ТРИУМФ ВОЛИ. ПОЧЕМУ НИКОЛАЯ ОСТРОВСКОГО СРАВНИВАЛИ С ХРИСТОМ

Dec 22, 2018 11:11


(от себя добавлю: я не считаю сравнение с Христом таким уж почётным и облагораживающим. Но из песни слова не выкинешь)

22  декабря 1936 года в восьмом часу вечера, в Москве, на Тверской, один  человек произнёс: «Я стонал? Нет? Это хорошо. Значит, смерть не может  меня пересилить».

Он умер через полчаса. Умер непобеждённым - гордо и достойно. Звали его Николай Островский. Ему было 32 года.

«Его  роман, будучи невысоким по художественному уровню, а также крайне  политизированным и некритичным, практически забыт». Подобные слова о  главном произведении Николая Островского «Как закалялась сталь» можно  прочесть в целом ряде современных справочников и энциклопедий. Слова эти  лживы насквозь.





Чтобы опровергнуть эту ложь, достаточно  посмотреть на статистические данные по самым тиражным книгам последних  100 лет. Согласно подсчётам, самый крупный совокупный тираж у эпопеи  Джона Толкина «Властелин колец»: чуть меньше 100 млн экземпляров. Роман  Островского на этом фоне выглядит вполне респектабельно - примерно 60  млн. «Примерно» - потому что в гонке участвует Китай, где книга вышла  тиражом 15 млн. И это ещё не предел - «Как закалялась сталь» в  Поднебесной считается дефицитом, а китайской молодёжи идут навстречу и  тираж постоянно допечатывают.

Недостаток пафоса

Разумеется,  при желании это можно списать на идеологическое давление: дескать, вот  он, результат тоталитарной пропаганды. Тем более что примеры есть - мало  ли беспомощных книг появлялось только потому, что «наверху приняли  решение»?

Может, и так, но к Островскому это не имеет ни  малейшего отношения. Можно издать роман умопомрачительным тиражом, но  заставить людей купить и прочитать его - всё-таки слабо. Маленький  пример: в 1934 г. луганский студент-филолог Марченко написал в журнал  «Молодая гвардия» возмущённое письмо (он хотел взять в библиотеке «Как  закалялась сталь», но выяснилось, что в очереди на книгу стоят 176  человек): «Почему так поступают с читателями? Допечатайте, пожалуйста,  чтобы хватило на всех!»

Спустя 8 лет, в самую лютую зиму 1942  года, в блокадном Ленинграде «Сталь» переиздают по инициативе горожан.  Текст набирают в полуразрушенном здании. Тираж печатают, крутя машины  руками, поскольку нет электричества. И распродают 10 тыс. экземпляров за  два часа.

Это СССР. Но вот письмо, которое Островский получил  из штата Квинсленд (Австралия): «Если бы не повреждение ноги, я бы  работал и откладывал деньги на поездку к Вам, моему любимому русскому  писателю». А вот весточка из тюрьмы болгарского города Стара-Загора:  «После долгих мытарств один экземпляр книги «Как закалялась сталь»  наконец получен. Уже двое из нас её прочли, а предстоит прочесть всем  250 политзаключённым… Я в восторге от книги, а товарищ, который сейчас  её читает, ни на момент не отрывается от неё».

О том, что книга  не примитивная агитка, но большое литературное событие, говорили многие  иностранные рецензенты. Английское издание Daily Worker публикует  некролог: «То, что Островский умер таким молодым, является потерей не  только для СССР, но и для литературы всего мира». Положим, это газета  британских коммунистов. Но вот как отозвался на прижизненное издание  «Стали» еженедельник Reynold’s Illustrated News: «Островский в  известном смысле гений».

«Гений», «новатор», «гордость и слава  поколения», «светоч для многих тысяч людей», «олицетворение мужества» -  это всё о нём. И говорят не какие-нибудь подхалимы. Авторы последних  двух определений - нобелевский лауреат, писатель Ромен Роллан и поэт,  член Гонкуровской академии Луи Арагон.

Может показаться, что  пафос высоких слов зашкаливает. На самом деле его явно недостаточно. То,  что своей жизнью и работой показал Островский, вообще сложно описать  словами.

Болезни

В юности - три тифа и дизентерия. Потом  болезнь Бехтерева (воспаление суставов и позвоночника), глаукома и  слепота, поражение сердца, фиброз лёгких, почечнокаменная болезнь и  регулярные пневмонии. На этом фоне постоянно происходит следующее: «У  меня камень разорвал желчный пузырь, получилось кровоизлияние и  отравление желчью. Врачи тогда в один голос сказали: «Ну, теперь амба!»  Но у них опять не вышло, я выцарапался, снова напутав в медицинских  аксиомах». Так писал Островский за 4 месяца до смерти. Конечно же, его  лечили. Но даже лечение часто доставляло боль. Так, в 1927 г. ему  назначили серные ванны на курорте Горячий Ключ. Расстояние от Краснодара  (а это 46 км) писатель преодолевал 6 часов. За это время он 11 раз  терял сознание от боли. Но молчал.

Девять лет непрерывного  страдания. «У больного застывают сначала крупные, а потом и остальные  суставы. Он превращается в живое изваяние - конечности находятся в  разных положениях, в зависимости от того, как они были залиты лавой  болезни» - вот самое приблизительное описание того, как жил Островский.

Последние годы жизни

Осенью  1927 г. прозаик отправил рукопись автобиографии «Повесть о котовцах»  своим товарищам в Одессу. Но книга потерялась на обратном пути, ее  дальнейшую судьбу отследить не удалось. Николай стоически принял эту  новость, он продолжил писать. В 1929 г. Островский полностью потерял  зрение. После неудачного лечения в санатории он решил перебраться в  Сочи, а затем в Москву.

Слепота заставила писателя впервые в  жизни задуматься о самоубийстве. Но он не хотел прекращать борьбу,  поэтому изобрел специальный трафарет. С его помощью он написал новую  книгу «Как закалялась сталь». Зачастую трафарета было недостаточно,  поэтому прозаик диктовал тексты своим родственникам, друзьям, соседям и  даже девятилетней племяннице.

И жил, надо сказать, не то чтобы  роскошно. Знаменитую квартиру на Тверской, ставшую его последним  пристанищем, этот «любимчик советской власти» получил только в 1935 г.  Вместе с орденом Ленина. Что было до этого, может рассказать сам  писатель: «Я не чемпион по блату. Пусть рвачи пролезают, занимают  квартиры, мне от этого не жарко. Место бойца на фронте, а не в тыловых  склочных дырах. Цель моей жизни - литература. Лучше жить в уборной и  писать, чем добиваться квартиры».

«Его главной чертой было  правдолюбие. Он был внутренне заряжен на поиск справедливости» - так  отозвался об Островском критик Лев Аннинский. Очень русская черта. И,  как ни странно это звучит в отношении пролетарского писателя и  коммуниста, очень христианская. Недаром писатель Андре Жид, навестивший  Островского, сказал: «Я видел современного Иисуса Христа, который сам  написал революционное Евангелие».

Константин КУДРЯШЕВ. АиФ
Сайт "Истории успеха"

история, Николай Островский, литература, книги, персоналии

Previous post Next post
Up