День рождения московского метрополитена

May 15, 2019 12:01


84 года назад, 15 мая 1935 года, пущена 1-я очередь (линия) метро в Москве - от станции «Сокольники» до «Парка культуры». День рождения Московского метрополитена.



Первые предложения о сооружении в Москве метро относятся к началу ХХ века. В годы Советской власти схема метрополитена была предложена в 1922 году.Проект сети метро из четырех диаметральных и одной кольцевой линии был разработан группой авторов под руководством В.Л. Николаи в 1925-1930 годах. Он был принят за основу в постановлении Пленума ЦК ВКП(б) от 15 июня 1931 года «О строительстве в Москве метрополитена с 1933 года».





Подготовительные работы к строительству метро развернулись весной 1932 года. В строительстве приняли участие шахтеры Донбасса, бетонщики Днепростроя, московские комсомольцы. Кузнецкий завод в Сибири делал рельсы. Крым, Урал, Средняя Азия посылали мрамор. Москва, Харьков, Ленинград изготавливали электродвигатели, аппаратуру и точные приборы, из Баку шел битум для изоляции, Кавказ и Волга снабжали цементом.



Сооружение первой очереди было завершено к октябрю 1934 года. Первый пробный поезд прошел по участку «Комсомольская» - «Красносельская» - «Сокольники» 4 февраля 1935 года. Первыми пассажирами стали лучшие метростроевцы. По всей трассе от «Сокольников» до «Парка культуры» (протяженность 11,6 километра) поезда проследовали 5 февраля 1935 года. 15 мая 1935 года началось пассажирское движение поездов на линиях «Сокольники» - «Парк культуры и отдыха имени М.Горького» и «Охотный ряд» - «Смоленская».



Билет с порядковым номером «0001» в 7 часов утра 15 мая 1935 года купил мастер завода «Красный пролетарий» Петр Латышев. Всего в первый день метрополитен перевез 370 тысяч человек. План строительства кольцевой линии Московского метрополитена был утвержден сразу после окончания Великой Отечественной войны.



Было очевидно, что центральный пересадочный узел - «Охотный ряд» - «Площадь Свердлова» - «Площадь Революции» - нужно разгрузить. К тому времени, кроме этого пересадочного узла, существовал еще один - со станции «Библиотека им. В.И.Ленина» на станцию «Улица Коминтерна», но он был очень неудобен. Нужна была линия, которая связала бы воедино все остальные, имеющиеся и планирующиеся, линии. Идея была подсказана картой Москвы: новую линию пустили вдоль Садового кольца. В 1950-е годы кольцевая линия метрополитена была построена.

1 января 1950 года вступил в эксплуатацию первый участок кольцевой линии протяженностью 6,4 километра. Он состоял из станций «Парк культуры», «Калужская», «Серпуховская», «Павелецкая», «Таганская» и «Курская».



30 января 1952 года был принят участок от «Курской» до «Белорусской» (протяженность 6,9 километра). В 1954 году был сдан третий и последний участок «кольца» - от «Белорусской» до «Парка культуры». Кроме того, в 1953 году было временно прекращено движение поездов на отрезке «Площадь Революции» - «Киевская», который был заменен участком глубокого заложения. Впоследствии участок мелкого заложения стал частью Филевской линии. Теперь Московский метрополитен - это 170 станций, 280 километров пути, это десять миллионов пассажиров каждый день…

Отсюда.

дата, метро, СССР

Previous post Next post
Up