Кулачество в ретроспективе

Nov 09, 2018 18:56


Немного о крепких, мудрых и рачительных хозяевах, которыми держалась экономика царской России. А именно - о кулаках, столь цинично и безжалостно уничтоженных кровавыми большевиками.

Алексей  Сергеевич Ермолов, царский министр земледелия и государственных  имуществ, 1892 г.:

"Действуя векселями, неосторожно ему  выданными и вооружась исполнительными листами, которых очень часто суд  не вправе не выдать, сельский ростовщик в то же время развращает,  спаивает слабых членов зажиточных семей, опутывает их фиктивными  долговыми обязательствами, выданными на сумму в 10-20 раз большую против  действительного долга, и разоряет массы крестьян в самом полном смысле  этого слова. Трудно поверить, до каких размеров доходят те проценты,  которые взимаются с крестьян за ссуженные им деньги и которые находятся  главным образом в зависимости от степени народной нужды.





Так, в летнее  время, особенно в виду благоприятного урожая, ссуда даётся не более, как  из 45-50% годовых, осенью те же кредиторы требуют уже не менее 120%, а  иногда и до 240%, причём очень часто обеспечением служит залог  крестьянских душевых наделов, которые сами владельцы арендуют потом у  своих же заимодавцев. Иногда земля, отобранная заимодавцем за долг по  расчёту 3-4 р. за десятину, обратно сдаётся в аренду владельцу её за  10-12 рублей. Однако, и такие проценты в большинстве случаев признаются  ещё недостаточными, так как сверх того выговариваются разные работы,  услуги, платежи натурою, - помимо денежных и т.п. При займах хлебом - за  пуд зимою или весною, осенью возвращается два. Оценить всё это на  деньги - весьма трудно, тем более, что счёты должника со своим  кредитором обыкновенно так запутаны, - (большею частью умышленно  запутываются последним), - что разобраться в них почти невозможно. В  последние годы особенно распространяется кредит под залог имущества,  причём ростовщик не брезгает ничем, - в дело идут и земледельческие  орудия, и носильное платье, и хлеб на корню, и даже рабочая лошадь и  скот. Когда же наступает время расплаты и крестьянину платить долга  нечем, то всё это обращается в продажу, а чаще уступается тому же  кредитору, причём он же назначает и цену, по которой заложенная вещь им  принимается в уплату долга, так что часто, отдав залог, крестьянин  остаётся по прежнему в долгу, иногда в сумме не меньшей, против  первоначальной цифры долга. Местами, обязательные работы  крестьян-должников на кулака-кредитора принимают характер совершенной  барщины, ещё гораздо более тяжёлой, нежели прежняя господская, потому  что в прежнее время помещики были заинтересованы в сохранении  благосостояния своих крестьян, теперешнему же кулаку-кредитору до них  никакого дела нет."

(Ермолов А.С. Неурожай и народное бедствие. СПб., 1892.)

Россия, карикатура, РКМП, плакат, эксплуатация, экономика, история, кулачество

Previous post Next post
Up