Латышские стрелки

Jun 19, 2019 11:11


Латышские стрелки у захваченного врангелевского танка. Очевидно, это танк "Сфинкс", история захвата которого описана в книге "Латышские стрелки в борьбе за власть Советов".



Рапорт начальнику артиллерии Латышской стрелковой советской дивизии о ходе и результатах боя под гор. Бериславом.

Не ранее 5 сентября 1920 г



Доношу обстановку боя в ночь с 4 на 5 сентября с. г. при отбитии атак противника на укрепленную полосу Бериславского предмостного укрепления на участке 15-й дивизии в районе большого тракта Каховка-Чаплинка. Около 2 час. выдвинутые за проволоку передовые части и разведка 45-й бригады, потесненные противником при поддержке 3 танков и 2 бронемашин, отошли за основную укрепленную линию, где и засели в окопах. Противник, преследуя отходящие части. пустил вперед танки и броневики, имея задачей выбить наших из окопов и прорвать линию укрепления. Встреченный огнем выставленных вперед к самым окопам орудий, 1 танк завернул и пошел вдоль окопов слева направо к большаку. Здесь, встреченный артиллерийским огнем 1 орудия 2-й батареи 2-го легкого артдивизиона под руководством командира сводно-тяжелого артдивизиона Латышской дивизии тов. Ральцевича, взводного командира тов. Коробача и военкома батареи тов. Коган, а также орудий 2 броневиков 42-го бронеотряда, по-видимому, получил повреждение, повернул и стал уходить в тыл. К танку подошел легкий броневик и взял его на буксир.

В то же время 2 других танка и 1 легкий броневик перешли наши окопы на левом фланге участка и направились в тыл. Батареи, обстрелянные сильным пулеметным огнем, взялись в передки и отошли на версту к северу. Получив эти сведения, мною было взято 1 орудие 2-й батареи 1-го легкого артдивизиона и уведено вперед, навстречу танку. Остальным орудиям 1-й и 2-й батарей 1-го дивизиона и 2-й батареи 2-го дивизона было приказано, развернувшись в цепь на интервал в 30-40 сажен, двигаться вперед на помощь выдвинутому орудию с задачей во что бы то ни стало не пропустить зарвавшиеся бронемашины противника глубже в тыл. Выехав вперед с орудием, мы подошли к танку шагов на 200; в это время к нам подбежал стрелок и на мой вопрос, чья это машина, сказал, что это броневик, по-видимому, наш, так как, несмотря на проходящую мимо него нашу пехоту, огня по ней броневик не открывал. В этот же момент ко мне подскакал ординарец-разведчик комбрига 45 гр. Ядрович, который и вызвался подъехать к бронемашине и узнать, чья она, так как он наши машины видел и хорошо знает. Через 2 минуты Ядрович вернулся и доложил, что эта бронемашина - танк противника, так как у нас таких нет. По моему распоряжению .немедленно был подан передок, и орудие двинулось ближе к танку. Пройдя еще шагов 100-150, орудие было поставлено на позицию, и из него был открыт огонь по танку, который в это время повернулся и шел по направлению к нам. Подпустив его на расстояние, с которого хорошо был виден силуэт танка, орудие открыло огонь, и четвертым выстрелом в 3 час. 30 мин. танк («Сфинкс») был подбит. Прислуга танка выскочила и бросилась бежать.

В это время другой танк и бронемашина двигались наискось к большаку. Покончив с одним, я отправился к дороге к подходящим орудиям и выслал вперед к выдвинутому ранее орудию 2-й батареи 2-го дивизиона еще 1 орудие 1-й батареи 1-го артдивизиона, которое было присоединено тов. Ральцевичем и военкомом артиллерии 15 тов. Апостоловым к орудию 2-й батареи 2-го артдивизиона, и из получившегося таким образом взвода был открыт под непосредственным руководством тт. Ральцевича, Апостолова, Коробача и Когана огонь по подходящему другому танку.

135-й полк 45-й бригады, не выдержав огня наступающего противника с фронта и огня танка с тыла, стал медленно отходить и залег в шагах 200-300 сзади наших выдвинутых орудий, которые стояли на большаке. Тов. Апостолов поднял полк и двинул его вперед. В это время взвод артиллерии под прикрытием пулеметного огня бронемашин 42-го отряда, орудия которых испортились, четвертой очередью подбил и зажег танк «Сибиряк». Увидя это, наша пехота, также и артиллеристы с криком «ура» бросились вперед и смаху заняли вновь окопы. У горевшего танка был захвачен в плен шофер. В это время временно командующим 1-м легким артдивизионом тов. Гедичем с танка «Сфинкс» был снят трехцветный флаг и 2 пулемета «льюис» с лентами. Танк «Сибиряк» был вооружен пушкой Гочкиса, которую снять не удалось, т. к. машина была объята пламенем. Тем временем остальными орудиями был открыт по дрогнувшему и побежавшему противнику ураганный огонь, и положение было восстановлено окончательно.

С рассветом все части разбитых танков были забраны механиками 42-го броневого отряда. Считаю своим долгом отметить доблесть командира этого отряда, который, несмотря на то что орудия бронемашин испортились, во все время боя был впереди с отрядом вверенных ему бронемашин и ураганным пулеметным огнем заставил пехоту противника остановиться и с помощью подоспевшего 135-го полка, при поддержке артиллерийского огня наших батарей, восстановил положение; также отмечаю выдержку, спокойствие и хладнокровие командира сводно-тяжелого артдивизиона Латдивизии тов. Ральцевича, который, несмотря на ружейный и пулеметный огонь пехоты и бронемашин противника, метким огнем взвода уничтожил и зажег танк «Сибиряк».

Не могу обойти молчанием и беззаветную доблестную работу артиллеристов и ездовых вверенных мне артчастей, которые, воодушевленные желанием во что бы то ни стало уничтожить зарвавшиеся танки противника, смело по первому приказанию шли вперед под сильным ружейным и пулеметным огнем, не обращая внимания, есть кто-нибудь из своих впереди или нет.

У танка «Сфинкс» разбит червяк с правой стороны, ведущее колесо червяка и самый червяк с левой стороны. Танк «Сибиряк» получил несколько пробоин в борт и бензинный бак, от которой и воспламенился.
За описанный ночной бой вверенные мне артчасти потеряли ранеными: 1 красноармеец и 5 лошадей. Трофей: в общем взято 2 танка противника, которые оставлены, за невозможностью вывести, на поле сражения в районе нашего расположения; 30 белогвардейцев пленными, 2 пулемета «льюис», снятые с танка, и трехцветный флаг с танка «Сфинкс».
Особо отличившиеся в этом бою красные артиллеристы мною представляются к ордену Красного Знамени через начдива 15.

ЦГАСА, ф. 1574, oп.1, д. 723, л. 28. Копия.
https://history-foto.livejournal.com/78864.html

1920, фото, армия, Гражданская война, танк

Previous post Next post
Up