко по пунктам (стр. 52), а после него, в «Итогах разгрома антисоветского подполья в БССР» (стр. 53), вместо кулаков - высшие руководители БССР. А вместо приговоров ФАЛЬШИВЫХ ТРОЕК ПО ФАЛЬШИВОМУ ПРИКАЗУ 00447 (именно так, сомнений у меня не было давно, а Петр Григорьевич Балаев ДОКАЗАТЕЛЬСТВА привел убийственные) - осужденные либо военной коллегией Верховного суда СССР, либо Военным трибуналом Белорусского Военного округа (далее я приведу несколько имен с приговорами).



Но самое интересное находится чуть дальше… Вторая справка: «Об итогах операции по польской, немецкой и латышской агентуре в БССР, проводившейся в период август 1937г. - сентябрь 1938г. на основе приказов НКВД СССР» (стр. 55 из книги Адамушко). Процитирую итог этой справки.

Результаты рассмотрения следственных дел в НКВД СССР и на Особой Тройке НКВД СССР:
1. Из числа арестованных 15747 чел. Осуждено до 1 июня 1938 г. решением Народного Комиссариата Внутренних Дел СССР и Прокуратуры Союза по 1-й категории 14037 чел.
2. Из общего количества дел, рассмотренных Особой тройкой НКВД БССР, - 6770, осуждено по 1-й категории 4650. Помимо этого не допущено на рассмотрение тройки и возвращено пересмотру органам 196 следственных дел.
Зам.нач.3-го отдела УГБ НКВД
Ст.лейтенант гос. безопасности Ларин
12 декабря 1938 г.
г. Минск.



И если по первой справке утверждается, что из 2570 человек примерно половина была приговорена к расстрелу и есть имена руководителей и участников и я смог найти хотя бы по нескольким именам приговоры и КТО ИХ ВЫНЕС… То по второй справке, где утверждается о 18 687 расстрельных приговорах за ТРИНАДЦАТЬ МЕСЯЦЕВ, нет НИ ОДНОГО ИМЕНИ. Я НЕ НАШЕЛ НИ ОДНОГО ИМЕНИ И НИ ОДНОЙ СТАТЬИ С РАЗБОРОМ ДЕЛ ПО ЭТОЙ СПРАВКЕ. Для наших историков её просто нет. А ведь среди такого количества расстрелов найти невинных жертв должно быть намного проще.

И если по первой справке налицо попытка притянуть итоги деятельности НКВД под фальшивый приказ 00447, то вторая представленная справка - уже откровенная и грубая фальшивка. И это в ПЕРВОИСТОЧНИКЕ…
Часть 3

Сейчас я подробнее хотел бы рассказать о том, что смог выяснить касательно Справки УГБ НКВД БССР «Итоги разгрома антисоветского подполья в БССР» (по материалам следствия 1937-1938 гг. по линии 4-го отдела УГБ НКВД БССР).

Первое - это очень интересная статья в журнале «Беларуская Мiнуўшчына», 2 номер за 1994 год. Мне удалось найти этот номер в оригинале и приобрести.







Из этой статьи видим и персоналии попавших под расследование. Частично проходит из примеров осужденных - за что они были осуждены (ту же деятельность Желудова сравнить с тем, чем занялся Хрущев в сельском хозяйстве, придя к власти) и КТО ВЫНОСИЛ ПРИГОВОРЫ осужденным. Никакие тройки нигде не упомянуты.

Кроме того, как видим, никаких «церковников и сектантов», коих 1015 человек из 2570 по справке, в эту «случайную выборку 122 реабилитационных заключений» так и не попало.

Есть и еще один очень интересный источник, причем с очень интересным автором Татьяной Протько по справке. Это статья из сборника «Мемориала» (http://jewishfreedom.org/page372.html). Предлагаю вам самим с ней ознакомиться, о самом авторе чуть позже.

В статье было два интересных момента для меня. Я никак не мог ответить на вопрос: почему немцы не могли найти не только репрессированных ОГПУ-НКВД среди остарбайтеров, но и даже тех, чьи бы родственники пострадали от НКВД (http://www.dal.by/news/174/13-03-13-18/ - вот ссылка на перевод немецких архивных документов, журнал-источник, 3 номер за 1995 год, где впервые были опубликованы эти документы, у меня есть в формате pdf). В статье есть ответ на этот вопрос.

