Лель. Газета газет или публицистика есть точное зеркало жизни. (Шутка). // Биржевые Ведомости. Спб., 1906. №9543, 14 (27).10, с. 3.
КАЗАНЬ, 12-го октября (СПА). Вечером близ Бакалды потонула от столкновения громадная барка Сорокина с товаром на сумму более 100000 рублей.
Внезапно наступили сильные морозы.
Caveant consules!
Левая печать сплошь и рядом уподобляется капризному ребенку, который в несколько минут может с необыкновенной легкостью перейти от одного настроения к другому. Давно-ли она говорила, что с введением конституции в России у нас воцарится обилие плодов земных и даже климат изменит свою суровость?
Интересно знать, как отнесутся лидеры партии народной свободы к известию о том, что в Казани внезапно наступили сильные морозы? Чем-то теперь станет морочить русское общество г. Милюков, грубые софизмы которого всегда так победоносно опровергаются нами?
Если же Россия не претерпела никаких климатических изменений, то к чему нам и политические? С логичностью такого довода спорить невозможно.
Мы не делаем никаких намеков и тем более не занимаемся доносами, но не можем не поставить в связь аварию барки Сорокина с пресловутым выборгским воззванием. Зерно, которое вез Сорокин, предназначалось для выкурки из него вина, оплачиваемого, как известно, акцизом в пользу государства. Кто знает причину, вследствие которой потонула барка? Не имеем-ли мы здесь проведения теории пассивного сопротивления в жизнь? Мы ставим только вопросы, а обстоятельный ответ на них может дать лишь охранное отделение города Казани.
«Россия».
Старый режим не сдается.
В Казани - морозы. Сама природа символизирует политический момент, переживаемый Россией.
Но кто ответствен за морозы в октябре? Впрочем, можно-ли говорить о какой бы то ни было ответственности в стране, где нет ответственного министерства?
Политическая конъюнктура ясна: спасение не в выродках союза русского народа и не в их единомышленниках, во главе с прикрывающимся виц-мундиром конституционализма, А.И. Гучковым. После гельсингфорсского съезда наша партия окрепла, и лишь немедленный призыв ея к власти даст возможность ликвидировать остатки старого режима, с его морозами и авариями,- столь любезными сердцу рептильных писак «России».
«Речь».
Маленькие письма.
И крушение барки на Волге, и ранние казанские морозы - это решительно наши русские национальные черты. Пойди, додумайся какой-нибудь иностранец до того, чтобы судно с грузом в 100000 рублей пустить белым днем ко дну на судоходной реке! На Западе - там были бы и лоцмана, и предупредительные буйки в опасных местах реки. У нас ничего этого нет. И слава Богу! Не нужно нам гнилого Запада, особенно теперь, когда Россией правит такой мудрый, мужественный, благородный и щедрый человек, как П.А. Столыпин. Что в сравнении с ним все ваши хваленые Бисмарки?
«Новое Время».
Все это напечатано в столбцах газеты, вверху; внизу же, в том же самом нумере, фельетоном изображено:
Письма к ближним.
И крушение барки на Волге, и ранние казанские морозы - все это, решительно, не наши, не русские черты. Мы привыкли спать в кожухах на теплой печке, а не бороздить волны реки. Но авария и морозы - не беда. Они подбадривают человека. Нужна самодеятельность, нужен новый Петр Великий, который сделал бы нас энергичными, просвещенными европейцами. Прочь азиатскую московщину! И этот Петр Великий уже ниспослан нам свыше в лице мудрого, мужественного, благородного и щедрого Петра Аркадьевича Столыпина.
«Новое Время».
Поучительная аналогия.
Чтобы ясно представить себе значение всего совершившегося в Казани, необходимо прибегнуть к прецедентам, имевшим место в истории Англии. Книга Дайси в этом отношении может служить нам надежным руководством. Ни в Magna Carta libertatum, ни в практике парламентских решений XIII века мы не встречаем указаний ни на Казань, ни на крушение барки Сорокина. Тем не менее, сравнительно-критический метод изследования правовых институтов Англии позволяет нам с большою дозою достоверности сказать, что если бы Казань существовала в Англии, то, вероятно, она называлась бы не Казанью, а как-нибудь иначе, и во всяком случае самое слово «Казань» писалось бы без мягкого знака, потому что даже при норманнах-завоевателях мы не замечаем в английских документах того времени ни малейших следов употребления мягкого знака. Praeterea censemus, burocratiam esse delendam!
«Страна».
Дождались!.
Итак, трещат морозы, разверзлись хляби небесные, дно Волги усеяно всем русским торговым флотом, и упокойники в гробах перевернулись. Дождались! Мы предвидели эту катаклизму, когда 8-го июля презренная бюрократия добилась своего и уничтожила народное представительство. Лишь отчаяние от невыхода газетных нумеров по понедельникам можно уподобить тому горю, которым охвачена теперь семья Сорокина. Казань, Россия, земной шар, Марс, вселенная! Назначайте же скорее день выборов, вы, глухие и слепые, внимайте тому, что говорят вам стихии - Волга и морозы!..
«Око».
Опять жид подгадил!.
Для истинно-русского человека все ясно в казанском происшествии: если бы барка принадлежала не Сорокину, а какому-нибудь Ицке Сорокихесу, а Казань лежала бы в черте еврейской оседлости, то, поверьте, и барка не потонула бы, и никаких морозов не было бы. Все это - штуки еврейско-масонской организации, одним из подкупных наймитов которой является граф Полусахалинский. Единственным выходом из теперешнего тяжелого положения России представляется следующее: собраться православным истинно-русским людям на Казанской площади, отслужить молебен святым угодникам и расправиться со всеми крамольниками, как в свое время Илья Муромец расправился с поганым Жидовином. Россия ждет богатырей мысли и дела, и эти богатыри будут, не надо только жалеть им казенного пайка. Ура!
«Русское Знамя».
Как помочь горю?.
Ужас.
Вернее, два ужаса.
И оба в один день.
Почему не один ужас в два дня?
Затонула барка.
Наступили морозы.
Как отвлечь от себя черные думы?
В какой теплый приют уйти от этих леденящих морозов?
Вот вопрос дня.
Вот, чем теперь заняты умы всех.
Кто даст разумный совет, тот будет их спасителем.
Своего рода Цинциннатом, известным французским полководцем XVI века.
Этот совет даем мы.
Идите в «Альказар».
Его уютные кабинеты неописуемы.
Его метрдотель непревосходим.
После «Альказара» отправляйтесь или в Крестовский сад, или по одному из адресов, которые мы предусмотрительно печатаем на четвертой странице нашей почтенной газеты.
«Петербургская Газета».
Сообщение «Осведомительного бюро».
Из компетентных источников мы уполномочены заявить, что известие об аварии барки Сорокина под Казанью и наступление сильных морозов представляется сплошным вымыслом. Не существует никакого Сорокина и даже дальнейшее существование Казани после назначения туда временного генерал-губернатора представляется сомнительным.