Ни дня без классиков: Г.М.Кржижановский
В самом деле, если когда-то, в 90-х годах, мы с горсточкой людей, окруженные помещиками, капиталистами и царским правительством, дерзали, находясь в подполье, воспитывать рабочий класс, то можем ли мы сейчас переоценить значение того воспитания, той школы, которые прошел наш рабочий класс за эти 12 лет Октябрьской революции, и кто в состоянии взвесить его неисчерпаемую революционную энергию? Учли ли мы в плане эти ресурсы в полном размере? Я думаю, что мы их недоучли. Иностранного наблюдателя поражает особая интеллигентность нашего пролетариата, прошедшего школу революционной общественности. Для того, чтобы не быть голословным, я прочту одно чрезвычайно интересное сообщение американской фирмы Канн, которая строит Сталинградский завод. Это та самая фирма, которая строила заводы Форда. Люди этой иностранной фирмы совершенно не склонны переоценивать наши достоинства, они очень критически относятся к нашей обстановке. Тов. Куйбышев сообщил недавно о письме, полученном им от этой фирмы Канн. Фирма пишет:
«Быстрота и экономичность установки стальных конструкций в большой мере объясняется сотрудничеством со стороны советских рабочих. Кроме похвального, мы ничего другого о них сказать не можем. Они более сообразительны (интеллигентны), чем наши рабочие.
Если им дать правильное руководство, если им не мешать в работе, если им дать соответствующий стимул в том смысле, чтобы их мастера и руководители работали так же напряженно, как они,- мы могли бы достигнуть лучших результатов с ними, чем с нашими рабочими в Америке».
Вот что говорят иностранцы.
Присмотримся к тому, что сейчас совершается, к тому, что мы называем социалистическим соревнованием. Присмотритесь, как оно уже сказалось, сказывается, и подумайте, как оно должно сказаться. Что это такое? Это то, что сейчас, в годы великого перелома на хозяйственном фронте, мы уже начинаем собирать жатву с огромных посевов - с 12-го посева после Октябрьской революции. Это огромная работа, которая поражает всякого беспристрастного наблюдателя, и мой язык бессилен воспроизвести то, что каждый день сообщается в нашей экономической прессе.
Когда-то прошумело во всем мире открытие известного американского экономиста Тэйлора, и стали много говорить об организации работы по Тэйлору, о тэйлоризме. А что, собственно говоря, открыл Тэйлор? Он открыл, что, несмотря на огромный технический прогресс, на рост производительных сил капитализма, рабочие работают за границей в состоянии постоянного противодействия тому давлению машин, которое на них в капиталистической обстановке совершается. Рабочий там подневольный раб, работающий под огромным остовом машин, находящихся во владении враждебной ему стихии - капитализма. Только в условиях пролетарской диктатуры этот момент исчезает, труд выходит из-под давления машины, стоит над машиной, и, по мере того как укрепляются основы вот этого нового хозяйственного порядка, весь наш хозяйственный строй, рабочий класс все более убеждается, что он действительный хозяин и что он действительно может стоять над машинами.
Кржижановский Г. М. Избранное. - Госполитиздат, 1957 г. - С. 321-323