ДОКЛАДНАЯ ЗАПИСКА НКВД УССР В ЦК КП(б) УКРАИНЫ О ДИСЛОКАЦИИ И СТРОИТЕЛЬСТВЕ НЕМЕЦКИМИ ВЛАСТЯМИ АЭРОДРОМОВ И ПОСАДОЧНЫХ ПЛОЩАДОК В ПОГРАНИЧНОЙ С СССР ПОЛОСЕ
14 мая 1941 г.
На территории польского генерал-губернаторства в пограничной с СССР полосе немецкими властями ускоренными темпами строятся и переоборудуются аэродромы и посадочные площадки.
Мероприятия немцев направлены на создание в пограничной с СССР полосе аэродромных узлов, состоящих из нескольких аэродромов и посадочных площадок.
Таких аэродромных узлов на территории польского генерал-губернаторства имеется два, и, кроме этого, оборудованы аэродромы в отдельных пунктах.
Аэродромный узел Замостье.
Из числа имеющихся и строящихся аэродромов и посадочных площадок, входящих в этот узел, известны:
аэродром 2-го класса с ангаром и 2 кирпичными строениями, расположенный в 2 км от г. Замостье. Аэродром расширяется, посадочная площадка бетонируется;
аэродром в с. Мокре с 3 деревянными ангарами вместимостью 10 самолетов каждый. Аэродром расширяется - строится около 60 подсобных сооружений, устанавливается 6 подземных бензохранилищ емкостью 100 000 л каждое;
заканчивающий строиться аэродром в районе с. Лабуне. На аэродроме сооружаются подземные железобетонные ангары, под посадочную площадку занято 200 моргов земли. На южной границе аэродрома отрыто 3 котлована для установки бензохранилищ;
сооружающиеся аэродромы в районах замка Колеманцув (м. Водачев) и с. Жданов;
посадочная площадка на окраине Комарува и строящийся аэродром в с. Дуб, под посадочную площадку которого отведено 100 моргов земли;
аэродромный узел Замостье состоит из 7 аэродромов и 2 посадочных площадок.
Люблинский аэродромный узел
Аэродром в районе железнодорожной станции Свидник в 4 км от г. Люблина с деревянными ангарами и кирпичной казармой. Аэродром расширен. Летное поле размером 1300x1300 м.
Аэродром на окраине г. Люблина с 7-8 ангарами.
Аэродром в районе станция Травники с ангарами и подсобными постройками.
Люблинский аэродромный узел состоит из 3 старых польских аэродромов, 2 строящихся и одной посадочной площадки.
Отдельные аэродромы находятся в следующих пунктах:
а) в районе с. Ирена, в 1,5 км северо-восточнее г. Демблина, с подземными ангарами;
б) в районе г. Радом, на котором базируются 3-моторные бомбардировщики;
в) в районе с. Маслов, в 8 км севернее г. Кельце;
г) в районе г. Пиньчув, на котором базируются бомбардировщики и истребители;
д) на правом берегу р. Танев, в 6 км севернее с. Бища с 2 ангарами, размером 25x15 м и 4 бараками для летного состава;
е) на окраине г. Мелец, в 1,5 км от железнодорожной линии, идущей на Люблин. Аэродром имеет 2 ангара и расположен возле авиазавода. Базируются тяжелые бомбардировщики;
ж) в 2 км от г. Кракова с 6 ангарами длиной 70-80 и шириной до 20 м каждый и оборудованными подземными хранилищами;
з) на окраине г. Кросно с 6 подземными резервуарами обшей емкостью 180-200 т. Имеются сборочные и ремонтные мастерские;
и) возле станции Дембиц на железнодорожной линии Краков - Ярослав.
Кроме того, производится строительство аэродромов в районах Бохня, с. Ясенка, с. Косина, с. Рудник и строительство посадочных площадок в районах с. Потужинь, с. Журавица, Подбу-ковина, Жешув и м. Ниско.
Заместитель народного комиссара внутренних дел УССР Строкач
14 мая 1941 г.