Показанный к 70-летию полного снятия Блокады фильм "Ладога" (который даже не хочется обсуждать), позволил задуматься еще об одной малоизвестной странице обороны Ленинграда,а именно о применении буеров на Дороге жизни и в Финском заливе.
Буер (голл. boeier) - кабина (или платформа), установленная на коньках или колёсах, передвигающаяся по льду или суше с ровным рельефом при помощи парусов и применяемая для спортивных и туристических целей. Первые Б. (парусная шлюпка на полозьях) появились в России в 18 в.; затем шлюпку заменила треугольная рама. Такие Б. северные поморы и рыбаки Онежского озера применяли для промысловых целей. Первые спорт, гонки на Б. в России состоялись в 1890 в петербургском речном яхт-клубе. Несколько ранее получил признание буерный спорт в США, где первый спорт. Б. был построен в 1790, а в 1856 организован буерный клуб. В 1875 впервые учрежден международный приз в гонках, разработаны правила соревнований и определены классы Б. С начала 20 в. буерный спорт стал пользоваться большой популярностью в Прибалтике - в Хаапсалу (Эстония) буерные гонки проводятся с 1904. В 1931 создан Европейский буерный союз (ЕЕУ). В СССР в 1946 в Риге проведено первое всесоюзное соревнование, а с 1947 чемпионаты СССР проводятся регулярно. В современном спорте Б. к корпусу (кабина или платформа для размещения членов экипажа) крепятся рулевой конёк (колесо), соединённый с румпелем или штурвалом, и поперечный брус с двумя боковыми коньками (колёсами) по концам, что обеспечивает необходимую остойчивость и хорошую управляемость. На корпус устанавливается мачта с парусом. Б. на коньках обычно развивает скорость от 60 до 80 км/час. Во время Великой Отечественной войны 1941-1945 буера использовались как средство разведки, связи и транспорта, в частности при поддержании связи с осажденным Ленинградом по «Дороге жизни» через Ладожское озеро. Коровельский Д. Н., Буерный спорт, М., 1969.
Ленинградский спортсмен лейтенант С.С. Гаскевич во время дозорной службы на буере на льду Финского залива. Вооружен пистолетом-пулеметом ППД.
О буерах применительно к развитию армии и флота вспомнили только в 30-х годах. Идея напрашивалась сама собой, тем более, что многие офицеры Балтфлота занимались буерным спортом. Затем на зимних учениях Балтийского флота несколько буеров попробовали использовать для связи и ледовой разведки. Она показали себя хорошо, но военные отнеслись к ним с осторожностью. Все-таки разведка и связь зависимость от ветра делала буеры менее привлекательным способом перемещения в зимний период. Тем более, что те же аэросани, модели которых активно разрабатывались в то время, выглядели априори более надежными.
Поэтому до конца 30-х годов буеры привлекались к выполнению учебно-боевых задач в основном "по блату". Но как правило их активно применяли только те, кто занимался буерным спортом и представлял себе возможности наиболее эффективного использования буеров. Были и попытки ввести буера в войска на постоянной основе. Известно, что в марте 1937 года моряки Балтийского флота провели 1000-километровый поход на буерах по льду Онежского озера.
Впоследствии эта практика весьма пригодилась в финской компании. Зимой 1939-1940 годов акваторию Финского была скована льдом от Ленинграда почти до Хельсинки. Это создало прекрасные возможности для использования буеров для проведения разведывательно-диверсионных и контрдиверсионных операций. В штабе Балтфлота был сформирован буерный разведотряд
Реальная эффективность буеров поразила военное командование. Оказалась, что огромная акватория может легко контролироваться двумя-тремя буерными дозорами и при этом решать ряд взаимосвязанных задач. Во-первых, с берегового охранения можно было снять целые батальоны, которые заменялись мобильными контрдиверсионными группами, которые по мере необходимости перебрасывали буера. Отпала нужда в ведении воздушной разведки над озером, кроме того экономилось всегда нужное во время войны горючее. Буер оказался идеальной машиной для скрытного подхода и выброски десантирования собственных разведывательно-диверсионных групп на берег противника. Боевое охранение финнов, как правило, действовало на аэросанях. На тот момент и советские и финские модели боевых «моторных саней» уступали буерам в скорости, хотя при непосредственном боевом соприкосновении буер ничего не мог противопоставить легкобронированным и вооруженным пулеметом аэросаням. Но подобных задач перед экипажами буеров никто и не ставил.
С наступлением зимы 1941г. было сформировано два буерных отряда по 100 человек в каждом. Команды буеров состояли из ленинградских спортсменов, в числе их были известные яхтсмены старший лейтенант И.П. Матвеев (позже заслуженный мастер спорта), младший лейтенант Б.П. Дмитриев, старшина 1-й статьи Н.Е. Астратов.
Финский опыт был использован во время блокады Ленинграда. В начале зимы 1941 было сформировано два буерных отряда по 100 человек в каждом. Один отряд имел на вооружении 19 буеров, второй - 16. Боевой экипаж состоял из пулеметного расчета и рулевого, который обладал опытом вождения яхты. В основном это были буера тяжелого русского типа. Буера эти были построены по чертежам конструктора Н.Ю.Людевига. (Умер этот патриот в блокадном Ленинграде в 1942 г.) Каждый из буеров нес паруса площадью до шестидесяти квадратных метров. На решетчатой платформе размещались шесть - десять автоматчиков. Вместо десанта можно было брать пять-шесть мешков муки (400-600 кг). При хорошем ветре буер успевал за день сделать от четырех до шести рейсов (3500 кг муки, а это - семь тысяч буханок хлеба или двадцать восемь тысяч накормленных по блокадным нормам людей).
Дальше интереснее...