Поскольку ОАП создавалось и действовало по заданию поляков, особое внимание уделялось вскрытию ячеек ОАП в приграничной зоне. При ликвидации антисоветского подполья здесь было “расстреляно 1210 глав семей и 1066 глав семей заключены на различные сроки в концентрационные лагеря” [61]. Задачей вредителей в приграничной полосе было вызвать голод населения и, как следствие, массовое недовольство самой советской властью. Оставшиеся члены семей репрессированных в количестве 4483 человек расстрелянных глав семей и 7623 человек осужденных на различные сроки лагерей [62], были высланы “в отдаленные районы СССР”»

Из приведенных имен в статье, а также из этого отрывка очевидно, что было осуждено много чиновников на высоких должностях в БССР, и в основном все это затронуло Минск (http://katyn.ru/index.php?go=Pages&in=view&id=482). 1170 жителей Минска было расстреляно в 1937-1938 гг. Газету «Вечерний Минск» с именами расстрелянных добыть не сумел, но у меня нет ни малейших сомнений, что приведенные имена в статье Татьяны Протько или сканах журнала, предоставленных мной, - СОВПАДУТ с именами, опубликованными в газете. А вот на 18 687 «расстрелянных» по второй справке из книги Адамушко - найти вряд ли что-то получится. Кроме того, видим, что церковников и сектантов опять нет, что вполне может быть следствием того, что даже эти цифры в 2570 человек по справке «Итоги разгрома ОАП» являются завышенными умышленно.

Но самым интересным в статье Татьяны Протько для меня является РЕЗУЛЬТАТ ареста тех самых руководителей. «Ликвидация “объединенного антисоветского подполья” в БССР накануне войны, с одной стороны, ослабила кадровый состав промышленности, сельского хозяйства республики, особенно его руководящее звено, с другой - способствовала укреплению трудовой дисциплины, ликвидации бесхозяйственности, взяточничества, безответственности».
В «Мемориале» это пропустили, видимо, только благодаря последним двум абзацам.
Часть 4

Если вы внимательно читали вторую часть, вас должен заинтересовать временной отрезок «пика репрессий» по книге Адамушко, которая и является нашим первоисточником. Если вы знакомились с цифрами Земскова, то пик там несколько иной. Почему же белорусский архивист выделил такой интересный период 1935-1940 гг.? Сначала я для себя решил, что временной отрезок так представлен, чтобы можно было количество репрессированных преумножить высланными из Западной Беларуси в 1939-1940 гг. владельцами «заводов, газет, пароходов», поляков-осадников и лесников, но я ошибся. Признай в Республике Беларусь эту категорию граждан пострадавшими от «сталинских репрессий», мог быть поднят вопрос реституции и возврата недвижимости и земли предыдущим владельцам. Да и в книге Адамушко прямо говорится, что эта категория не попала под реабилитацию, хотя как «жертвы» они упоминаются.

В 2010 году наш национальный портал tut.by публикует очень интересную статью "Какие материалы можно получить в архиве КГБ?", из которой в числе прочего можно узнать число реабилитированных по областям (https://news.tut.by/society/169755.html). Очень красноречиво, учитывая, что дела пересмотрены и реабилитация проведена, при умолчании КГБ РБ о количестве расстрелянных. Уже одно это говорит о многом.
Но истинное лицо и архивистов и нашего КГБ я открыл, узнав, наконец, кем наполнили те самые 57 000 репрессированных за период 1935-1940 гг. (85 000 репрессировано, из них 28 000 расстреляно). Узнал чисто случайно после того, как мне попалась книга «ПАМЯЦЬ» одного из районов Западной Беларуси (опять же, у меня есть оригинал).

Во время польского похода вермахта сентября 1939 года очень много польских беженцев оказалась на территории БССР. Большую их часть составляли евреи. Западная Беларусь была очень скудна промышленностью, и обеспечить работой такую массу населения на присоединенных территориях новая администрация не имела возможности. Беженцы начали скупать продукты у крестьян на въездах в города, торговать ими по спекулятивным ценам (по УК 1928 г. за спекуляцию продовольствием от 5 лет с конфискацией ст. 155). Резко ухудшилась криминогенная ситуация, в БССР расцвела не только спекуляция продовольствием, но и валютные операции, контрабанда, воровство. Все подробно изложено в сборнике «Мемориала» (http://jewishfreedom.org/page442.html).

Советское правительство принимает решение о переселении беженцев вглубь СССР.


  

Как видим, все эти граждане, которым советская власть дала убежище, переселив вглубь страны, дала работу и которых уберегла от уничтожения в период оккупации, признаны «жертвами сталинских репрессий» и реабилитированы.

Закончить заметку хочу ещё одним контингентом, который также был выселен из западных областей БССР с приходом советской власти. Работниц публичных домов Гродна и Бреста так же, как и польских беженцев, переселили вглубь СССР с приграничных районов, да и другую работу, я уверен, они смогли найти на строящихся предприятиях СССР.

Как думаете, их признать жертвами репрессий и «реабилитировать» постеснялись?

https://news.tut.by/culture/603613.html

P.S. Для тех, кто сомневается.

