Ни дня без классиков: Чжоу Эньлай
Мы сплачиваем абсолютное большинство народа страны и осуществляем основанный на демократии централизм, осуществляем диктатуру подавляющего большинства в отношении меньшинства. Демократическая диктатура народа отличается от диктатуры меньшинства над большинством, от диктатуры эксплуататорских классов над трудящимися классами в капиталистическом, феодальном и рабовладельческом обществе.
Он [Мао Цзэдун ] еще сослался на слова Ленина: «Диктатура пролетариата есть особая форма классового союза между пролетариатом, авангардом трудящихся, и многочисленными непролетарскими слоями трудящихся (мелкая буржуазия, мелкие хозяйчики, крестьянство, интеллигенция и т. д.), или большинством их... союза в целях окончательного создания и упрочения социализма». Ленин включает интеллигенцию в «непролетарские слои трудящихся». Здесь речь идет о союзе между пролетариатом и другими слоями трудящихся. В Китае такой союз еще более расширился, он охватывает и национальную буржуазию. В такой полуфеодальной и полуколониальной стране, как Китай, перед которым стоит задача борьбы против империализма, феодализма и бюрократического капитала, необходимо поддерживать политический союз с национальной буржуазией. Союз с национальной буржуазией является союзом пролетариата и нетрудящихся слоев. Укрепление этих двух союзов - этот наш стратегический курс и долговременная историческая задача будет в течение длительного времени играть свою роль в нашем едином фронте. (…)
Характер противоречий в вышеуказанных двух союзах неодинаков. Между пролетариатом и другими слоями трудящихся не существует антагонистических противоречий, а между пролетариатом и нетрудящимися слоями противоречия имеют также антагонистическую сторону. Цель пролетариата - уничтожение буржуазии, разве это не антагонистическое противоречие? Однако мы проводим политику выкупа капиталистической собственности, а не ее конфискации. А крестьян мы ориентируем на постепенный переход от единоличной к коллективной собственности, это неантагонистическое противоречие. Для его разрешения нужно длительное время, необходимы методы убеждения, воспитания, показа примеров и повышения сознательности. Стирание различия между людьми физического и умственного труда тоже будет проходить через длительный процесс на основе развития производства, в ходе взаимной учебы и постепенного сближения. Таким образом, наш союз с интеллигенцией в корне отличается от союза с национальной буржуазией.
Чжоу Эньлай. К вопросу об интеллигенции (2 марта 1962 года). Речь на Всекитайском совещании представителей деятелей науки и театрального искусства, состоявшемся в г. Гуанчжоу. // Избранные произведения. Том 2. КНР, Издательство литературы на иностранных языках. Первое издание, 1990. С. 426, 428.
Читайте свежие материалы на нашем сайте 1957anti.ru