Ни дня без классиков: Поль Лафарг
Торговые и промышленные кризисы ставят перепуганного буржуа лицом к лицу со столь мощными, недоступными никакому контролю силами, что они несут с собой такие же ужасающие бедствия, как гнев христианского бога. Когда они охватывают цивилизованный мир, они разоряют буржуа тысячами и разрушают на сотни миллионов продуктов и средств производства. Уже около века экономисты отмечают их периодическое повторение, не будучи в состоянии дать правдоподобного объяснения их происхождения.
Невозможность найти их причину на земле внушила английским экономистам мысль искать ее на солнце. Так как, говорят они, солнечные пятна вызывают засуху и губят урожай в Индии, то покупательная способность последней падает; она приобретает меньше европейских товаров, - и это вызывает кризисы. Эти серьезные ученые возвращают нас от научной точки зрения к юдициарной астрологии средневековья, связывавшей события человеческой жизни с положением светил на небе, и к вере дикарей во влияние на их судьбу падающих звезд, комет и лунных затмений.
Буржуа видит в мире экономических отношений множество непостижимых тайн, от изучения которых отказываются экономисты. Капиталист, научившийся, благодаря своим ученым, приручать силы природы, до такой степени сбит с толку непонятными проявлениями экономических сил, что считает их недоступными никакому контролю, как недоступен контролю сам бог. Он думает, что самое мудрое, это - переносить со смирением идущие от них бедствия и принимать с благодарностью приносимое ими благополучие. Вместе с Иовом он говорит: «Всевышний дал мне, всевышний отнял у меня, да будет благословенно имя всевышнего». Экономические силы представляются как бы фантасмагорией, какими-то благодетельными или вредоносными существами.
Грозные, непостижимые явления социального порядка, которые окружают буржуа и которые - неизвестно как и почему - поражают его промышленность, торговлю, состояние, благополучие и самую жизнь его, столь же загадочны и столь же тревожны, как были загадочно-тревожны для дикаря непостижимые явления физического порядка, потрясавшие и разжигавшие его необузданное воображение. Антропологи думают, что колдовство, вера в душу, духов и бога первобытного человека объясняются его незнанием свойств физического мира. То же объяснение применимо и к цивилизованному человеку: его спиритуалистические идеи и его вера в бога должны приписываться его незнанию свойств социального мира. Неуверенность в собственном благополучии и непостижимые смены удач и неудач предрасполагают мысль буржуа, как и мысль дикаря, к признанию существования высших существ, воздействующих по своему произволу на ход социальных явлений, дабы они были благоприятны или не благоприятны, как говорят Феогнид и книги Ветхого завета. И именно для того, чтобы снискать их милость, буржуа прибегает к суевернейшим обрядам, вступает в сношения с загробными духами, жжет свечи перед святыми иконами и молится триединому богу христиан или единому богу философов.
Поль Лафарг. Религия и капитал. М. 1937 г.
Подписывайтесь на наш канал в Телеграм @1957anti! Читайте свежие материалы на нашем сайте 1957anti.ru