О ПОРЯДКЕ РЕАБИЛИТАЦИИ ЖЕРТВ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕПРЕССИЙ 20-80-Х ГОДОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ от 6 июня 1991 г. № 847-ХII

1. Признать, что необоснованно репрессированными являются граждане Республики Беларусь, СССР, иностранных государств или лица без гражданства, привлеченные на территории Республики Беларусь судебными или несудебными органами по политическим, социальным, национальным, религиозным и иным мотивам к уголовной ответственности за государственные (контрреволюционные) преступления, а также по этим же мотивам подвергнутые ссылке, высылке, направлению на спецпоселение, удалению за пределы Республики Беларусь в административном порядке….

https://belzakon.net/%D0%97%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%B4%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE/%D0%9F%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%92%D0%B5%D1%80%D1%85%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D0%A1%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%82%D0%B0_%D0%A0%D0%91/1994/96742

Часть 5

Эту часть хотел бы посвятить персоналиям. Кто «просвещает» беларусов относительно сталинского периода СССР? Кроме упомянутого мной главного архивиста Беларуси, бывшего преподавателя Минской высшей партийной школы Адамушко это…Бывший политработник полка в Уручье, подполковник Советской Армии, член КПСС Игорь Кузнецов. Глава Белорусского отделения «Мемориала», который также получает деньги от небезызвестного фонда Сороса и в России признан иностранным агентом.



Найти хотя бы немного сведений из интересной биографии Кузнецова смог случайно. Партия БНФ (у истоков которой стоял Зенон Позняк) и «Мемориал» сначала разошлись во мнении, кто должен быть главой «Мемориала» (БНФ возмутило назначение на эту должность бывшего политрука). А позднее вообще разругались за «место кормления». Для них это Куропаты. Их и не поделили.

«Если КХП-БНФ является "смотрящей" за этой территорией, то они должны об этом заявить. Собственно, они вчера и заявили, что это наша территория», - говорит Кузнецов.

https://udf.by/news/society/69218-belorusskiy-istorik-ne-ispugalsya-poznyaka.html

Бывшая глава комсомольской организации сотрудников физического факультета БГУ (Беларуского Государственного Университета), позднее старший научный сотрудник Института истории партии при ЦК КПБ ― филиала Института марксизма-ленинизма при ЦК КПСС, член партии на протяжении 15 лет, а также автор одной из статей в сборнике «Мемориала», которую я приводил выше, - это Татьяна "8 килограммов" Протько, основатель и многолетний председатель «Белорусского Хельсинкского Комитета». Руководитель проектов по защите прав человека фондов TACIS, NED, фонда Сороса.



Одно из последних упоминаний о ней в сети:

«Оппозиционная правозащитница и историк Татьяна Протько любит пересказывать сюжеты о жестоких нравах белорусских партизан» (статья «Поцелуй взасос с фашистом» от 02.07.2019).

http://xn----btbhm8bdfn1ff7ac.xn--p1ai/2019/07/%D0%BF%D0%BE%D1%86%D0%B5%D0%BB%D1%83%D0%B9-%D0%B2%D0%B7%D0%B0%D1%81%D0%BE%D1%81-%D1%81-%D1%84%D0%B0%D1%88%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%BC/

Александр Татаренко родился в 1963 году в Лиде. Выпускник Ленинградского высшего военного училища имени Андропова (1984). До 1992 года служил в вооруженных силах СССР. Правда, он умолчал, что училище ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ им. Андропова. До 2000 г. работал старшим оперуполномоченным по важнейшим делам Комитета по организованной преступности и коррупции при МВД РБ. Подполковник запаса.



Вот ссылки на его статьи https://news.tut.by/society/94346.html или https://news.tut.by/society/143528.html.

«Я вышел на отечественных и немецких исследователей, убедившись, что нацистского концлагеря для советских военнопленных там не было. Начинаю отрабатывать версию дальше и нахожу свидетеля, семья которого перебралась в Новогрудок в августе 44-го. Месяца три его от нас прятали, но в итоге удалось побеседовать с этим человеком и записать его рассказ на диктофон…» - это цитата из статьи… Её писал бывший оперативник?

Моряков Леонид Владимирович - тут настолько все очевидно, что, пожалуй, практически процитирую Википедию. Возивший в 90-е из Японии радиоэлектронику «успешный» бизнесмен сменил вид деятельности. Все началось с розысков сведений о расстрелянном большевиками дяде, любимом ученике Народного поэта Беларуси Янки Купалы, легендарном поэте 1930-х годов Валерии Морякове. Расследование биографии поэта, о ком позже Л. Моряков написал монографию, других репрессированных родственников перешло в планомерное и профессиональное исследование истории всех пострадавших в годы правления Сталина деятелей культуры и общественности Беларуси. Это стало возможным благодаря получению кратковременного доступа к секретным архивам КГБ Беларуси.



Полагаю, достаточно…

Так какие же выводы мы можем сделать, просто прочитав биографии сих персонажей? Они будут по совести нести нам, сирым, «разумное доброе вечное»?

Или же из всех щелей лезут оставшиеся не у дел бывшие политруки и прогоревшие бизнесмены, чтобы занять свое место у корытца, щедро финансируемого…? Кем финансируемого, догадаетесь?

"Большой террор" в Белоруссии

репрессии, большой террор

Previous post Next post
Up